Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа
Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94
- переданное юридическими или физическими лицами безвозмездно в собственность Российской Федерации;
- конфискованное, арестованное;
- залоговое, бесхозяйное;
-
выморочное и иное имущество,
обращенное в федеральную
Кроме того, в соответствии с законодательством имущество может поступать в государственную казну не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реприватизации, реквизиции, конфискации и национализации.
Учет имущества казны и управление им лежат в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для прямого и косвенного воздействия на экономику страны.
Актуальными задачами в области практического управления имуществом казны являются: уточнение ее структуры и состава, формализация целей, задач и принципов функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют решения конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов имущества и определения эффективных направлений их структурного развития, совершенствования методов управления государственными предприятиями, пакетами акций, находящихся в собственности государства, движимым и недвижимым имуществом, природными ресурсами.
В состав имущества казны, как правило, входят земельные участки, природные ресурсы, денежные средства, золотовалютные резервы, промышленные предприятия, военные объекты, электроэнергетика, транспорт, связь, почта, автомобильные и железные дороги, авиакомпании. При этом пополнение имущества казны идет тремя путями: национализация, создание новых объектов за счет средств госбюджета, выкуп государством объектов у частного капитала.
Характерным примером зарубежного опыта управления имуществом казны является управление государственным имуществом в США и Германии. Эти страны имеют различные системы правого регулирования - англосаксонскую и континентальную европейскую, тем не менее, системы управления имуществом казны у них во многом схожи.
Анализ зарубежного опыта, связанного с учетом имущества казны и управлением им, на примере США и Германии приводит к следующим выводам:
-
несмотря на общую тенденцию
дерегулирования,
- объекты государственного имущества служат инструментами правительственной экономической политики, направленной на устойчивое развитие и рост. Государственный сектор используется в первую очередь для повышения конкурентоспособности национальных экономик;
- четко определена законодательная база, регулирующая отношения собственности государства и частного сектора. Она постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени.
Существенной чертой экономики развитых зарубежных стран является сотрудничество общественного и частного секторов экономики, обозначаемое термином Public-Private-Partnership. Под этим подразумевается модель ограниченного партнерства региональных местных властей и частных фирм, связанных формальной договоренностью и юридически закрепленной ответственностью обеих сторон.
За последние 20 лет подобные партнерства гибридного типа и локального хозяйственного значения образовали, по существу, новое качество хозяйственной организации и доказали, что являются эффективной формой хозяйствования.
Для региональных и муниципальных органов власти в России представляет интерес изучение сотрудничества между публичным и частным секторами экономики США и Германии - Public-Private-Partnership.
Разделение
прав собственности, хозяйственное
партнерство в целях
Заслуживает внимания опыт решения многих конкретных вопросов, связанных с учетом имущества казны и управлением им в США и Германии:
- решение проблемы доступности жилья с помощью социальных программ;
-
либеральная система
-
приоритетность публичных
-
учет земель и ведение
-
территориально-
- контроль за использованием, распределением и перераспределением земель.
Из стран бывшего СССР с переходной экономикой институт казны наиболее развит в Республике Казахстан. Статья 192 Гражданского кодекса Республики Казахстан подразделяет государственное имущество на имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, и на средства, не закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями и составляющие республиканскую казну или местную казну.
Республиканская казна состоит из республиканского бюджета, природных ресурсов, кроме земельных участков, находящихся в собственности граждан и негосударственных организаций, другого имущества, не закрепленного за государственными республиканскими юридическими лицами. К этому относятся памятники истории и культуры, военное (оборонное) хозяйство, средства республиканских внебюджетных фондов, государственный резерв драгоценных металлов и драгоценных камней.
Местная казна состоит из средств местного бюджета, другого имущества, не закрепленного за государственными коммунальными юридическими лицами, в том числе памятники истории и культуры, средства коммунальных внебюджетных фондов.
Законодательные акты Республики Казахстан устанавливают режим этих объектов, определяют государственные органы и их компетенцию по управлению объектами республиканской и коммунальной собственности. В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности, земля может находиться также в частной собственности. Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 192 и статье 193 Гражданского кодекса Республики Казахстан природные ресурсы отнесены к республиканской собственности, что сказывается на распределении компетенции между правительством, центральными и местными исполнительными органами.
Помимо средств бюджетов и государственных внебюджетных фондов, природных ресурсов в состав республиканской и местной казны входит иное имущество, например, объекты историко-культурного наследия, в том числе архивы, объекты военного (оборонного) хозяйства, правительственный (бюджетный) резерв ценностей.
Административно-правовой режим каждого из этих объектов государственной собственности устанавливается отдельным законодательным актом, а также постановлениями правительства, актами центральных и местных исполнительных органов.
На уровне субъектов Российской Федерации законы о казне, как об отдельном институте, действуют в 6 регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской и Читинской областях. Однако уровень полноты и проработки таких законов значительно различается.
Так,
закон Читинской области
В нормативных правовых актах ряда субъектов Российской Федерации (Краснодарского и Красноярского краев) и муниципальных образований (в основном Московской области) отражены основные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о казне, которые детализируют понятие казны путем перечисления объектов, входящих в муниципальную казну.
При этом термин «муниципальная имущественная казна» в актах муниципальных органов власти зачастую четко не сформулирован. В то же время при регулировании вопросов, касающихся муниципальной казны, и законодательство, и практика идут по пути разделения средств бюджета и имущества, составляющих муниципальную казну.
Стоит отметить, что нормативные правовые акты, закрепляющие положения о муниципальной казне, не затрагивают сферу бюджетных отношений и фактически направлены на регулирование имущества казны, включающего в себя имущество, находящееся в муниципальной собственности, не закрепленное за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.
Практически во всех нормативных правовых актах об имуществе казны приводится перечень целей и задач управления имуществом казны. Большинство из них разделяет понятия «цели» и «задачи», приводится сплошной перечень целей и задач без учета функциональной направленности различных видов имущества казны.
Анализ показал, что на муниципальном уровне обозначены цели и задачи управления имуществом казны, но не проведена их временная и пообъектная детализация. На всех уровнях поставленные цели и задачи практически не подкреплены системой мер и гарантий их выполнения, что делает их в большей степени декларативными. В нормативных правовых актах, регулирующих муниципальную казну, состав имущества казны приводится исчерпывающим перечнем. В некоторых нормативных актах используется признак деления имущества на движимое и недвижимое, но ни в одном проанализированном нормативном правовом акте имущество казны не классифицируется.
Распоряжение
имуществом казны осуществляется путем
совершения гражданско-правовых сделок
(купли-продажи, мены) на основании гражданского
законодательства. Однако в большинстве
муниципальных нормативных
Приватизация имущества казны, как части муниципального имущества, осуществляется на основании действующего законодательства и программы приватизации, принимаемой представительным органом муниципального образования. При этом программы приватизации представляют собой отдельный документ, не связанный напрямую с нормативными актами, регулирующими распоряжение имуществом казны, а зачастую и с актами, относящимися к муниципальной собственности в целом.
Учет имущества казны является одним из важнейших и сложнейших вопросов функционирования института казны. На уровне субъектов Российской Федерации учет имущества казны в основном не отделяется от учета собственности субъекта в целом, и в нормативных правовых актах не уделяется достаточного внимания данному вопросу.
На муниципальном уровне порядок учета имущества казны определяется актами муниципальных образований о муниципальной казне, о едином реестре муниципальной собственности. Такие документы содержат ссылки на законодательство о бухгалтерском учете и отчетности, об оценке и оценочной деятельности.
На практике применяются два основных подхода к учету имущества казны:
Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ