Автор: Kiss358 Kiss358, 24 Октября 2010 в 01:17, курсовая работа
Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.
Введение
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
3. Статические и гибкие бюджеты
4. Разработка смет затрат
5. Целевые показатели при составлении бюджетов
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение......................
1. Бюджеты, их
значение в управленческом
2. Структура
и содержание генерального
3. Статические
и гибкие бюджеты..............
4. Разработка
смет затрат...................
5. Целевые показатели
при составлении бюджетов......................
6. План-факт, анализ
исполнения бюджетов...........
Заключение....................
Список литературы.............
Приложение....................
Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.
Бюджетирование - процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.
Сегодня бюджетирование применяется в компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Это вызвано рядом причин. Во-первых, наследием прежней госплановской системы, когда процесс планирования фактически не был связан с финансовыми показателями, поскольку выпуск продукции считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах, а затраты предприятия, как правило, определяли в нормо-часах или иных нефинансовых суррогатах. После перехода к бизнес-планированию, с его ориентацией на маркетинг, на прогнозирование состояния рынка, выраженного преимущественно финансовыми оценками, в российской системе бюджетирования возникли трудности. Во-вторых, сам процесс организации внутрифирменного бюджетирования имеет проблемы. Считается, что для постановки бюджетирования достаточно разработать основные бюджетные формы и раздать их исполнителям. Однако успех внедрения бюджетирования в компании будет зависеть от тщательности проработки всех регламентов и процедур составления и контроля исполнения бюджетов, а также от уровня квалификации и подготовки специалистов, поскольку внутрифирменное бюджетирование — это не столько инструмент, сколько управленческая технология, отражающая соответствие уровня менеджмента компании и принимаемых в ней управленческих решений современным требованиям.
Таким образом, можно говорить о том, что полноценное бюджетирование в России — редкость.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бюджетирование является одним из важнейших процессов в системе управленческого учета, так как бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.
Целью
данной работы является
Объект исследования - хозяйственная деятельность предприятия.
Предмет исследования - бюджетирование в системе управленческого учета на предприятии.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- раскрыть понятие бюджета и его роли в управленческом учете;
- охарактеризовать структуру и содержание генерального, статического и гибкого бюджетов;
- рассмотреть целевые показатели при составлении бюджетов;
- проанализировать процесс исполнения бюджетов.
Для обработки данных я применяла следующие методы: аналитический, табличный, исторический, индукции, дедукции, синтеза.
Структура работы: введение, основная часть, состоящая из шести разделов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Для написания
работы использовалась специальная
литература по бухгалтерскому учету: учебники,
учебные пособия, справочная информация,
журналы.
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
Бюджетирование- это процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка, и контроля за их исполнением.
Основные функции
системы бюджетирования- это планирование
деятельности организации, информирование,
составление различных
Бюджет- это количественное
выражение плана, инструмент координации
и контроля за его выполнением. Основной
бюджет (мастер-бюджет, главный бюджет)
охватывает производство, реализацию,
распределение и
Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:
1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию. Без наличия плана управляющему. Как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.
2. Бюджет, будучи
составной частью
3. Бюджет как средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.
4. Бюджет- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений. /2, с. 328/.
Бюджет предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде.
Классификация бюджетов в управленческом учете:
1. По срокам:
- текущий - год;
- оперативный - квартал, месяц;
- скользящий - по окончании отчетного периода к исполненному бюджету добавляется, при необходимости скорректированный по фактическим результатам деятельности организации (скользящее бюджетирование);
- прогнозный - более года.
2. По назначению:
- операционный;
- финансовый.
3. По уровню детализации:
- основной (генеральный или мастер-бюджет) – по организации в целом;
- частные ( специальные) – по ЦФО, по проектам, по бизнес-процессам.
4. По уровню анализа:
- статичный (жесткий)
(нулевой и первый уровни
- гибкий (второй уровень анализа);
- детализирующий отклонения (третий уровень анализа). /16, с. 50/.
Помимо операционных и финансовых бюджетов в компании могут использоваться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат (иногда его называют инвестиционным бюджетом) и кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов). Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определении системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например, налоговый бюджет, бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководством предприятия в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.
В принципе, вспомогательные
и специальные бюджеты подготавливают
исходную информацию для составления
основных бюджетов или обрабатывают итоговую
информацию основных бюджетов для более
точного определения целевых показателей
и нормативов финансового планирования
и учета особенностей местного налогообложения.
/14, с.26/.
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
В основе бюджетирования лежит основной бюджет ( мастер-бюджет), который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом.
Генеральный бюджет — это всестороннее представление разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах. Он охватывает управленческие решения, как в области операционной деятельности, так и финансовой./2, с. 329/.
Генеральный бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых определяется организацией самостоятельно (структура генерального бюджета представлена в Приложении 1). Операционные бюджеты связаны с основными функциями организации (бюджет продаж, бюджет прямых затрат на производство, бюджет управленческих расходов). Финансовые бюджеты являются бюджетами организации в целом.
В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №» и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Отправной точкой составления операционных бюджетов служит прогноз объема продаж и определения фактора, ограничивающего сбыт организации. Часто таким фактором оказывается потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной продукции в натуральных единицах. В этом случае разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и всю производственную программу. При неограниченном спросе объем продаж ограничивается имеющимися производственными возможностями, и в этом случае перед составлением бюджета продаж формируется бюджет производства. При составлении операционных бюджетов согласовываются процессы снабжения, производства и сбыта.
Финансовые бюджеты составляются на основе информации операционных бюджетов.
Не менее важно определить подход к бюджетированию: будут ли разрабатываемые бюджеты основываться на базе бюджетов предшествующих периодов, либо это будут бюджеты на нулевой основе. Составление бюджетов на нулевой основе, как правило, оправдано при реинжиниринге деятельности организации, и хотя требуют значительных временных затрат, связанных с формированием новой структуры центров финансовой ответственности, разработкой новых форм бюджетов и пересмотром других аспектов бюджетирования, позволяет заново изучить и критически переосмыслить деятельность организации. Бюджетирование на базе бюджетов предшествующих периодов позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года. Составление скользящих бюджетов превращает бюджетирование из единовременного, происходящего один раз в год события, в непрерывный процесс.
Скользящее бюджетирвоание позволяет осуществлять контроль процесса реализации бизнес-проектов, своевременно выявлять отклонения от бюджетных данных и устанавливать их причины, принимать решения по устранению отрицательных факторов или корректировке бюджетов.
Рассмотрим возможные варианты схем мастер-бюджетов для производственной и торговой организации./16, с.51/.
Производственная организация:
1. Операционный бюджет: