Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:17, курсовая работа
Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние факторов хозяйственного риска, появляется преимущество свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.
Введение
Теоретические аспекты составления бюджета организации.
Бюджет организации: понятие и сущность.
Бюджетная структура
Финансовое планирование и разработка бюджета организации.
Анализ процесса составления бюджета предприятия.
Анализ возможностей предприятия.
Формирование бюджета.
Заключение
Список литературы
Основой любого бизнес-процесса
является написанный регламент, в котором
четко оговорены права и
Жизненно необходимым для процесса бюджетирования является наличие коллегиального распорядительного органа, который может называться бюджетным комитетом, финансовым комитетом, или как-то по-другому, что не суть важно. Если в компании нет подобной структуры, которая имеет полномочия перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц — система бюджетирования даже не то, что неэффективна, — она становится бессмысленной.
При этом важна именно коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть директора по всем направлениям. По сути, бюджетный комитет является главным подразделением в системе бюджетирования.
Еще одной функцией бюджетного комитета является определение приоритетов платежей.
Очень важным, причем не
только для процесса бюджетирования,
является определение и разграничение
полномочий и ответственности отдельных сл
Выделим, в итоге, следующие требования к организации бизнес-процесса бюджетирования:
наличие на предприятии
единого документа
организация бюджетного комитета
установление жесткой финансовой дисциплины
выстраивание приоритетов в финансах
четкое разграничение полномочий и ответственности служб.
Бюджеты составляются на год вперед с разбивкой по месяцам. Подготовка проектов бюджетов должна начинаться за два-три месяца до вступления их в силу [14].
Распространенную ошибку допускают те, кто считает бюджетом — отчет о движении платежных средств. Бюджет компании должен включать в себя три формы: отчет о прибыли, отчет о движении платежных средств, и баланс.
Отчет о прибыли необходим для оценки рентабельности текущей деятельности компании. Принципиальным в отчете о прибыли является разделение затрат на переменные и постоянные. Это необходимо, чтобы понять, как будут изменяться результаты деятельности компании при изменении объемов производства.
В долгосрочной перспективе именно наличие прибыли является залогом положительного сальдо отчета о движении платежных средств.
Основное предназначение
отчета о движении платежных средствах
— это обеспечение
Прогнозный баланс является важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия. Наиболее актуальными для предприятий, в данном контексте, являются проблемы оборачиваемости текущих активов и пассивов, а также вопросы оптимизации структуры источников финансирования. Методологически баланс рассчитывается на основе отчета о прибыли и отчета о движении платежных средств.
Когда система бюджетирования сводится к планированию только одной формы — отчета о движении платежных средств, из оперативного анализа выпадают основополагающие понятия: маржинальная прибыль, рентабельность, оборачиваемость и т.д. Это сужает проблемное поле компании до решения текущей задачи платежеспособности, и не позволяет оценить деятельность компании в целом.
Однако примерно на половине
предприятий система
______________________________
2.2
Формирование бюджета
к.э.н., Г.Д. Аманова
Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева
г. Астана, Республика Казахстан
В процессе деятельности хозяйствующего субъекта его руководители ежедневно принимают различные решения, касающиеся как текущей, так и перспективной деятельности предприятия. Всякий раз принятие решения основывается на результатах более или менее развернутого и формализованного анализа.
Цена ошибок, допущенных при разработке планов разных уровней, достаточно высока, поэтому весьма важным оказывается проводимый заблаговременно глубокий и всесторонний анализ целей предприятия и путей их достижения.
Управление предприятием невозможно без осуществления контроля за реализацией его планов. Ускорение организации выпуска новой продукции в современных экономических условиях выступает в качестве важнейшего инструмента управления запросами потребителей. Ограниченность финансовых ресурсов усиливает роль правильного выбора приоритетов экономической политики. В связи с этим для предприятий становится важным производство различных видов изделий при постоянном освоении новых сфер деятельности и следовательно, планирование в условиях рынка приобретает новое значение.
В этих условиях планирование и контроль результатов и их компонентов невозможны без формирования бюджета как основного инструмента управления, обеспечивающего точной, полной и своевременной информацией руководство. С его помощью должны осуществляться разработка стратегии эффективного развития промышленного предприятия в условиях конкуренции и нестабильности.
Бюджет предприятия может быть представлен в виде сметы – выраженного в денежном измерении плана, который используется для оценки результатов будущих операций.
Поскольку бюджет государства формируется за год, то мы разделяем точку зрения тех авторов, которые указывают этот срок.
В экономической литературе существует и ряд мнений по поводу толкования понятия «бюджетирование». Так, Ч.Т. Хорнгрен пишет, что «бюджетирование – неотъемлемая часть краткосрочного (год или менее) и долгосрочного планирования, где выделяются такие стратегические аспекты, как ресурсы организации, поведение конкурентов в текущем и проектируемом рыночном спросе» [1, с.98].
Ю. Бригкхем и Л. Гепенски считают, что «бюджетирование представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, а также представленных количественно. Его также можно определить как процесс принятия решений, через который предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов» [2, с.256].
Планирование последовательно распространяется по оргструктуре. В начале отчетного периода каждый из бюджетов представляет собой план или стандарт. В конце он играет роль измерителя, позволяющего руководителю сравнить полученные результаты с запланированными (сравнение «план/факт»), с тем, чтобы улучшить дальнейшую деятельность. С помощью бюджетов осуществляется контроллинг (controlling) экономической системы – управление по отклонениям от запланированных (нормативных) показателей. В качестве показателей могут использоваться статьи затрат в бюджетах, значения чистой или маржинальной прибыли, рентабельность, себестоимость, объем выручки, производительность и др. Чтобы рассчитать отклонения, должны быть заданы нормативы расхода материалов, нормо-часы работы персонала, оборудования, квоты на продажу и т.д. Платформой для внедрения бюджетирования на предприятии является управленческий учет – система учета фактических затрат и расчета экономических показателей [4, с.37] .
В условиях плановой экономики существовали планово-экономические отделы, которые занимались разработкой нормативов и составлением смет (в некоторых книгах budgeting переводится с английского как составление смет). Проблемой было то, что планово-экономический отдел никак не был связан со сбытом и вместе они не были связаны со складом. Отсюда следует один из ответов на вопрос, что нового по сравнению с экономическим планированием содержит технология бюджетирования. Кратко – это системный подход к формулированию внешних целей предприятия с помощью маркетингового анализа. В результате бюджетирования составляется комплексная система взаимоувязанных планов, обоснованная маркетинговыми прогнозами, – единая картина бизнес процесса компании, на которой выделены зоны ответственности руководителей подразделений. Результатом работы планово-экономического отдела в прошлом был план производства, практически не согласованный с работой других подразделений и подчиненный плану по сбыту, составленному «от достигнутого», без применения методик маркетингового анализа.
Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на их реализацию, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, бюджетные или средства инвестора). Результаты расчетов находят отражение в долгосрочных и стратегических планах предприятия.
Стремление научиться управлять финансами в условиях нестабильности, организовать производство конкурентоспособной продукции, обеспечивая эффективное развитие предприятия, ставит перед руководством предприятия сложную задачу – овладеть методикой формирования бюджета как основного финансового плана и экономического регулятора отношений между структурными подразделениями предприятия и предприятия с внешней средой.
В промышленности строительных материалов бюджетирование представляет собой единую систему, которая рассматривает его цели и задачи, контроль исполнения на всех стадиях.
В процессе планирования руководству компании для принятия управленческих решений необходимо обладать отфильтрованной и обобщенной информацией о подразделениях, носителями которой являются начальники цехов. Такой информацией их обеспечивает бюджетный процесс, построенный по принципу «снизу вверх». В то же время зачастую и начальники цехов могут более взвешенно осуществлять планирование при наличии у них информации от руководства, которое, как правило, гораздо лучше осведомлено по поводу общей картины в рамках организации и ее долгосрочных целей.
В Казахстане после отхода от централизованного планирования каждое предприятие разрабатывает свой бюджет самостоятельно. Изучая западный опыт внутрифирменного планирования, и переходя к специфике отечественных экономических условий, необходимо проводить корректировку методологических основ формирования бюджета с учетом особенностей отраслей производства строительных материалов.
Соответственно в ресурсном бюджете данные группируются по факторам производства – сырье и материалы, труд, топливо, то есть по ресурсам, которые имеют свою цену. В этом случае можно синхронно прогнозировать на длительную перспективу изменения цен как на продукцию предприятия и соответственно уровень сбыта, так и на необходимые для осуществления деятельности ресурсы.
Относительно каждого вида ресурсов требуется сделать свой прогноз. Ресурсный бюджет помимо изучения ожидаемых макроэкономических условий в будущем (макросреды) опирается на данные отчетности за предыдущие периоды. Анализируя их, можно проследить тенденции по всем составляющим.
Рассматриваемая в ежемесячном плане доходов и расходов информация, поступающая из цехов предприятия или различных подразделений, уточняет как доходную, так и расходную части, а также устанавливает баланс этих двух частей. В течение месяца контролируется выполнение плановых заданий по данным статьям с расчетом отклонений. Для того чтобы осуществлять эффективное управление предприятием, в начале каждого квартала проводится прогнозирование исполнения бюджета о том, какие происходят изменения, не предусмотренные бюджетом, и какое они оказывают влияние на основные показатели предприятия. После этого, в соответствии с создавшейся ситуацией руководитель предприятия принимает решения об изменениях годового бюджета по соответствующим статьям.
Если подходить с позиции
менеджмента, бюджетный метод дает
возможность заранее