Бюджетирование в системе учета

Автор: Kiss358 Kiss358, 24 Октября 2010 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.

Содержание

Введение
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия
3. Статические и гибкие бюджеты
4. Разработка смет затрат
5. Целевые показатели при составлении бюджетов
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО БУУ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

                                                    Содержание  

Введение..................................................................................................................3

1. Бюджеты, их  значение в управленческом учете..............................................6

2. Структура  и содержание генерального бюджета  предприятия......................9

3. Статические  и гибкие бюджеты.......................................................................20

4. Разработка  смет затрат......................................................................................24

5. Целевые показатели при составлении бюджетов...........................................30

6. План-факт, анализ  исполнения бюджетов......................................................36

Заключение.............................................................................................................42

Список литературы................................................................................................44

Приложение............................................................................................................46 
                                                   Введение

   Бюджеты - неотъемлемая часть нашей жизни. Мы сталкиваемся с ними постоянно, на работе и в частной жизни. Почти все организации и частные лица имеют свои бюджеты, более или менее формализованные, разные по объемам и степени разработанности.

   Бюджетирование - процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение общих целей.

    Сегодня бюджетирование применяется в  компаниях в лучшем случае для того, чтобы контролировать отдельные показатели, например размеры дебиторской и кредиторской задолженности, или для того, чтобы установить уровни затрат в отдельных структурных подразделениях. Но никак не для того, чтобы управлять активами предприятия, добиваться роста капитализации или надежно определять инвестиционную привлекательность отдельных направлений хозяйственной деятельности. Это вызвано рядом причин. Во-первых, наследием прежней госплановской системы, когда процесс планирования фактически не был связан с финансовыми показателями, поскольку выпуск продукции считали преимущественно в штуках и других натуральных величинах, а затраты предприятия, как правило, определяли в нормо-часах или иных нефинансовых суррогатах. После перехода к бизнес-планированию, с его ориентацией на маркетинг, на прогнозирование состояния рынка, выраженного преимущественно финансовыми оценками, в российской системе бюджетирования возникли трудности. Во-вторых, сам процесс организации внутрифирменного бюджетирования имеет проблемы. Считается, что для постановки бюджетирования достаточно разработать основные бюджетные формы и раздать их исполнителям. Однако успех внедрения бюджетирования в компании будет зависеть от тщательности проработки всех регламентов и процедур составления и контроля исполнения бюджетов, а также от уровня квалификации и подготовки специалистов, поскольку внутрифирменное бюджетирование — это не столько инструмент, сколько управленческая технология, отражающая соответствие уровня  менеджмента компании и принимаемых в ней управленческих решений современным требованиям.

   Таким образом, можно говорить о том, что полноценное бюджетирование в России — редкость.

   Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что бюджетирование является одним из важнейших процессов в системе управленческого учета, так как  бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим  и конкретизирующим  в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при   одобрении того или иного плана развития.

    Целью  данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, изучение структуры и содержания генерального, статического и гибкого бюджетов, оценка целевых показателей, анализ исполнения бюджетов и их значения в управленческом учете.

Объект исследования - хозяйственная деятельность предприятия.

Предмет исследования - бюджетирование в системе управленческого учета на предприятии.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- раскрыть понятие бюджета и его роли в управленческом учете;

- охарактеризовать структуру и содержание генерального, статического и гибкого бюджетов;

- рассмотреть   целевые показатели при составлении бюджетов;

- проанализировать процесс исполнения бюджетов.

Для обработки  данных я применяла следующие  методы: аналитический, табличный, исторический, индукции, дедукции, синтеза.

Структура работы: введение, основная часть, состоящая  из шести разделов, заключение, список использованной литературы, приложение.

Для написания  работы использовалась специальная  литература по бухгалтерскому учету: учебники, учебные пособия, справочная информация, журналы.  
 
 
 
 

 

1. Бюджеты, их значение  в управленческом  учете

    Бюджетирование- это процесс формирования бюджетов, направленный на приведение в соответствие возможностей организации с условиями рынка, и контроля за их исполнением.

Основные функции  системы бюджетирования- это планирование деятельности организации, информирование, составление различных вариантов бюджетов, мониторинг и анализ исполнения бюджетов.

Бюджет- это количественное выражение плана, инструмент координации  и контроля за его выполнением. Основной бюджет (мастер-бюджет, главный бюджет) охватывает производство, реализацию, распределение и финансирование.

Использование бюджета создает для организации следующие преимущества:

1. Планирование, как стратегическое, так и тактическое, помогает контролировать производственную ситуацию. Без наличия плана управляющему. Как правило, остается только реагировать на обстановку, вместо того чтобы ее контролировать. Бюджет, являясь составной частью плана, содействует четкой и целенаправленной деятельности предприятия.

2. Бюджет, будучи  составной частью управленческого  контроля, создает объективную основу  оценки результатов деятельности организации в целом и ее подразделений. В отсутствие бюджета, при сравнении показателей текущего периода с предыдущим можно прийти к ошибочным выводам, а именно: показатели прошлых периодов могут включать результаты низкопроизводительной работы. Улучшение этих показателей означает, что предприятие стало работать лучше, но свои возможности оно не исчерпало. При использовании показателей предыдущих периодов не учитываются возможности, которых не существовало в прошлом.

3. Бюджет как  средство координации работы различных подразделений организации побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в  целом.

4. Бюджет- основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и их руководителей: работа менеджеров оценивается по отчетам о выполнении бюджета; сравнение фактически достигнутых результатов с данными бюджета указывает области, куда следует направить внимание и действия. Наконец, с помощью бюджета проводится анализ отклонений. /2, с. 328/.

Бюджет предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде.

Классификация бюджетов в управленческом учете:

1. По срокам:

- текущий - год;

- оперативный  - квартал, месяц;

- скользящий - по окончании отчетного периода к исполненному бюджету добавляется, при необходимости скорректированный по фактическим результатам деятельности организации (скользящее бюджетирование);

- прогнозный - более  года.

2. По назначению:

- операционный;

- финансовый.

3. По уровню  детализации:

- основной (генеральный  или мастер-бюджет) – по организации  в целом;

- частные ( специальные)  – по ЦФО, по проектам, по  бизнес-процессам.

4. По уровню анализа:

- статичный (жесткий) (нулевой и первый уровни анализа);

- гибкий (второй  уровень анализа);

- детализирующий  отклонения (третий уровень анализа). /16, с. 50/.

    Помимо операционных и финансовых бюджетов в компании могут использоваться вспомогательные бюджеты и специальные бюджеты. Среди вспомогательных бюджетов наибольшее значение имеют план капитальных (первоначальных) затрат (иногда его называют инвестиционным бюджетом) и кредитный план (план привлечения финансовых ресурсов). Их назначение заключается в более тщательном планировании динамики активов бизнеса, определении системы условий и ограничений, которая может быть установлена для данного бизнеса. Специальные бюджеты показывают калькуляцию или распределение отдельных статей основных бюджетов, например, налоговый бюджет, бюджет распределения прибыли, бюджеты отдельных проектов и программ. Набор этих бюджетов определяется руководством предприятия в зависимости от специфики хозяйственной деятельности.

В принципе, вспомогательные и специальные бюджеты подготавливают исходную информацию для составления основных бюджетов или обрабатывают итоговую информацию основных бюджетов для более точного определения целевых показателей и нормативов финансового планирования и учета особенностей местного налогообложения. /14, с.26/. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Структура и содержание  генерального бюджета  предприятия

    В основе бюджетирования лежит основной бюджет ( мастер-бюджет), который представляет собой скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для организации в целом.

    Генеральный бюджет — это всестороннее представление разработанных менеджерами операционных и финансовых бюджетов на будущий период времени (обычно на год) через систему показателей, которые суммируются в финансовых бюджетах. Он охватывает управленческие решения, как в области операционной деятельности, так и финансовой./2, с. 329/.

Генеральный бюджет состоит из операционного и финансового бюджетов, состав которых определяется организацией самостоятельно (структура генерального бюджета представлена в Приложении 1). Операционные бюджеты связаны с основными функциями организации (бюджет продаж, бюджет прямых затрат на производство, бюджет управленческих расходов). Финансовые бюджеты являются бюджетами организации в целом.

В отличие от финансовой отчетности (баланса, формы №» и др.), форма бюджета не стандартизирована. Его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

    Отправной точкой составления операционных бюджетов служит прогноз объема продаж и определения фактора, ограничивающего сбыт организации. Часто таким фактором оказывается потребительский спрос, выражаемый в прогнозируемой величине объема реализованной продукции в натуральных единицах. В этом случае разработка основного бюджета начинается с формирования программы сбыта (бюджета продаж), поскольку объем и ассортимент продаж будут определять уровень производства предприятия и всю производственную программу. При неограниченном спросе объем продаж ограничивается имеющимися производственными возможностями, и в этом случае перед составлением бюджета продаж формируется бюджет производства. При составлении операционных бюджетов согласовываются процессы снабжения, производства и сбыта.

Финансовые бюджеты  составляются на основе информации операционных бюджетов.

Не менее важно  определить подход к бюджетированию: будут ли разрабатываемые бюджеты  основываться на базе бюджетов предшествующих периодов, либо это будут бюджеты  на нулевой основе. Составление бюджетов на нулевой основе, как правило, оправдано при реинжиниринге деятельности организации, и хотя требуют значительных временных затрат, связанных с формированием новой структуры центров финансовой ответственности, разработкой новых форм бюджетов и пересмотром других аспектов бюджетирования, позволяет заново изучить и критически переосмыслить деятельность организации. Бюджетирование на базе бюджетов предшествующих периодов позволяет использовать алгоритм скользящего бюджетирования в течение года. Составление скользящих бюджетов превращает бюджетирование из единовременного, происходящего один раз в год события, в непрерывный процесс.

Скользящее бюджетирвоание позволяет осуществлять контроль процесса реализации бизнес-проектов, своевременно выявлять отклонения от бюджетных данных и устанавливать их причины, принимать решения по устранению отрицательных факторов или корректировке бюджетов.

Рассмотрим возможные  варианты схем мастер-бюджетов для  производственной и торговой организации./16, с.51/.

Производственная  организация:

1. Операционный  бюджет:

Информация о работе Бюджетирование в системе учета