Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа
Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94
Оглавление
Дипломная работа посвящена изучению темы формирования федеральной казны, источников ее пополнения и проблематики института казны в Российской Федерации.
Разработка Концепции управления федеральной казной имеет теоретическое и практическое значение, так как учет имущества казны и управление им лежат в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для прямого и косвенного воздействия на экономику Российской Федерации.
Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.
Объектом исследования в данной работе является система управления объектами федеральной собственности, которая осуществляется специальным федеральным органом - Федеральным агентством по управлению государственным имуществом.
Предметом исследования является система управления объектами имущества государственной казны.
Дипломный проект изложен на 96 страницах, содержит 6 рисунков и 1 таблицу.
В
первой главе данной работы описана
организационная структура
Во второй главе рассмотрена социально-экономическая сущность института имущества казны, выявлен ряд проблем, сопутствующих управлению казенным имуществом.
В
третьей главе описаны
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации [1] Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности (за исключением внешней торговли), имущественных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, оценочной деятельности, земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения), государственной регистрации прав на недвижимое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятельности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, формирования межгосударственных и федеральных целевых программ (долгосрочных целевых программ), ведомственных целевых программ, разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, создания и функционирования особых экономических зон на территории Российской Федерации, управления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы государственной статистики, Федерального агентства по государственным резервам, Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Рисунок 1).
Рисунок 1- Федеральные службы и агентства, подведомственные Минэкономразвития РФ
В
рамках исполнительной власти в управлении
объектами имущества
Осуществление гражданских правомочий государства как собственника статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации передано «органам государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов»[2].
Деятельность
по управлению и распоряжению объектами
федеральной собственности
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
Ознакомимся с нормативно-правовой базой функционирования института казны в Российской Федерации. Особенностью института государственной собственности является то, что институт права государственной собственности охватывает не только нормы гражданского права, но и нормы других правовых отраслей, регулирующих отношения собственности: государственного, административного, финансового права, т. е. представляет собой комплексный правовой институт. По содержанию в нем преобладают гражданско-правовые нормы, а определяющую роль играют конституционные (государственно-правовые) нормы.
Основными регламентирующими документами являются:
Действующая нормативно-правовая база, регламентирующая отдельные вопросы государственной казны, насчитывает свыше 30 различных документов, включая: отраслевые кодексы; международные договоры и соглашения; Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024; федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ, «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ, о федеральном бюджете на соответствующие годы; Федеральную адресную инвестиционную программу; прогнозные планы (программы) приватизации федерального имущества на соответствующие годы, утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации, и другие нормативные акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России и Росимущества.
Институциональными проблемами на федеральном уровне являются отсутствие государственного института казны, отсутствие закона, регламентирующего оборот федерального имущества казны, и, соответственно, отсутствие стратегий формирования казны в части большинства видов ее активов.
В
Российской Федерации отсутствуют
как обоснованная оценка текущего состояния,
так и прогноз (на 15-20 лет) потребностей
в ресурсах отраслей, регионов и социально-экономической
системы в целом. Такая оценка, в частности,
формируется на основе использования
балансовых методов анализа экономики
(межотраслевого, регионального, муниципального
и других видов балансов), однако исходные
данные для использования указанных методов
в Российской Федерации отсутствуют. Предполагается,
что предварительные результаты балансовых
методов по оценке состояния экономики
России будут получены только в 2012 году.
Находящееся
в государственной
Имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями («нераспределенное» государственное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляют государственную казну того или иного государственного (публично-правового) образования. Гражданский кодекс Российской Федерации понимает под казной именно «нераспределенное» государственное имущество.
Правовой режим имущества, находящегося в составе имущества казны, имеет свои особенности: имущество не принадлежит на вещных правах никакой организации; используется организациями (юридическими лицами) для реализации собственных целей только по решению уполномоченного государственного органа.
К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации, кроме средств федерального бюджета, Пенсионного фонда, Государственного резерва, Алмазного фонда, Фонда социального страхования, других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации, уставного капитала и иного имущества Банка России, включая золотовалютные резервы, относится движимое и недвижимое имущество.
Формирование имущества казны на разных уровнях государственной власти тесно связано с проблемой разграничения государственной собственности. Конституцией Российской Федерации предусмотрены три способа разграничения предметов ведения и полномочий - конституционный, договорный (часть 3 статьи 11) и законодательный (статья 76). Основной закон России определяет предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения (статья 72), а также полноту государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 73).
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Таким образом, к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:
-
земельные участки,
-
участки леса, недр, водные объекты
и другие природные ресурсы,
находящиеся в федеральной
- недвижимое имущество, в том числе:
Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ