Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
- федеральный и территориальные бюджеты.
Перспективный финансовый план разрабатывается на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета и составляется на три года (первый год — год, на который составляется бюджет) по укрупненным показателям бюджетной классификации. Производится ежегодная корректировка на показатели уточненного прогноза социально-экономического развития государства. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен, ВВП, объем промышленной продукции и т.д.
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства и регулировании денежного обращения занимает баланс финансовых ресурсов (сводный финансовый баланс). Этот план разрабатывается Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансовой системы. В нем отражается формирование и использование денежных фондов, планируемых в составе бюджетного, внебюджетных, страхового и денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. Его показатели принимаются за основу при составлении проекта бюджета.
Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану (бюджету), в котором отражаются движение бюджетных фондов, а также структура доходов и расходов. Таким образом, основными финансовыми планами на государственном и территориальном уровнях выступает бюджет (федеральный, региональный и местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет
как плановый документ представляет
собой роспись доходов и
Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Они утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.
К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования относятся: баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов.
Порядок
и сроки составления
18.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТОВ
В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ
ПЛАНОВ
Бюджет как финансовый план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей. Следовательно, бюджет является основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной социально-экономической политики.
Бюджет составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Бюджет
составляется исполнительным органом
власти и утверждается в форме
закона соответствующим
Порядок
составления и утверждения
Проекты бюджетов составляются на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, установленными российским законодательством. При составлении проекта бюджета учитывается также действующее налоговое законодательство.
До разработки проекта бюджета составляется целый ряд социально-экономических и финансовых планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона, однако имеют важное значение не только при обосновании бюджета, но и из-за возможности определения результатов действия бюджетной политики. Примерами таких финансовых планов являются прогноз социально-экономического развития, баланс финансовых ресурсов, перспективный финансовый план и др.
В зависимости от того, в какую сторону отклоняются показатели, проект бюджета можно назвать оптимистичным или пессимистичным.
В оптимистичном проекте бюджета его доходная и расходные части завышены и минимизируется размер дефицита. Последствия нереальности бюджета выявляются в процессе исполнения бюджета, когда собираемость налогов не достигает 100%, а расходы не обеспечиваются в полном объеме. Следовательно, составление чрезмерно оптимистичного проекта бюджета может серьезным образом негативно повлиять на процесс фактического исполнения бюджета и по доходам, и по расходам.
Пессимистичным проект бюджета оказывается в том случае, если доходная часть искусственно занижена, что приводит к занижению и расходной части. В таком случае собираемость налогов превысит плановый показатель, а государство получит дополнительные доходы. В этой ситуации сложно определить наиболее эффективные направления расходования дополнительных доходов бюджета, а роль государственных органов, осуществляющих контроль за поступлением доходов в бюджет (налоговых, таможенных и др.) существенно снижается.
Таким
образом, возникает необходимость составления
не только реалистичного проекта бюджета,
запланированного исходя из предварительных
расчетов, но и оптимистичного, и пессимистичного
проекта бюджета, чтобы учесть все возможные
изменения.
19.
БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
ЕГО СУЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ
И ЭТАПЫ
Бюджетное планирование — совокупность мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, направленных на формирование, экономическое обоснование и сопоставление показателей доходов и расходов бюджетов всех уровней.
Задачами бюджетного планирования являются:
-
определение оптимального
-
определение объемов и
-
обеспечение целевого
-
анализ фактических
- оценка факторов, влияющих на изменения плановых показателей в бюджетном периоде, и анализ возможных последствий и ряд других задач.
Объектами бюджетного планирования выступают экономические отношения по поводу определения объема и структуры бюджетных показателей.
Субъектами бюджетного планирования являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, федеральные органы законодательной и судебной власти, Счетная палата РФ и др.
Участники бюджетного планирования — органы, обладающие бюджетными полномочиями, каждый из которых имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий, а также участники бюджетного процесса, выполняющие возложенные на них обязанности по формированию централизованных фондов денежных средств.
Бюджетное планирование представляет собой длительный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов.
Первый этап — это анализ выполнения плана за предыдущий период, а также оценка текущей экономической ситуации в стране и позитивных и негативных факторов, которые могут обусловить определенное развитие событий. Составляются прогнозы с учетом различных вариантов развития бюджетных отношений. Выявляются резервы увеличения бюджетных доходов, определяются возможности повышения эффективности расходования бюджетных средств.
На втором этапе необходимо поставить финансовые задачи, которые требуют решения в планируемом периоде. Выбираются важнейшие направления расходования бюджетных средств, намечаются мероприятия в области мобилизации бюджетных доходов. Первоочередное значение имеют содержащиеся в Бюджетном послании Президента РФ приоритеты бюджетной политики на планируемый период.
Третий этап бюджетного планирования предполагает расчет бюджетных показателей различными методами (экстраполяция, нормативный, индексный, программно-целевой методы), осуществляется корректировка с учетом других бюджетов и возможных изменений в бюджетном или налоговом законодательстве.
Следует
отметить, что определяются наиболее
оптимальные значения.
20.
РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ,
НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
И ЦБ РФ В
БЮДЖЕТНОМ ПЛАНИРОВАНИИ
В процессе бюджетного планирования законодательные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты.
Минфин РФ обладает следующими бюджетными полномочиями в процессе бюджетного планирования:
-
составляет проект
- осуществляет методологическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета;
-
устанавливает порядок ведения
сводной бюджетной росписи
-
составляет и ведет сводную
бюджетную роспись
-
представляет в Федеральное
-
разрабатывает прогноз
-
получает от федеральных
Территориальные финансовые органы разрабатывают проект регионального или местного бюджета, а также закон (решение) о бюджете на планируемый год.
Особую роль в бюджетном планировании играют налоговые органы. Они представляют данные о планируемом объеме налоговых поступлений и налоговых льгот с учетом поправочных коэффициентов, а также данные о возможном сокращении задолженности налогоплательщиков по налогам и сборам, включая оценку необходимых для ее осуществления ресурсов.
Банк
России совместно с Правительством РФ
разрабатывает и представляет на рассмотрение
Государственной Думы основные направления
денежно-кредитной политики, которые используются
при составлении федерального бюджета.
21.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
КАК МЕТОД БЮДЖЕТНОГО
ПЛАНИРОВАНИЯ
Экономический анализ предназначен для регистрации, объяснения и использования в плановой работе результатов хозяйственно-финансовой деятельности исследуемых объектов и предусматривает совокупность методов формирования и обработки данных о развитии бюджетной системы, позволяющих обеспечить научно обоснованную оценку результатов ее функционирования, выявить резервы роста ее доходов и рационального осуществления расходов.
В рамках бюджетного планирования применяются следующие виды экономического анализа: горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими; вертикальный анализ, в результате которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее); факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.