Бюджет и бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:01, реферат

Описание работы

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная система. Главной составляющей её является бюджет.
Согласно Бюджетного Кодекса РФ (глава 1, статья 6): «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Работа содержит 1 файл

Бюджет и бюджетная система.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

      Инвестиционная  политика на современном этапе предусматривает:

      - повышение роли федеральных целевых программ как источника финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

      - создание условий для организованного  накопления и инвестирования сбережений населения и др.

      Что касается политики бюджетного регулирования, то она нацелена на формирование доходов всех уровней бюджетов, адекватных структуре и объему их расходов.

      Под кредитно-денежной политикой следует  понимать:

      - обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса национальной денежной единицы;

      - управление деятельностью финансового  рынка.

      Валютная  политика представляет собой совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в области валютных отношений, осуществляемых государством и международными валютно-финансовыми организациями. 
 

    14. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОКАЗАТЕЛИ —  ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ 

      Финансово-бюджетное  прогнозирование и планирование осуществляются на основе системы национальных счетов.

      При разработке прогнозов создаются математические и переменные модели, которые определяются в рамках системы национальных счетов.

      Различают следующие основные источники прогнозно-аналитической информации:

  1. статистическая, бухгалтерская и другие формы отчетности;
  2. система норм и нормативов, коэффициентов эффективности, соотношений, пропорций (нормативно-справочная база);
  3. накопленный опыт, основанный на знании закономерностей протекания и развития исследуемых явлений, процессов, событий (база знаний);
  4. моделирование прогнозируемых объектов применительно к ожидаемым или намечаемым условиям.

      Прогнозирование и планирование основываются на информации, которая может быть получена с использованием первичных и вторичных данных.

      Первичные данные получают в результате исследований. Их сбор осуществляется путем наблюдений, измерений, опросов, экспериментальных исследований.

      Вторичные данные, применяемые при проведении так называемых кабинетных исследований, — это данные, собранные ранее из внутренних и внешних источников для целей, отличных от целей данного исследования.

      Кабинетные  исследования являются наиболее доступным  и дешевым методом получения информации, необходимой для прогнозирования и планирования.

      Внутренними источниками информации служат бухгалтерские, финансовые, статистические и иные отчеты организации, беседы с сотрудниками и руководителями, информационные системы в электронных офисах, вычислительных центрах.

      Внешними  источниками являются данные международных организаций, таких, как Международный валютный фонд, Европейская организация по сотрудничеству и развитию, ООН. Кроме того, это законы, указы, постановления государственных органов; выступления государственных, политических и общественных деятелей; данные официальной статистики, периодической печати; результаты научных исследований и другие источники.

      Необходимо  использовать следующие источники: статистические ежегодники; данные переписи населения; каталоги, проспекты и  годовые финансовые отчеты фирм; результаты конкурсов; информация отраслей, бирж, банков; таблицы курсов акций; судебные решения.

      Вторичные данные можно получить из многочисленных изданий экономического и специального характера, таких, как газеты, журналы, информационно-аналитические бюллетени. К источникам внешней вторичной информации также относятся выставки, ярмарки, совещания, конференции, презентации, дни открытых дверей, базы и банки данных.

      В России функционирует ряд компьютерных информационных систем, специально ориентированных на сбор и передачу разнообразной информации. Активно развивается процесс распространения электронной информации. Например, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) имеет в сети интернет-серверы, содержащие необходимую в практике прогнозирования и планирования информацию. 
 
 
 
 
 
 
 

      15. ВЗАИМОСВЯЗЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ И БАЛАНСА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА 

      Макроэкономические  показатели, которые являются основой  финансово-бюджетного планирования и прогнозирования, наиболее полно представлены в балансе народного хозяйства. Он представляет собой систему экономических показателей, характеризующих важнейшие пропорции, закономерности воспроизводства и основные его результаты за тот или иной период.

      Эта система показателей наиболее полно  представлена в системе балансовых таблиц с определенным набором показателей для характеристики процесса и результатов воспроизводства в национальном хозяйстве страны, включая обобщающие показатели баланса в сводной таблице.

      Макроэкономические  показатели сводной таблицы можно  представить следующим образом:

      Сказуемое таблицы (показатели):

      I. Экономический потенциал страны.

  1. Производство общественного продукта и национального дохода (по основным позициям).
  2. Реализация (обращение) ВВП.
  3. Распределение и перераспределение национального дохода (по основным позициям).

      V. Конечное использование ВВП и национального дохода.

      VI. Экономический потенциал (материальные элементы) на конец года и его прирост.

      Подлежащее  таблицы:

  1. Предприятия отраслей материального производства.
  2. Культурно-бытовые учреждения и организации.
  3. Учреждения и организации государственного управления и обороны.
  4. Население по общественным группам.

      V. Поступления из внешних источников.

      Как следует из содержания показателей  сказуемого сводной таблицы, центральное место занимают показатели воспроизводства ВВП и национального дохода (II—V) на всех стадиях их движения в национальном хозяйстве.

      Исходными показателями, характеризующими экономический потенциал, являются: численность населения и трудовых ресурсов в среднем годовом исчислении и использование последних во времени, а также показатели национального богатства, представленные основными фондами, резервами и запасами материальных ценностей, которые и завершают эту таблицу, показывая результаты общественного воспроизводства за год.

      Группировка указанных выше показателей дается в широком плане в подлежащем сводной таблицы. Группировки подлежащего дают возможность осуществить анализ закономерностей развития экономики страны и субъектов Федерации как единого народнохозяйственного комплекса и в целом, и по сферам деятельности, отраслям и социальным формам хозяйства.

      Отчетный  баланс народного хозяйства включает три раздела.

      I. Баланс воспроизводства общественного продукта и национального дохода

      II. Баланс труда

      III. Баланс национального богатства  
 
 
 
 
 
 
 

    16. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ  И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

      Финансовое  планирование представляет собой составную часть планирования экономики. Оно базируется на системе макроэкономических показателей, позволяющих прогнозировать социально-экономическое развитие, и направлено на достижение сбалансированности движения финансовых ресурсов, а также денежных материальных потоков.

      Специфика финансового планирования состоит  в том, что его объектом выступает  не производственная, а финансовая деятельность, а также формирование и использование финансовых ресурсов. Субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

      Цель  финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

     Задачи, решаемые в процессе финансового  планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями  формирования и использования финансовых ресурсов.

      К принципам финансового планирования относятся:

      1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает совокупность элементов (подразделений), взаимосвязь между ними, наличие единого направления их развития для достижения общих целей государственной политики.

      Координация финансовых планов отдельных территорий выражается в том, что нельзя планировать  деятельность одних регионов вне  связи с другими; всякие изменения в финансовых планах одних территорий должны быть отражены в планах остальных. Следовательно, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации финансового планирования.

      2. Принцип участия означает, что каждый участник (субъект) финансового планирования становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой функции.

      3. Принцип непрерывности заключается в том, что процесс финансового планирования должен осуществляться систематически в рамках каждого этапа бюджетного процесса; разработанные финансовые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Однако необходимо учитывать возможные изменения в экономической и политической ситуации, которые требуют корректировки и уточнения планов.

      4. Принцип гибкости тесно связан с предыдущим принципом и включается в придании планам и процессу планирования в целом способности изменяться в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

      5. Принцип точности предполагает, что финансовые планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия. Для этих целей составление бюджетов всех уровней бюджетной системы предполагает использование бюджетной классификации, содержащей подробный перечень возможных доходов, расходов и т.д.

      6. Принцип обеспеченности  расходов означает, что запланированные расходы должны быть обеспечены доходными источниками, возможно, и внутренними заимствованиями.

      7. Принцип приспособления  к экономическим  и социальным условиям — составление финансовых планов, в том числе бюджетов, должно напрямую зависеть от приоритетов социальной политики, учитывать интересы социально не защищенных слоев населения. При этом большую роль играют целевые программы в области здравоохранения, образования, социального обеспечения. 
 
 

    17. СИСТЕМА ФИНАНСОВЫХ ПЛАНОВ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 

      Финансовый  план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

      В систему финансовых планов входят:

     - перспективные финансовые планы;

     - сводные финансовые балансы, составляемые  на общегосударственном и территориальных  уровнях управления;

Информация о работе Бюджет и бюджетная система