Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
1.
Содержание и основные
черты бюджета
как экономической
категории.
Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Бюджет любого государства включает одни и те же категории: налоги, займы, расходы и т.д. Это позволяет определить бюджет как экономическую категорию.
Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в его функциях. Выделяют три функции бюджета:
Первую функцию выполняют бюджетные доходы, включающие: налоги с ю\л и ф\л, займы, доходы от государственной собственности и т.д. Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами в стране. Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства.
Вторая функция бюджета принадлежит конкретным целевым бюджетным расходам. Структура бюджетных расходов подвержена ещё более частым изменениям, чем структура бюджетных доходов. Изменения соотношения между расходами на военные и социальные нужды в пользу первых отчетливо свидетельствует о тенденции спада экономического производства и нестабильной экономической ситуации в стране.
Контрольная
функция бюджета предполагает создание
условий для осуществления контроля, который
отслеживает возможность эффективного
воздействия государства на все экономические
процессы. Контрольная функция бюджета
заключается в том, что бюджет через количественные
характеристики формирования и использования
фонда денежных средств государства объективно
отображает экономические процессы, протекающие
в структурных звеньях экономики. Данная
функция не носит ни запретительного,
ни ограничительного характера, а лишь
позволяет отслеживать и корректировать
степень и формы разумного косвенного
воздействия.
2.
Субъекты и нормы
бюджетного права.
Бюджетное право – это совокупность финансово-правовых норм, которые закрепляют структуру бюджетного устройства и бюджетной системы РФ, порядок формирования бюджетных доходов и перечень расходов, регламентируют бюджетный процесс, формирование и использование бюджетных и внебюджетных фондов в целях финансового обеспчечн6ия социального и экономического развития страны.
Источники бюджетного права:
Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
Субъекты бюджетного права:
- РФ в целом;
-
субъекты РФ – республики, края,
области, города Москва и
-
местные административно-
2.
Государственные и местные
Нормы бюджетного права:
а) материальные;
б) процессуальные.
Материальные бюджетные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, их распределение между различными уровнями.
Процессуальные бюджетные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета государства и местных бюджетов, порядок составления и утверждения отчета о составлении бюджета.
Совокупность
нормативных актов, содержащих нормы
бюджетного права, образует бюджетное
законодательство.
3.
Бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм это система налогово-бюджетных отношений органов власти различных уровней в процессе формирования доходов бюджетов и финансирования расходов на всех этапах бюджетного процесса.
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения строятся на основе определенных принципов:
Организация межбюджетных отношений строится на основе распределения всех доходов на собственные и регулирующие и путем предоставления различных форм финансовой помощи.
Финансовая помощь – это денежные средства, которые предоставлены из вышестоящих бюджетов в нижестоящие во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных услуг.
Основные виды финансовой помощи:
принципы построения
бюджетной системы
РФ.
Бюджетное устройство включает в себя три составных, взаимосвязанных между собой элемента:
Основу бюджетного устройства любой страны составляет бюджетная система. В РФ состав бюджетной системы определяется конституцией РФ, которая закрепляет право органов государственной власти и местного самоуправления на составление и исполнение собственных бюджетов и системы внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ имеет три уровня:
Бюджетная система функционирует на основе специальных принципов, установленных в бюджетном кодексе:
Таким образом,
характер бюджетного устройства зависит
не только от социально-экономического
устройства общества, но и от национально-государственного
устройства страны. поэтому бюджетное
устройство РФ основывается на модели
бюджетного федерализма, который по существу
представляет собой определенный тип
бюджетного устройства федеративного
государства.
5. Понятие бюджетного процесса, принципы его организации.
Стадии
бюджетного процесса.
Основы управления бюджетом.
Бюджетный процесс представляет собой совокупность мероприятия, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансово-бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным. Длительность бюджетного процесса определяется бюджетным периодом.
Бюджетные процедуры, связанные с организацией бюджетного процесса, осуществляются различными государственными органами и бюджетополучателями, которые имеют соответствующие полномочия. К этим органам относятся финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования и государственного финансового контроля.
К
финансовым органам относится министерство
финансов РФ, федеральная налоговая
служба, федеральная таможенная служба
и региональные и местные финансовые
органы. Денежно-кредитное
Государственный финансовый контроль возложен на счетную палату РФ, на контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований.
Стадии бюджетного процесса:
Составление проекта идет в несколько этапов:
1.
Прогнозирование социально-
После принятия закона на стадии рассмотрения и утверждения, он считается принятым полностью государственной думой. В течение 5 дней этот закон должен быть передан для рассмотрения в совет федерации. Совет федерации не имеет права изменять показатели бюджета, утвержденные государственной думой. Одобренный советом федерации закон в течение 5 дней направляется президенту РФ для подписи и обнародования. После публикации в официальной печати закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен.