Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ Совершенствование имущества казны РФ.doc

— 490.50 Кб (Скачать)

     - реестровый учет;

     - ведение учета по правилам  бухгалтерского учета.

     Необходимо  отметить, что реестровый учет включает в себя большую часть параметров, рассматриваемых в бухгалтерском учете, отражая при этом и иные характеристики, связанные с объектом учета.

     В муниципальном законодательстве в  отношении имущества казны в  основном употребляется термин «единый  реестр муниципальной собственности», но толкование этого термина зачастую не приводится, лишь перечислены некоторые качественные характеристики и основные разделы такого реестра.

     Однако  понятие «единого реестра» в нормативных  правовых актах на уровне муниципальных  образований практически отсутствует, хотя на практике в том или ином виде реестры ведутся в каждом из них. На уровне субъектов Российской Федерации также реестры фактически ведутся, но ситуация осложняется отсутствием локальных нормативных правовых актов, регулирующих ведение реестра.

     Существующая  практика управления имуществом казны  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  по-разному решает проблему обеспечения  учета имущества казны, в том  числе учета изменения его  стоимости. Так, учет изменения стоимости имущества производится: по результатам сделок, заключаемых с объектом, либо в процессе периодически проводимой инвентаризации казенного имущества (г. Москва, г. Новосибирск, Свердловская область, Красноярский край); на забалансовых счетах специализированных организаций в соответствии с правилами бухгалтерского учета (г. Санкт-Петербург).

     Вопрос  о стоимости имущества на этапе  включения имущества в состав казны решается на основании законодательства о бухгалтерском учете. Первоначальная (восстановительная, балансовая) стоимость, сумма износа и остаточная стоимость определяются на основании данных бухгалтерской отчетности. Как правило, проводится детальная инвентаризация имущества.

     На  практике применяются следующие  схемы организации управления имуществом казны. Это осуществление прямого управления имуществом казны (непосредственно комитетами по управлению имуществом) с передачей функций по обеспечению содержания специализированному государственному (муниципальному) учреждению или унитарному предприятию - так называемую «эксплуатирующей организации» (г. Екатеринбург), либо сети однородных учреждений (г. Санкт-Петербург, г. Томск, Костромская область); передача функций по управлению казенным имуществом управляющим лицам на основании договоров поручения (г. Чебоксары); передача определенных категорий казенного имущества в доверительное управление коммерческим организациям (г. Челябинск - передача в доверительное управление жилищного фонда и объектов коммунального назначения).

     В части управления муниципальным имуществом казны наработан определенный опыт, который может быть использован при создании единой системы учета, управления и распоряжения имуществом казны Российской Федерации. Однако ни в одном муниципальном образовании нет четкого разделения функций между различными органами и должностными лицами; в большинстве случаев наблюдается дублирование ряда правомочий несколькими властными субъектами.

     Отсутствие  единой организованной системы управления затрудняет эффективное управление имуществом казны. Назрела настоятельная необходимость принятия федерального закона, устанавливающего единый порядок управления казенной собственностью на всей территории Российской Федерации.

     Кроме того, порядок финансирования расходов, связанных с имуществом казны, на данный момент на муниципальном уровне не разработан. Покрываются только первостепенные текущие расходы, а перспективные вложения практически не производятся, поэтому для эффективного функционирования института казны необходима выработка новой единой методики финансирования всех расходов

Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ

    1. Цели  и задачи организации  управления объектами  имущества казны

     К основным специфическим принципам  управления государственной собственностью относятся: соответствие содержания и методов управления характеру реформ в переходные периоды; направленность управления государственной собственностью на преодоление государственных кризисов и выход на путь интенсивного экономического развития; направленность управления на обеспечение прогрессивной реструктуризации экономики.

     При этом федеральные органы управления должны выполнять стратегические функции  по воспроизводству и эффективному использованию государственной  собственности в целом, а также  основные функции управления федеральной собственностью. Управленческие функции воспроизводства региональной собственности осуществляются на основе совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, муниципальной - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципалитета.

     Формирование  сложившейся на сегодняшний день системы управления федеральным  имуществом строилось на основе принципов  и приоритетов, заложенных в Концепции  управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024 (далее - Концепция).

     Концепцией  были установлены цели государственной  политики, в том числе:

     - увеличение доходов федерального  бюджета;

     - оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

     - вовлечение объектов государственной  собственности в процесс совершенствования  управления.

     В соответствии с Концепцией для реализации этих целей перед органами исполнительной власти ставились задачи, а именно:

     - полная инвентаризация объектов  государственной собственности,  реализация системы учета этих  объектов и оформления прав  на них;

     - классификация объектов государственной  собственности по признакам, определяющим специфику управления;

     - оптимизация количества объектов  управления и перехода к пообъектному  целевому управлению;

     - обеспечение поступлений дополнительных  доходов в федеральный бюджет  путем создания новых возобновляемых  источников платежей и более  эффективного использования имеющегося имущества.

     На  стратегическом уровне цели и задачи в сфере управления имуществом казны, определенные Концепцией, к настоящему времени не реализованы. Уточнения  в Концепцию с 2000 года не вносились, несмотря на тот факт, что положения Концепции уже не соответствуют текущим требованиям, предъявляемым к сфере оборота имущества.

     В частности, с 2000 года произошли существенные изменения в связи с введением  в действие нормативных правовых актов, а также изменения отдельных  норм: по приватизации федерального имущества, об управлении ФГУП, об автономных учреждениях, о реестре федерального имущества, о реестре федеральной государственной собственности, о ведении реестра эффективности деятельности ФГУП и акционерных обществ, о государственном кадастре недвижимости и операций с нею, об управлении акциями, по изменению структуры органов исполнительной власти, о ликвидации Российского фонда федерального имущества.

     На  тактическом уровне, анализ докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее - ДРОНД), отражающих результаты деятельности органов исполнительной власти за 2008 и 2009 годы и основные направления деятельности на 2010-2011 годы, показал, что вопросы управления имуществом казны, в том числе и вопросы формирования казны Российской Федерации, решение которых закреплены за Росимуществом и Минэкономразвития России, в рамках ДРОНДов Минэкономразвития России и Роси-мущества не рассматривались и, более того, в них не учитываются существенные изменения в сфере оборота имущества. В частности не учтена деятельность созданного в соответствии с Федеральным законом от 30 июля 2008 года № 161-ФЗ фонда содействия жилищному строительству, через который будут реализовываться федеральные земельные участки и поступать в казну имущественные права на построенные объекты.

     В ДРОНДах указанных органов исполнительной власти не представлены данные о повышении  эффективности использования казны  Российской Федерации, а также не оцениваются возможности использования  активов казны как инструмента реализации задач, решение которых обеспечивает достижение заявленных стратегических целей. Вместе с тем ни на стратегическом, ни на тактическом уровнях не рассматриваются факторы, способные оказать неблагоприятное влияние на аккумулирование пакетов акций в казне.

     Проведенные Счетной палатой в 2010 году контрольные мероприятия показали, что Росимуществом в полной мере не реализована ни одна из задач, поставленных Концепцией. При этом применяемая Росимуществом на федеральном уровне стратегия была направлена на практически полную поэтапную реализацию федерального недвижимого имущества в рамках действующего законодательства путем приватизации наиболее дорогостоящих объектов имущества и передачи имущества на иной уровень власти.

     В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 года № 38-р) отмечается, что, несмотря на сокращение объема излишней государственной и муниципальной собственности в ходе административной реформы, государственный и муниципальный сектора экономики остаются излишне громоздкими, что не позволяет в полной мере задействовать новые эффективные механизмы управления. В связи с этим политика управления государственной и муниципальной собственностью в дальнейшем должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства.

     Федеральный закон от 4 июня 2003 года № 95-ФЗ внес существенные изменения в Федеральный закон  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части управления имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации. Так, Федеральным законом установлено, что до 1 января 2009 года подлежит перепрофилированию или отчуждению имущество, которое в соответствии с федеральными законами не передано в федеральную собственность или муниципальную собственность и не может находиться в собственности субъекта Российской Федерации.

     Поправками, внесенными в Федеральный закон  от 6 октября 2003 года «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что до 1 января 2008 года обеспечивается безвозмездная передача в федеральную собственность и собственность регионов, а до 1 января 2009 года производится отчуждение или производится перепрофилирование муниципального имущества, не соответствующего требованиям статьи 50 о составе муниципального имущества.

     Государственное и муниципальное имущество должно быть реформировано исключительно в целях выполнения функций обеспечения деятельности органов власти соответствующего уровня, причем решение таких задач как управление имуществом в целях обеспечения функционирования регионального и муниципального хозяйства и привлечения дополнительных поступлений в бюджет отсутствует. При этом управление государственным и муниципальным имуществом с целью извлечения прибыли, а также повышение бюджетной эффективности от управления государственной собственностью, федеральным законодательством не предусматриваются.

     Институт  государственной казны должен обеспечивать и осуществлять социально-экономическое  функционирование объектов федерального имущества в соответствии с нормативными актами, определяющими ее статус. Однако в настоящее время на федеральном уровне обозначены только генеральные цели и задачи управления всем комплексом государственной собственности. Внедрение института казны осуществляется только на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

     При этом из-за несогласованности действий органов исполнительной власти, отсутствия единообразных нормативных правовых актов и долгосрочных программ и  концепций социально-экономического развития регионов возникают правовые и иные проблемы при сопоставлении стратегических национальных целей с оперативными и тактическими целями распорядителей государственных средств, их показателей и критериев с учетом оптимальности распределения ресурсов.

     Такая же несогласованность и противоречивость существуют и в действующих нормативных правовых актах, принятых Правительством Российской Федерации, в части управления имуществом. Однако цели, установленные Концепцией управления государственным имуществом и Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разнятся. Так, Концепцией установлено: обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества; вовлечение объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления.

     При этом Программа определяет, что политика управления государственной и муниципальной  собственностью должна строиться на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства и быть направлена на полную реализацию избыточного федерального недвижимого имущества. 

Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ