Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике.
Предмет и задачи биологии в общеобразовательном обучении
Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Глава 2. Разработка экскурсии краеведческого направления с использованием средств ИКТ по ботанике
2.1 Анализ растительности пойменных лугов около микрорайона Затон.
2.2 Создание мультимедийного проекта
2.3 создание теста по изученному
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

рефтру.docx

— 46.67 Кб (Скачать)

· играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости  от дидактической цели экскурсии  бывают: вводные при изучении нового материала; сопровождающие его изучение; итоговые при закреплении изученного. По своему предметному содержанию они  разделяются на производственные, естественнонаучные, историко-литературные, краеведческие  и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия  сочетает в себе одновременно несколько  учебных предметов. Такие экскурсии  называются комплексными. На таких  экскурсиях ученик получает возможность  знакомиться и изучать объекты  в их целостности. Например, можно  одновременно проводить экскурсию, связанную с изучением физики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик  знакомит учащихся с применением  электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения  химических смесей и химических веществ, математик касается использования  на предприятиях научных знаний по своему предмету и т.д.

Большая часть проводимых экскурсий непосредственно  связаны с изучением программного учебного материала. Они планируются  на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них  дни, свободные .т других занятий  в школе. Одни из них предназначаются  для изучения учащимися нового материала, другие используются для закрепления ранее изученного. Заключительные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выполнением учащимися тематических заданий и предшествуют уроку защиты тематических заданий.

В методике проведения экскурсии выделяют три  блока: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала  по теме занятия; в) обработка материалов экскурсии и подведение ее итогов.

Успех любой  экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия является комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и  содержание экскурсии, доведение их до учащихся, продумывание методики, показа и рассмотрения объекта экскурсии, способов вовлечения учащихся в активное восприятие, привлечение к показу и рассказу специалистов и пр. Особое внимание следует уделить подготовке специалистов. Заранее дать им соответствующие  инструкции и рекомендации, в частности, на какие стороны объекта экскурсии  обратить особое внимание учащихся.

Большое значение при подготовке проведения экскурсий имеет готовность самих  учащихся. Она заключается в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими  в ходе экскурсии и в последующей  обработке собранного материала; формулирование общих и индивидуальных заданий; информирование учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании  знаний по тем или другим характеристикам  объекта экскурсии на уроках по смежным  предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распределяются обязанности между учащимися  по наблюдению, выбор необходимого снаряжения для успешного сбора материалов экскурсии (блокноты, карандаши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступительная беседа, уточняются задания, определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию, и материалы, документы отчетности, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведения и техники безопасности.

Время, отводимое  для проведения экскурсии, колеблется от 40-45 минут до 2-2,5 часов (без учета  дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее целью и  содержанием и, конечно, возрастом  учащихся. Однако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить активность учащихся, заинтересовать их содержанием  экскурсии, поставить перед ними серию проблемных вопросов, ответы на которые можно получить лишь включившись  в активную поисково- познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с  учащимися обобщает, систематизирует  увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления  и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для  них: написать сочинения, подготовить  доклады, составить альбомы, сделать  спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточные  материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, завершаются  подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

В целях  упорядочивания проводимых экскурсий  в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так  и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экскурсия не проводилась бы, если ее проведение отвечает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, внимательность, возрастную культуру, нравственно-эстетическое отношение к действительности.

Обычно  к сопутствующим формам организации  учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также  и консультации, дополнительные, групповые  и индивидуальные занятия с учащимися  вне расписания уроков, факультативы, репетиторство, группы выравнивания.

Не касаясь  значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного  образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы  организации обучения неправомерно, т.к. изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело — консультации и дополнительные занятия. Они проводятся с учащимися  во внеурочное время и используются в одних случаях — для удовлетворения потребностей одних в углубленном  изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание факультативных занятий, в других — для устранения отставания отдельных учащихся в учении, устранение пробелов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей  форме организации могут быть групповыми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или  самостоятельного выполнения учениками  заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами работы малоэффективно. Оно приводит к расслаблению учащихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении  элементарных трудностей, деморализует их. Ученики при такой ситуации очень быстро становятся пассивными.

Что же касается групп выравнивания и репетиторства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации  от урочных форм и форм организации  групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как  самостоятельные формы наряду с  теми, которые уже рассмотрены  в ряду урочных форм организации  учебной работы учащихся.

Особую  категорию представляют формы внеклассной  или внеурочной работы учащихся. Это  всевозможные предметные кружки, научные  общества, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь  на добровольных началах, состав учащихся по возрасту и классу обучения неоднородный. Руководство ими осуществляют учителя-предметники, приглашенные специалисты в той  или иной области знания.

Содержание  работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных  вопросов программы, сверх программного материала, истории развития науки  в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В  отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и  координирующие всю кружковую работу, успешно организующие встречи школьников с творческой интеллигенцией, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря  функционированию таких форм работы в школе учащиеся могут удовлетворять  свои разнообразные познавательные и творческие запросы, развивать  свой творческий потенциал, активно  включаться во всевозможные школьные олимпиады, конкурсы, художественные и  технические выставки, литературное творчество, что дает школе большой  импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

 

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое  образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют  от учителя эрудиции, творческого  подхода.

Сопутствующие формы организации обучения позволяют  школьникам глубоко и разнообразнее  познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты  характера.

 

    1. Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы

 

Одной из задач школы на современном этапе  является гуманизация процесса обучения, которая находит свое отражение  в том, что наряду с педагогическими  целями обучения, большое внимание уделяется целям развития обучающихся, формированию их индивидуальности.

Происходит  постепенное осознание потребности  в обеспечении учащихся не только профессиональными навыками, но и  в общем развитии обучающихся, формировании их информационной культуры. Необходимость  удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от преподавателя  знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и  средствами современной науки. Поэтому  нужно рассматривать поиск путей  овладения современными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности  процесса обучения в школе. Одним  из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа.

Под термином мультимедиа следует понимать компьютерное дидактическое средство, которое, предъявляя содержание учебного материала в  эстетически организованной интерактивной  форме с помощью двух модальностей (звуковой и визуальной), обеспечивает эффективное протекание перцептивно-мнемонических  процессов, позволяет реализовать  основные дидактические принципы и способствует достижению, как педагогических целей обучения, так и целей развития.

Технология  мультимедиа позволяет реализовать  большинство методов обучения, способно во многих случаях усовершенствовать  или даже частично заменить в учебном  процессе такие классические методы обучения, как метод устного изложения  учебного материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического  обучения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы. Многие известные педагоги и психологи  указывали на то, что для повышения  эффективности обучения методы устного  изложения должны сочетаться с наглядными и практическими методами, а также  с методами активизации восприятия.

Педагогические  возможности средств мультимедиа  определяются не простым суммированием  возможностей компьютерной техники  и технологий, в них входящих. Увеличение педагогических возможностей отдельных составляющих средств  мультимедиа, которые взаимно развивают  и дополняют друг друга, приводит к переходу количества этих возможностей в качества.

Информация  в мультимедиа программах передается с помощью трех средств — графики, аудио и видео. При этом возможно достижение максимальной информационной наполняемости как отдельных  элементов визуального ряда, так  и их совокупности. С помощью компьютерной графики появляется возможность  максимально реализовать эстетические законы структурирования формы таким  образом, что создаются изображения, представляющие собой интеграцию научного (содержание) и эстетического (форма) компонентов, восприятие которых требует  минимума усилий от обучающихся.

Зарубежные  исследователи, подчеркивая необходимость  разумной визуализации учебного контекста, выделяют следующие формы наглядной  фиксации учебного материала: иллюстрация, логические изображения и изобразительные аналогии. К иллюстрациям относятся фотографические изображения, видеозаписи тех или иных объектов реальной действительности. Такая наглядность обладает высокой степенью соответствия изображаемому объекту и представляет собой своего рода замещение реальности. Вторая выделенная категория — логические изображения — включает в себя такие формы, как графики, схемы, диаграммы (информация сообщается с помощью индексов и символов). Данная категория наглядности характеризуется схематичностью и закодированными в изображении ментальными образами. Логические изображения выступают в качестве упрощенных представлений, иллюстрирующих сложные структуры. Изобразительные аналоги не представляют непосредственно наблюдаемые структуры, объекты или факты, сослужат хорошей иллюстрацией для усвоения сложных идей или фактов. Изобразительные аналоги основаны на построении конечной аналогии от хорошо известной информационной области к новым комбинациям в совершенно новой форме.

Некоторые зарубежные ученые утверждают, что  внедрение мультимедиа в образование  должно идти на основе того опыта, который  уже накоплен в результате применения традиционных технических средств  в учебном процессе вуза.

Технические возможности любого средства сами по себе не могут оказывать воздействие  на учебную деятельность ученика, следовательно, необходимо установить соотношение  между возможностями и «ограничениями»  как обучающегося, так и самого технического средства. Эффективность  дидактического средства зависит от степени его гибкости, то есть способности  соответствовать потребностям и  характеристикам различных групп  обучающихся, а также различным  образовательным контекстам. Так  многочисленные исследования показали, что необходимо учитывать индивидуальные способности восприятия графики  и анимации. Для повышения уровня восприятия материала одним ученикам достаточно графического сопровождения, а другим необходима анимация динамики изучаемого процесса. В работах зарубежных исследователей также выявлена зависимость уровня опорных знаний и качества восприятия различных форм наглядной фиксации учебного материала.

Сочетание комментариев преподавателя с видеоинформацией или анимацией значительно активизирует внимание школьников к содержанию излагаемого  преподавателем учебного материала  и повышает интерес к новой  теме. Обучение становится занимательным  и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение и повышая качество излагаемой преподавателем информации. При этом существенно изменяется роль преподавателя в учебном  процессе. Преподаватель эффективнее  использует учебное время, сосредоточив внимание на обсуждении наиболее сложных  фрагментов учебного материала.

Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального  компьютерного обучения. Наряду с  информационно-познавательным содержанием  интерактивный урок имеет эмоциональную  окраску благодаря использованию  в процессе её изложения компьютерных слайдов.

Немаловажным является и то, что заранее готовясь к лекции, преподавателю необходимо разработать на компьютере в приложении «PowerPoint» программы «Office» необходимое количество слайдов, дополняя видеоинформацию на них звуковым сопровождением и элементами анимации. Естественно, что это значительно повышает требования к квалификации преподавателя. Он должен обладать необходимым уровнем знания компьютерной техники и владеть навыками работы с программным обеспечением.

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике