Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
И текущее, и перспективное планирование одновременно базируется на прогнозе социально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служит основой для определения основных характеристик этого прогноза.
В целом процесс налогового планирования можно подразделить на следующие этапы:
35.
РАСЧЕТ НАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
Налоговый потенциал — это оценка доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования. При расчете этой величины используются показатели, объективно характеризующие возможности получать налоговые доходы с налоговой базы, закрепленной за муниципальным образованием, а не данные о фактических доходах за отчетный период.
Расчет налогового потенциала может производиться двумя методами: либо на основе оценки налоговой базы в разрезе муниципальных образований соответствующих типов по агрегированному показателю (аналогичному ВВП, объему промышленного производства и товарооборота), либо с использованием налоговой базы по видам налогов.
Расчет
налогового потенциала по первому методу
производится по следующей формуле:
НПi.
= ПД х НБi. х Кi. /НБ,
где НПi — объем налогового потенциала i-го муниципального образования;
НБi — объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда) в i-м муниципальном образовании;
ПД — суммарный по субъекту РФ прогноз поступлений налоговых доходов в бюджеты всех муниципальных образований данного типа;
НБ — суммарный по субъекту РФ объем добавленной стоимости (промышленного производства, фонда оплаты труда);
К. — поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики i-го муниципального образования.
При
этом в целях обеспечения наиболее
стабильного распределения
Налоговый потенциал по второму методу оценивается по видам налогов, если можно выделить и оценить косвенные показатели налоговой базы по этим налогам в разрезе муниципалитетов.
Например, для земельного налога, который является основным местным налогом, в качестве такого показателя можно использовать кадастровую стоимость земли (возможно, с корректировкой на федеральные и региональные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и земель), подоходного налога — доходы населения, объем фонда оплаты труда, налогов на малый бизнес — объем товарооборота.
Налоговый потенциал по видам налогов оценивается исходя из предположения, что имеющаяся на территории муниципального образования налоговая база используется со средней по региону эффективностью. Для этих налогов налоговый потенциал оценивается путем умножения показателя, выбранного в качестве налоговой базы, на среднюю репрезентативную налоговую ставку. Средняя по субъекту Российской Федерации репрезентативная налоговая ставка рассчитывается как среднее по всем муниципальным образованиям соотношение между прогнозируемыми налоговыми сборами и налоговой базой данного налога.
Таким
образом, налоговый потенциал, рассчитываемый
по видам налогов, определяется по следующей
формуле:
Нij=НБij
хПДj /НБj,
где НП – налоговый потенциал i-го муниципального образования по j-ому налогу;
НБij— налоговая базау j-го налога в i -м муниципальном образовании в прогнозном году;
ПДj — суммарный по субъекту Российской Федерации прогноз поступлений по j-ому налогу в бюджеты;
НБj — суммарная по субъекту Российской Федерации налоговая база j-го налога.
Следовательно, налоговый потенциал по всем видам налогов в целях данного расчета определяется по формуле:
НПi = Сумма (НПij),
где
НПi — сумма налоговых потенциалов по
видам налогов в i-м муниципальном образовании
(объем налогового потенциала).
36.
ПЛАНИРОВАНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ
ДОХОДОВ
В основе планирования неналоговых доходов федерального бюджета заложен новый порядок, где функции прогнозирование этих доходов возложены на администраторов доходов. В соответствии с приказом Минфина России в рамках бюджетного процесса администратора поступлений бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Закрепление доходов бюджетов РФ за администраторами поступлений в бюджет осуществляется в следующем порядке.
Назначение органов государственной власти РФ администраторами поступлений в бюджеты РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ закрепляют источники доходов бюджета субъекта РФ за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ. Органы местного самоуправления закрепляют источники доходов бюджетов муниципальных образований за соответствующими администраторами, если администрирование данных источников доходов не предусмотрено законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Все администраторы доходов федерального бюджета предоставляют в Минфин России проектировки поступлений на очередной финансовый год. На базе этих проектировок Минфин России планирует неналоговые доходы федерального бюджета.
Прогнозирование поступлений неналоговых доходов производится администраторами доходов в настоящее время на основе данных предшествующих периодов (метод экстраполяции) с учетом планируемого изменения законодательства, а также темпов экономического и социального развития. В составе неналоговых доходов федерального бюджета наибольшую долю занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходы от оказания платных услуг и компенсаций затрат.
Основные
поступления указанных доходов
формируются за счет дивидендов по акциям
и доходов от прочих форм участия в капитале,
находящихся в собственности РФ, доходов
от сдачи в аренду имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности,
перечислений части прибыли Центрального
банка России, платежей от государственных
и муниципальных организаций, поступлений
от операций с государственным материальным
резервом.
37.
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих задач. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, а количественная — их величину. Главное назначение бюджетных средств — обеспечение выполнения органами власти возложенных на них функций.
В зависимости от характера этих функций формируются основные направления использования бюджетных средств и следующая система бюджетных расходов: государственное и муниципальное управление; национальная оборона; осуществление международной деятельности; фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; содержание учреждений социальной сферы и социальная защита населения; обслуживание и погашение государственного долга и др. В соответствии с этой системой сложились и главные направления планирования бюджетных расходов.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на капитальные и текущие.
Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая следующие статьи расходов: средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ.
Текущие
расходы — часть расходов бюджетов,
обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, бюджетных учреждений,
оказание государственной поддержки другим
бюджетам и отдельным отраслям экономики
в форме дотаций, субсидий и субвенций
на текущее функционирование, а также
другие расходы бюджетов, не включенные
в капитальные расходы в соответствии
с бюджетной классификацией РФ.
38.
ВИДЫ РАСХОДОВ
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ
При планировании финансовыми органами ведется расчет финансовых показателей, которые связаны с выполнением полномочий органов соответствующего уровня власти.
Исключительно из федерального бюджета финансируются и планируются в Минфине России следующие функциональные виды расходов: