Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике.
Предмет и задачи биологии в общеобразовательном обучении
Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Глава 2. Разработка экскурсии краеведческого направления с использованием средств ИКТ по ботанике
2.1 Анализ растительности пойменных лугов около микрорайона Затон.
2.2 Создание мультимедийного проекта
2.3 создание теста по изученному
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

рефтру.docx

— 46.67 Кб (Скачать)

В процессе изложения урока преподаватель  эпизодически представляет информацию на слайде в качестве иллюстрации. Это  способствует лучшему усвоению учебного материала студентами.

Эффективность применения интерактивного урока в  ходе преподавания объясняется своеобразием оформления текстовой информации в  виде графиков, логических схем, таблиц, формул, широко используемых преподавателями  дисциплин технического профиля.

Таким образом, участие в процессе обучения одновременно педагога и компьютера значительно  улучшает качество образования. Использование  предложенной методики активизирует процесс  преподавания, повышает интерес учащихся к изучаемой дисциплине и эффективность  учебного процесса, позволяет достичь  большей глубины понимания учебного материала.

Создание  любого компьютерного приложения, а  особенно курса мультимедиа-лекций сегодня не мыслится без тщательно  продуманного плана разработки. В  настоящее время существует хорошо отработанная методология создания компьютерных обучающих систем. Как  и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов.

Для создания обучающей программы необходимо:

  • Выбрать тип программы. На этом этапе определяются основные цели и задачи программы, а также средства её реализации.
  • Собрать подходящие исходные материалы — тексты, репродукции и иллюстрации, аудиозаписи, видеокассеты, компьютерные файлы. Полнота собранных материалов говорит о готовности к реализации программы и определяет уровень её качества.
  • Написать сценарий программы и взаимодействия преподавателя с ней, определяющий композицию всех собранных материалов. Здесь определяется вся логика программы. Сценарий описывает связи между слайдами, структуру и изменения на этих слайдах, а также звуковые и видеоэффекты.
  • Обработать собранные материалы на компьютере, подготовив их к включению в обучающую программу, т.е. создать и отредактировать текстовые, графические, анимационные, видео, звуковые сопровождения. Здесь используются как стандартные средства самой операционной системы, так и ставшие стандартными пакеты редактирования текстов (MicrosoftWord), компьютерной графики и анимации (3D Studio, AdobePhotoShop), видеомонтажа (AdobePremiere), Web-мастеринга (MicrosoftFrontPage), а также программы, поставляемые вместе с аудио- и видео платами.
  • Реализовать сценарий в виде действующей программы, внося необходимые изменения в материалы и сценарий в процессе опытной эксплуатации. Для авторов, не являющихся программистами, лучшим вариантом является использование таких средств визуального программирования, как PowerPoint из MicrosoftOffice, MacromediaDirector, а также средства Web-мастеринга. Наконец, профессиональные программисты могут использовать системы программирования Visual C++, VisualBasic, Delphi, Java и др., но оптимальных сроков разработки они добьются, если будут их использовать в дополнение к перечисленным выше системам.
  • Подготовить методические материалы для пользователей программы — преподавателей. Такие материалы необходимы, так как пользователи программы, как правило, не обладают квалификацией её авторов.

 

 

Глава 2. Разработка экскурсии краеведческого направления с использованием средств  ИКТ по ботанике

 

2.1    Анализ растительности  пойменных лугов окрестностей микрорайона Затон.

Пойменный луг - луг, расположенный в пойме  реки, ежегодно затопляемой весенними  полыми водами. Пойменные луга флористически  беднее других типов лугов из-за отбирающего воздействия половодья. Пойменные луга широко распространены в лесостепной зоне. . Пойменные  луга, - это речные долины и приозерные низменности, заливаемые полыми водами. Встречаются пойменные луга во всех зонах и занимаю 25 млн. га, из которых  под сенокосами находится 14 млн. га и под пастбищами - 11 млн. га. Пойменные  луга дают сено и пастбищную траву, как правило более высокого качества. Урожаи их также более высокие  и устойчивые. Характерная особенность  заливных лугов в том, что они  ежегодно заливаются полыми весенними  водами, после которых отлагаются аллювиальные наносы, или так называемый наилок. В благоприятных условиях пойменного режима при периодических  увлажнениях и в результате наноса наилка на пойменных лугах обычно создаются хорошие условия для  развития травянистой растительности. Почвы хотя и отличаются разнообразием  в зависимости от природной зоны, а также от места нахождения в  самой пойме (прирусловая часть, центральная пойма, притеррасная часть), но все они более плодородные, обладают хорошей аэрацией, рыхлые. По длительности затопления пойменные  луга делятся на краткопойменные, среднепойменные  и долгопойменные.

Краткопойменные луга заливаются водой на срок до 15 дней. Встречаются почти во всех зонах России по долинам мелких рек  и больших рек с высоким  уровнем.

Среднепойменные (умеренно пойменные) луга заливаются водой на срок от 15 до 25 дней. Встречаются  во всех зонах и занимают преимущественно  поймы больших рек. Долгопоймнные  луга заливаются водой на срок от 25 и более дней. Распространены во всех зонах СНГ и обычно занимают поймы крупных рек. Большинство  долгопойменных пастбищ используется в незначительной степени, так как  находятся они в тундре, в низовьях больших сибирских рек - Печоры, Оби, Енисея, Лены и др. Длительность затопления очень важный фактор в формировании травостоев. Существуют растения малоустойчивые, среднеустойчивые и длительно устойчивые к затоплению. Они могут служить  примерами растений, встречающихся  на пойменных лугах с различной  длительностью затопления, т. е. соответственно краткопойменных, среднепойменных  и долгопойменных. Следует отметить, что большинство ценных трав редко  выдерживает длительное затопление и только очень немногие из них (костер безостый, пырей ползучий, канареечник  тростниковидный, чина болотная, манник обыкновенный) выдерживают затопление более 40-50 дней. В поймах рек различаются  в поперечном от русла направлении  три более или менее резко  обособленные части:

1. Прирусловая,  ближайшая к руслу;

2. Центральная,  или средняя;

3. Притеррасная, наиболее удаленная от русла  и прилегающая непосредственно  к коренному берегу или приречным  террасам.

Прирусловая часть поймы занимает узкую полосу вдоль действующего или старого  русла реки. Она характеризуется  более мощными песчанистыми наносами, причем гривы (повышения) чередуются с  западинами (понижениями).Здесь развивается  травостой главным образом из корневищных злаков, наиболее требовательных к влаге и аэрации почвы.Луга прирусловой поймы подразделяются на следующие основные типы:

1. Луга  высокого уровня, травостой которых  в лесной зоне состоит из  грубого разнотравья (борщевика,  порезник" и других зонтичных)  и вообще растений с сильноразвитой  корневой системой, а в степной  зоне - из смеси степных растений (типца, ситника, тонконога) с  луговыми злаками и разнотравьем;

2. Луга  среднего уровня (часто влажные)  с разнотравно-злаковой растительностью,  с ценными луговыми широколистными  злаками, бобовыми и разнотравьем;

3. Луга  низкого уровня (часто сырые) с  разнотравно-злаковой растительностью,  куда входят пырей, костер безостый, мятлик луговой, полевица белая,  бекмания, канареечник и др.

Центральная часть поймы, расположенная непосредственно  за прирусловой, по площади самая  обширная, с выровненным рельефом и песчанисто-глинистыми отложениями. Луга центральной поймы также  подразделяются на луга высокого, среднего и низкого уровня с различным  травостоем.Луга высокого уровня, слабо  заливаемые и часто испытывающие недостаток влаги в летний период, отличаются сравнительно низким травостоем. В нем преобладают рыхлокустовые  злаки - тимофеевка, овсяница красная, а также разнотравье с примесью бобовых.Луга среднего уровня лучшие по урожайности и кормовым достоинствам по сравнению с лугами высокого уровня. Здесь преобладают злаковые и  злаково-разнотравные травостои, в  состав которых входят: из злаков - тимофеевка, лисохвост, мятлика овсяница луговая  и красная; из бобовых - люцерна желтая, клевер (красный и белый), мышиный  горошек; из разнотравья-василек луговой, герань луговая, подмаренники, лютики и др.Луга низкого уровня центральной  поймы, ежегодно затопляемые, с избыточно  увлажненными почвами, особенно в первой половине лета, отличаются крупным, ровным травостоем, в котором преобладают  влаголюбивые злаки (полевица белая, бекмания, канареечник и др.), крупное разнотравье  и осоки - острая, дернистая и др.Притеррасная часть, примыкающая к коренному  берегу, по рельефу самая пониженная часть поймы, имеет глинистые аллювиальные отложения. Почвы притеррасных пойм содержат значительный запас питательных веществ для растений, характеризуются устойчивым водным режимом и очень часто избыточным увлажнением. Луга притеррасной поймы расположены на перегнойных, иногда засоленных почвах. Среди них встречаются луга с обильным увлажнением ключевыми водами, с растительностью, в которой преобладают овсяница луговая и красная, мятлик луговой и обыкновенный, осока дернистая, луговик и др.Пойменные луга распространены в различных зонах, в каждой зоне они имеют свои особенности.     

Пойменные луга крупных рек, таких, как Обь, Волга, Енисей, пересекающих в своем течении несколько природных зон, имеют определенный отпечаток каждой из этих зон. Однако из-за весеннего разлива и ежегодного затопления, сопровождаемого отложением наилка, различия между пойменными лугами разных зон меньше, чем между теми зональными типами растительности, в пределах которых они встречаются.

В прирусловой  части поймы обширны заросли  ив, в особенности трехтычинковой и корзиночной. Здесь же растут белокопытник, пырей ползучий (отличное пищевое  растение), костер безостый.

На высоких  участках поймы встречаются щавель пирамидальный, полынь обыкновенная, люцерна  серповидная, кровохлебка и др. Часто  встречаются тысячелистник обыкновенный, клевер луговой и ползучий, герань луговая, тмин обыкновенный, подмаренники. На заболочен: притеррасной поймы растут злаки, лютик ползучий, калужница, подмаренник болотный, полевая и белозор. В зоне дубрав и лесостепи в притеррасные часты заболоченные леса из-за клейкой с примесью ивы пятитычинковой, на полянах которых обычны камыш лесной, лабазник вязолистный (таволга вязолистная), белокрыльник и др.

Суходольные луга, возникшие в лесной зоне на месте лесов, используют как пастбища.

Часто встречаются  здесь ценные лекарственные растения — лапчатка прямостоячая, или дикий  калган, и душистый колосок. На более  богатых почвах растет манжетка обыкновенная, колокольчики, нивяник, овсяница красная. При большом увлажнении появляются осоки, полевицы и щучка. В пониженных местах, где застаивается вода, часто  образуются травяные или сфагновые  болота, где растут сабельник и  вахта, росянка, веники, пузырчатка, осоки  и разные мхи.

Сфагновые болота. Образуются при заболачивании  лесных вырубов и при зарастании водоемов. Первым появляется мох кукушкин лен, затем он сменяется сфагновыми мхами — начинается накопление торфа, и на месте леса образуется сфагновое  болото. Здесь встречаются сфагновые  мхи, кустарники и кустарнички из семейства вересковых, багульник  болотный, болотный мирт (кассандра), подбел, а также такие ягодники, как  клюква, голубика, а в более северных районах — водяника, морошка, княженика. Из травянистых растений здесь много  пушицы влагалищной и осоки волосисто-плодной. Часто встречаются росянки (росянка  круглолистная, английская и длиннолистная), осоки, пушицы и др.


Информация о работе Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике