Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 08:52, курсовая работа
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета………………………………………………...…9
1.3 Контроль исполнения бюджетов и бюджетный анализ…...........................11
1.4. Классификация бюджетов и методы их разработки…………….………..12
2 Анализ себестоимости продукции на примере ОАО «Алтайвагон»……...30
2.1 Общая характеристика и экономическое положение ОАО “Алтайвагон”…………………………………………………………………...30
2.2 Методы оценки затрат в себестоимости продукции……………………..35
2.3 Анализ динамики и структуры затрат по производству продукции и факторный анализ себестоимости……………………………………………..39
3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию системы бюджетирования на предприятии…………………………………..……………………..………50
Заключение…………………………………………………………….………...56
Список использованных источников………………………………
1.Теоретические основы организации бюджетирования на предприятии ….6
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете…………...6
1.2 Виды и функции бюджета…………………………………
1.3 Контроль исполнения
бюджетов и бюджетный анализ…..
1.4. Классификация бюджетов
и методы их разработки…………….……
2.2 Методы оценки затрат
в себестоимости продукции……………
3. Организация бюджетирования в ОАО»Алтайвагон»……………..……….50
3.1 Контроль исполнения бюджетов в ОАО «Алтайвагон»……………..…....50
3.2 Методические подходы к совершенствованию
системы бюджетирования на предприятии…………………………………..…………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………….………58
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетирование представляет собой метод краткосрочного планирования будущих значений финансовых отчетов, основанный на том, что каждая их статья получает ответственного за ее исполнение. Бюджетирование является составной частью финансового менеджмента и управленческого учета.
Преимущества бюджетирования проявляются в принудительном краткосрочном и долгосрочном планировании ресурсов организации, поведения конкурентов и особенно текущего и проектируемого рыночного спроса продукции. По этим стратегическим аспектам разрабатываются планы и формируются бюджеты всех уровней и разной периодичности.
Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее «продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности. Однако у практиков, имеющих опыт бюджетирования, есть вопросы, требующие разъяснений. Что же говорить о тех отечественных компаниях, которые только сейчас начинают внедрение бюджетных процессов.
В основе концепции стратегически ориентированного бюджетирования лежит Сбалансированная Система Показателей - ССП (BSC - Balanced ScoreCard), разработанная Р.Капланом и Д.Нортоном. В соответствии со стратегическим планом развития компания разрабатывает стратегические карты, которые отражают ее цели в четырех проекциях: «Финансы», «Клиенты», «Бизнес-процессы», «Персонал». Для каждой проекции определяются ключевые факторы успеха и их индикаторы - ключевые показатели эффективности КПЭ (KPI - Key Performance Indicator). В проекции «Финансы» стратегия компании представлена либо стратегией роста доходов, либо стратегией снижения затрат. Ключевыми показателями эффективности выступают такие показатели, как доля рынка, рентабельность бизнеса, свободный денежный поток и т.д. Достижение указанных показателей характеризует успешность реализации стратегии компании. Для расчета КПЭ формируют бюджетные показатели - объем продаж, прямые и накладные расходы по статьям и т.д. Бюджетные показатели подразделений являются составной частью бюджетных показателей компании. Выполнение бюджетных показателей должно найти свое отражение в системе мотивации, которая является связующим звеном между целями компании и целями персонала.
У компании, которая хочет преуспеть в конкурентной борьбе, должен быть план стратегического развития. Успешные компании создают такой план не на основе статистических данных и их проекции на будущее, а базируясь на видении того, какой должна стать компания через определенное время. И только после этого они решают, что следует сделать сегодня, чтобы оказаться в намеченной точке завтра.
В процессе достижения поставленных целей возможны отклонения от заданного маршрута, поэтому на каждом «повороте» предприятию приходится просчитывать различные варианты своих дальнейших действий. Инструментом для таких расчетов и является бюджетирование.
Целью данной работы является рассмотрения бюджетирования как управленческой технологии в гибком развитии предприятия, разработка и рассмотрение схем взаимодействия различных бюджетов, организация бюджетирования на предприятии.
Основными задачами управленческого учета в области расходов и доходов являются: исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение от запланированных результатов, выявление причин отклонений; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
В последние годы наблюдается
тенденция к росту издержек производства
в связи с удорожанием
Актуальность проблемы оптимизации
затрат и снижения себестоимости
продукции обусловлена тем, что
величина основных видов ресурсов,
расходуемых на производство продукции,
в значительной степени влияет на
эффективность производства, величину
прибыли и уровень
Одним из важнейших объектов
экономического анализа деятельности
промышленного предприятия
Рассматривая экономический анализ как одну из функций управленческого учета, можно считать, что расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия являются также основным объектом и управленческого учета. Экономический анализ - важный элемент системы управления производством.
Основными задачами управленческого учета в области расходов и доходов являются: исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение от запланированных результатов, выявление причин отклонений; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
В последние годы наблюдается
тенденция к росту издержек производства
в связи с удорожанием
Одним из важнейших объектов
экономического анализа деятельности
промышленного предприятия
Рассматривая экономический анализ как одну из функций управленческого учета, можно считать, что расходы (затраты, издержки) и доходы предприятия являются также основным объектом и управленческого учета. Экономический анализ - важный элемент системы управления производством.
Основными задачами управленческого учета в области расходов и доходов являются: исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) и определение от запланированных результатов, выявление причин отклонений; обеспечение контроля за наличием и движением имущества, материальных, денежных и трудовых ресурсов; выявление резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
В последние годы наблюдается
тенденция к росту издержек производства
в связи с удорожанием
Объектом исследования является ОАО «Алтайвагон», предметом - анализ себестоимости продукции данного предприятия.
Кроме того, на сегодняшний день ОАО «Алтайвагон» одно из ведущих предприятий региона по темпам промышленного роста. И неподдельный интерес к данному предприятию испытывают многие аналитики. Это только увеличивает и без того актуальную проблему, рассматриваемую в проекте, поскольку проведенный анализ показал не только положительные результаты, но и выделил основные проблемы управления затратами на ОАО «Алтайвагон».
Главной целью данного дипломного проекта является изучение теоретических, методологических основ экономического анализа затрат в себестоимости продукции, направленного на выявление резервов и путей их снижения.
Основные задачи курсовой работы:
1)Бюджетирование на предприятии -как составная часть финансового менеджмента и управленческого учета.
2) Рассмотрение теоретических вопросов себестоимости производства и реализации продукции предприятия и затрат.
3) Выявление резервов снижения себестоимости, определение наиболее оптимальных путей снижения затрат применительно к ОАО «Алтайвагон».
1.Теоретические
основы организации
1.1 Понятие и значение бюджетирования в управленческом учете
Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т. е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части [6, с.15].
Технология бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета — структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
Рассмотрим план действий по постановке бюджетирования:
1. Формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой бизнеса компании.
2. Принципы бюджетирования в компании.
3. Изучение методологии бюджетирования.
4. Анализ финансовой структуры.
5. Определение видов бюджетов.
6. Определение бюджетных форматов.
7. Утверждение бюджетного регламента.
8. Распределение функций в аппарате управления.
9. Составление графика документооборота.
10. Автоматизация бюджетирования.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа [12, с. 50]:
- планирования и принятия
управленческих решений в
- оценки всех аспектов
финансовой состоятельности
- укрепления финансовой
дисциплины и подчинения
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.