Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 11:31, дипломная работа
Целью данной работы является формирование Концепции управления федеральной казной Российской Федерации и проведение анализа в сфере учета использования и распоряжения имуществом, составляющим казну Российской Федерации и.
В соответствии с целью дипломного проекта необходимо выполнить ряд задач:
- анализ состава и порядка формирования имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение социально-экономической сущности имущества казны и ведения Единого реестра федерального имущества, составляющего казну Российской Федерации;
- изучение реализации Росимуществом полномочий Российской Федерации по использованию и распоряжению имуществом, составляющим казну Российской Федерации;
- анализ зарубежного опыта в сфере управления имуществом, составляющим государственную казну;
- формирование предложений по совершенствованию законодательства правового обеспечения и созданию механизмов управления в части использования и распоряжения федеральным имуществом, составляющим казну Российской Федерации.
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО КАЗНУ РФ 5
1.1 Организационная структура и нормативно-правовая база 5
1.2 Состав и порядок формирования и распоряжения объектами имущества, входящего в состав казны РФ 8
1.3 Анализ зарубежного опыта и опыта субъектов РФ 25
Глава 2 СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 33
2.1 Цели и задачи организации управления объектами имущества казны 33
2.2 Социально-экономическая сущность института имущества казны 37
2.3 Проблемы, сопутствующие развитию института казны в РФ 58
Глава 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕХАНИЗМАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ КАЗНУ РФ 62
3.1 Основные направления совершенствования законодательства 62
3.2 Совершенствование системы учета, анализа и методов управления государственным имуществом 80
3.3 Концепция управления имуществом, находящимся в составе казны 84
Заключение 92
Список нормативно-правовых актов 94
Проведенные Счетной палатой в 2005-2007 годах проверки территориальных управлений Росимущества выявили значительные нарушения при заключении договоров аренды имущества казны. Так, в Ленинградской области в нарушение действующего законодательства при передаче в аренду недвижимого имущества памятников истории и культуры федерального значения не были заключены охранные обязательства с собственниками недвижимого имущества на здания: «Здание почтовой станции» в дер. Каськово Волосовского района - ОАО «Сельцо», «Здание почтовой станции» в дер. Чирковицы Волосовского района - ЗАО «Труд», «Дом Петрашевского» в дер. Матвеево Волховского района - ОАО «Сясьский ЦБК», с собственниками жилых домов и квартир на улицах Штурма, Островной и Петровской г. Выборга, «Дом С. П. Боткина» в пос. Тарасовское Выборгского района - ОАО «ЛОМО», «Дом Нестерова» по ул. Чкалова, 16, г. Гатчина.
Территориальным
управлением по Свердловской области
не обеспечивается контроль за исполнением
условий договоров аренды в части
обязательной страховки переданного
имущества и государственной
регистрации в нарушение
В ряде случаев, по договорам аренды имущественных комплексов, передача имущества производилась без учета стоимости земельных участков, на которых находилось недвижимое имущество казны. Так, в договорах аренды с ОАО «Святогор» (3,2 га), с артелью старателей «Южно-Заозерский прииск» (7,66 га), с артелью старателей «Урал-Норд» (19,2 га) земельные участки в стоимость оцениваемого имущества не включены.
Следующим способом распоряжения объектами имущества казны является передача объектов недвижимости в безвозмездное пользование.
По сведениям Росимущества, в
безвозмездном пользовании
Договором аренды с АООТ «Уральский завод химических реактивов» в безвозмездное пользование переданы здания и сооружения общей полезной площадью производственных сооружений более 34 тыс. кв. м. Годовая сумма, подлежащая к оплате, рассчитанная только в соответствии методикой, утвержденной распоряжением Минимущества России от 30 апреля 1998 года № 396-р, составляла бы 6,864 млн. рублей в год.
Пользование федеральным имуществом зачастую осуществлялось с нарушением условий договоров и, в случае отнесения объектов к памятникам истории и культуры, охранных обязательств, что ухудшало техническое состояние объектов недвижимости. Так, проверкой соответствия технического состояния объектов культурного наследия г. Суздаля - храмов, относящихся к федеральной собственности, переданных в 90-х годах в пользование Суздальскому епархиальному управлению Российской Православной Церкви заграницей, но фактически находящихся в пользовании Суздальской епархии Российской Православной автономной Церкви, установлено, что объекты культурного наследия федерального значения используются с нарушением действующего законодательства - отсутствуют договоры безвозмездного пользования и законные основания для заключения договоров о сохранности и использования недвижимого памятника истории и культуры религиозного назначения в нарушение Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Установлены
факты ненадлежащего
При
этом Росимуществом не применяется
статья 7.24 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, предусматривающая
наложение административного
Договоры безвозмездного пользования, как правило, не имеют государственной регистрации. Не выполняются условия договоров об обязанности арендатора страховать помещения от риска гибели и повреждений.
Так, недвижимое имущество по адресу: г. Саратов, ул. 2-я Садовая, д. 23а, передано в безвозмездное пользование Саратовской епархии сроком на 3 года, договор в установленном порядке не зарегистрирован, таким образом пользователем не исполнены требования статьи 131, пункта 2 статьи 689 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с чем договор не имеет юридической силы.
Рассмотрим вопрос пользования объектами недвижимого имущества, относящегося к казне РФ, в отсутствие правовых оснований. В соответствии с отчетными данными территориальных управлений Росимущества, по состоянию на 1 января 2010 года в фактическом пользовании (в отсутствие соответствующих договоров) находилось 24961 (46,58 %) здание и помещение, составляющие казну Российской Федерации.
Анализ информации, представленной в Росимущество территориальными управлениями, показал, что балансодержателями данных объектов являются учреждения и организации, не заключившие своевременно с территориальными управлениями Росимущества договоры безвозмездного пользования зданиями и помещениями, но фактически занимающие их в течение длительного времени на основании договоров, заключенных с государственными органами исполнительной власти, осуществлявшими ранее полномочия собственника федерального имущества.
По ряду объектов в 2010 году выявлены факты неправомерного использования зданий и помещений, относящихся к имуществу казны Российской Федерации, различными юридическими лицами. Так, в Ярославской области из 873 объектов имущества казны без правовых оснований используются 228 объектов. В Свердловской области отсутствуют договоры аренды объектов имущества казны, изъятых из гражданского оборота: ОАО «Ключевской завод ферросплавов» (9 объектов), ОАО «Нижнетуринский машиностроительный завод» (3 объекта), ОАО «Лобва» (5 объектов), ОАО «Кировоградский завод твердых сплавов» (4 объекта), ОАО «Уралстальконструкция» (1 объект).
В Приморском крае в результате использования в отсутствие правовых оснований четырех помещений в административных зданиях, относящихся к имуществу казны, общей площадью 9953,6 кв. м, в федеральный бюджет недопоступило около 12 млн. рублей; в Ленинградской области в результате использования без правовых оснований части здания общей площадью 857,7 кв. м в федеральный бюджет только за 2010 год недопоступило 1,8 млн. рублей.
Особое внимание стоит уделить вопросу распоряжения выморочным имуществом.
Действующим законодательством недостаточно и противоречиво регулируются правоотношения по распоряжению выморочным имуществом (имущество умершего человека, не имеющего наследников по завещанию и закону, переходящее согласно гражданскому праву в собственность государства). Отсутствует федеральный закон, который в соответствии с пунктом 3 статьи 1151 части III Гражданского кодекса Российской Федерации должен определять порядок передачи его в собственность Российской Федерации, субъектов или муниципальных образований.
Кроме того, существуют противоречия в правовых нормах о порядке распределения полномочий по учету и реализации выморочного имущества между Федеральной налоговой службой и Росимуществом.
Так, в соответствии с пунктом 5.30 Положения о Росимуществе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2004 года № 691, полномочия по принятию выморочного имущества в собственность Российской Федерации осуществляет Росимущество и его территориальные органы.
Положение
о Федеральной налоговой
Однако инструкцией Минфина СССР от 19 декабря 1984 года № 185 «О порядке учета, оценки и реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов» оформление имущества возложено на налоговые органы. В соответствии с пунктом 16а налоговые органы передают жилой фонд в муниципальную собственность. При этом документы, подтверждающие право государства на наследство (свидетельство о праве на наследство) в соответствии со статьей 5 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11 февраля 1993 года № 4462-I, должны быть выданы нотариальным органом соответствующему налоговому органу.
Как следует из отчета Минфина России о кассовых поступлениях и выбытиях по состоянию на 1 января 2010 года, средства от реализации выморочного имущества в части реализации основных средств составили 6,7 млн. рублей, средства от реализации выморочного имущества в части реализации материальных запасов - 12,7 млн. рублей.
По данным Федеральной налоговой службы, за 2009 год получено только 190 свидетельств о праве Российской Федерации на наследство по закону, в том числе на объекты недвижимого имущества - 136.
Однако на значительное число объектов выморочного имущества права Российской Федерации не оформлялись. Так, по информации, представленной заместителем председателя правительства Нижегородской области по развитию имущественно-земельных отношений, предпринимательства, охране окружающей среды и объектов культурного наследия, на 1 января 2010 года учтено 2890 объектов выморочного имущества, в городе Туле учтено 36 квартир, не оформленных в собственность государства. В Краснодарском крае числится 192 объекта выморочного имущества, на которые права собственности Российской Федерации не оформлены.
До настоящего времени отсутствует механизм и не урегулированы вопросы взаимодействия территориальных органов Федеральной налоговой службы и Росимущества по учету выморочного имущества.
Инспекции Федеральной налоговой службы, в отсутствие соответствующих полномочий, продолжают получать свидетельства о праве собственности Российской Федерации на наследство по закону. При этом зачастую получаемые налоговыми органами свидетельства территориальным управлениям Росимущества не передавались. Это также приводит к росту неучтенных объектов недвижимого имущества, относящегося к казне Российской Федерации, и к потерям федерального бюджета, росту коррупции.
Анализ
предложений субъектов
Правительство Ставропольского края считает целесообразным в качестве механизма распоряжения жилыми помещениями, перешедшими в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, закреплять их на вещных правах за федеральными предприятиями и учреждениями или передавать безвозмездно в муниципальную собственность поселений по месту их нахождения.
Правительство Санкт-Петербурга считает, что в настоящее время существует возможность формирования жилого фонда региона, муниципального образования за счет выморочных жилых объектов, перешедших в федеральную собственность. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 года № 122 устанавливает порядок безвозмездной передачи в связи с разграничением полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
В сентябре 2007 был принят закон о внесении поправок в Гражданский кодекс Российской Федерации, которые позволят муниципалитетам наследовать выморочное имущество.
На сегодняшний день Источниками формирования федеральной казны также является имущество:
- созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета;
-
переданное в федеральную
Информация о работе Совершенствование системы управления имуществом, входящим в состав казны РФ