Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:58, реферат
Термин "бюджетирование" активно применяется в научной литературе и хозяйственной практике коммерческих банков. Проведенный анализ современной экономической литературы показал, что единой общепринятой трактовки термина "бюджетирование" пока не существует. В качестве возможных составляющих упоминаются бюджетное планирование, мотивация персонала, смета расходов, документооборот, контроль расходования ресурсов и т. п.
Основные тезисы: организация бюджетной структуры банка, выделение центров финансовой ответственности и их классификация, построение финансовых взаимоотношений между структурными подразделениями, повышение эффективности их функционирования, оперативное планирование бюджетов ЦФО.
Ключевые
слова: система бюджетирования; центр
финансовой ответственности; управленческий
учет; финансовое планирование в банках.
В
последние годы банковский сектор развивался
в условиях нестабильности и дефицита
ликвидности на финансовых рынках.
Поэтому наиболее насущными задачами
являются разработка мер и создание условий,
направленных на выявление внутренних
резервов развития коммерческих банков
на новом качественном уровне, сокращение
административно-хозяйственных расходов,
повышение эффективности их функционирования.
Все это обусловливает необходимость
комплексного подхода к организации системы
бюджетирования в коммерческих банках.
Понятие системы бюджетирования.
Термин "бюджетирование" активно применяется в научной литературе и хозяйственной практике коммерческих банков. Проведенный анализ современной экономической литературы показал, что единой общепринятой трактовки термина "бюджетирование" пока не существует. В качестве возможных составляющих упоминаются бюджетное планирование, мотивация персонала, смета расходов, документооборот, контроль расходования ресурсов и т. п.
По нашему мнению, под бюджетированием следует понимать управленческую систему, включающую три составляющие:
Таким образом, система бюджетирования коммерческого банка может рассматриваться с двух позиций. Во-первых, с функциональной позиции, это совокупность бюджетных отношений, форм и методов бюджетирования. Во-вторых, в институциональном плане, это совокупность центров финансовой ответственности (ЦФО), осуществляющих финансовую деятельность.
Принципы бюджетирования. Необходимо отметить, что функционирование любой системы возможно лишь в соответствии с основополагающими принципами. При этом принципы организации системы бюджетирования должны быть присущи всем элементам системы и объединять их в единое целое.
Объектами системы бюджетирования являются денежные потоки банка и его подразделений (центров финансовой ответственности, ЦФО), связанные с реализацией определенных банковских услуг, отношения финансовых контрагентов по поводу формирования и использования финансовых ресурсов.
Субъектами системы являются Совет директоров, президент, бюджетный комитет, подразделения, участвующие в подготовке бюджетов и подразделения, отвечающие за подготовку бюджетов банка в целом.
К входным параметрам, задаваемым на период действия стратегии, можно отнести: систему сбалансированных показателей по банку в целом и по подразделениям, центрам финансовой ответственности, отдельным работникам, разработанную в соответствии с выбранной стратегией, а также внутрибанковские нормативы и бизнес-план.
Выходные параметры: прогноз бюджетов разных видов и уровней с разбивкой по временным интервалам.
Организация
бюджетной структуры банка. Необходимым
условием организации системы
Бюджетная структура - система управления банком по центрам финансовой ответственности (ЦФО) через бюджеты, позволяющая достигать поставленных целей путем наиболее эффективного использования ресурсов.
Традиционно в бюджетировании под центром финансовой ответственности понимается самостоятельный субъект финансовых отношений, участвующий в бизнес-процессе и оказывающий непосредственное воздействие на его финансовый результат.
Выделение
таких центров является особенно
важным и сложным процессом для
создания системы оценки деятельности
подразделений. При этом важно четко
определить характеристики каждого
ЦФО и связать их с функциональными
обязанностями подразделений, а
также организационной
Традиционно
бюджетную структуру ЦФО
На
наш взгляд, на первоначальных этапах
внедрения системы
В данной ситуации к центрам прибыли будут
относиться около 30% подразделений банка,
формирующих в результате своей деятельности
операционный доход, а к центрам затрат
- подразделения, осуществляющие привлечение
средств, учет, контроль и сопровождение
банковских операций (около 70% подразделений
банка).
Из
практики банковского дела известно,
что бюджетная структура
Любой
многофилиальный банк сочетает в
себе централизацию власти с децентрализацией,
что делает необходимым выделение
центров прибыли на базе филиалов
(включая центральное
На уровне подразделения 1-го уровня могут быть зарегистрированы как управления, так и любые группы сотрудников или один сотрудник банка, даже если он является сотрудником сектора или группы. Уровни 2-3 служат для детализации уровня 1.
Необходимо
отметить, что организация бюджетной
структуры ЦФО зависит от стратегии
развития банка, системы управления,
организационно-кадровой структуры
и степени автоматизации
Классификация
центров финансовой ответственности.
Дискуссионным представляется вопрос
о классификации центров
Исходя из специфики банковской деятельности, центры финансовой ответственности можно классифицировать по следующим признакам.
Оперативное
планирование бюджетов банка. Для ЦФО
каждого уровня бюджетной структуры
и банка в целом решается вопрос
о необходимости составления
бюджета. В этой связи существенная
роль отводится оперативному планированию,
которое заключается в
Основной
целью оперативного планирования бюджета
банка является обеспечение эффективного
управления ресурсами банка в
среднесрочной перспективе.
На практике существует три основных подхода к составлению операционного бюджета банка, которые могут применяться на этапах их планирования, согласования и утверждения. Это подходы "снизу вверх", "сверху вниз", а также "комбинированный" (итерационный) подход. Рассмотрим преимущества и недостатки использования этих подходов.
Подход планирования бюджета банка "снизу вверх" используется для децентрализованного формирования бюджета. При использовании данного подхода бюджет составляется исходя из планов деятельности подразделений банка, которые представляются руководителям банка для определения по ним агрегированных результирующих показателей для всего банка.
Из
банковской практики известно, что
довольно часто представленные "снизу
вверх" плановые показатели изменяются
руководителями в процессе утверждения
бюджета, что в случае необоснованности
решения или недостаточной
При
подходе "сверху вниз" - бюджет составляется
исходя из целевых показателей, предоставленных
руководством компании. Разработка стратегических
показателей требует