Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:02, курсовая работа

Описание работы

Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике.
Предмет и задачи биологии в общеобразовательном обучении
Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы
Глава 2. Разработка экскурсии краеведческого направления с использованием средств ИКТ по ботанике
2.1 Анализ растительности пойменных лугов около микрорайона Затон.
2.2 Создание мультимедийного проекта
2.3 создание теста по изученному
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

рефтру.docx

— 46.67 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий  в обучении ботанике.

    1. Предмет и задачи биологии в общеобразовательном обучении
    2. Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
    3. Дидактические возможности применения мультимедиа в учебном процессе школы

Глава 2. Разработка экскурсии краеведческого направления с использованием средств  ИКТ по ботанике

2.1 Анализ растительности пойменных  лугов около микрорайона Затон.

2.2      Создание мультимедийного проекта

2.3 создание теста по изученному

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

 

 

Введение 

Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую  культуру можно рассматривать как  показатель практического отношения  человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального  природопользования, с поиском путей  сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных  объектах, борьбу с потребительским  отношением к ним, гуманизм, ответственность  за ее состояние перед обществом.

Огромная  роль в воспитании экологически грамотных  членов общества принадлежит учителям естественно-научного цикла, в частности  учителям биологии. Именно они должны раскрыть перед учащимися все  богатство и красоту родного  края, показать грандиозность перемен  в природе, связанных с деятельностью  человека, в том числе и негативных.

Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области  естествознания не редко рождаются  именно на умело проведенной экскурсии. Однако, "Технологическая революция и возникновение постиндустриального общества привели к тому, что к человеку стали предъявляться новые функциональные требования: работник теперь должен не только хорошо выполнять функциональные обязанности, но и уметь проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Таким образом, существует реальная потребность в использовании мультимедиа в общеобразовательной школе. В связи с этим тема данной работы ориентирована на изучение возможностей мультимедиа как средства повышения эффективности учебных занятий по ботаники в общеобразовательной школе.

Цель исследования – определение целесообразности разработки экскурсии краеведческого направления с использованием средств ИКТ в курсе преподавания ботаники в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования – курс ботаники в средней общеобразовательной школе

Предмет исследования – применение средств ИКТ для разработки экскурсий в преподавании ботаники в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования – применение средств ИКТ для разработки экскурсий в преподавании ботаники в средней общеобразовательной школе способствует активации познавательной и учебной деятельности школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить  научную литературу по теме исследования

2. Определить  теоретические основы организации  и проведения экскурсий по  ботанике 

3. Проанализировать  сущность и методику проведения  экскурсий по ботанике в средней оьщеобразовательной школе

4. Разработать  экскурсию краеведческого направления с использованием средств ИКТ по курсу ботаники

5. Провести  исследование влияния применения мультимедийных экскурсий в преподавании ботаники на развитие познавательной и учебной деятельности учащихся

6. Разработать  рекомендации 

Методологическая основа исследования: В ходе исследования использовались такие методы как наблюдения, сравнительный анализ и прогнозирование педагогических явлений.

Теоретическая основа исследования в данной работе составлена из научных материалов следующих авторов:Бавтуто Г.А., Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В., Куприянов А.Н., Верзилин Н.М., Клемешова Н.В., Захарова И.Г., Егоровой Ю.Н., Уварова А.Ю., Кручинина Г.А.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данной работы успешно использованы в педагогической практике общеобразовательной школы, что способствует активизации применения данного опыта.

Структура магистерской работы: данная работа состоит из содержания, введения, двух глав теоретической и практической соответственно, заключения, списка использованной литературы, приложения.мультимедийный технология урок.

 

Глава 1. Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий  в обучении ботанике.

 

1.1 Предмет и задачи биологии  в обшеобразовательном обучении 

 

Основные  задачи (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» - обеспечение  целостности биологического образования  в средней школе. Их фундамент  создавался в начальной школе в курсе окружающего мира.

Осознание учениками исключительной роли жизни  на Земле и значения биологии в  жизни человека и общества. Жизнь  – самый мощный регулятор природных  процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической  силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляются в биосфере. Она же является источником всех доступных  видов ресурсов. Даже солнечную энергию  мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации  и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент  грамотного ведения планетарного хозяйства [40, 23].

Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия  активности человечества в целом  и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко  и отдельного человека настолько  высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природе, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся  деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить  угрозу самоистребления человечества.

Освоение  элементарных биологических основ  медицины, сельского и лесного  хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о  естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового  образа жизни немыслимо вне специальных  биологических знаний.

Формирование  представления о природе как  развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика  во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным  объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее последние  достижения в этой области еще  не стали достоянием курсов средней  школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу  в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология, как никакая  другая учебная дисциплина, позволяет  продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к  природным явлениям.

Овладение биологическими основами здорового  образа жизни. Первым условием счастья  и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его  моральный долг. Общество и государство  призваны обеспечить социальные условия  сохранения здоровья населения. Биологические  знания – научная основа организации  здорового образа жизни всего  общества и каждого человека в  отдельности [23, 75].

Овладение наиболее употребительными понятиями  и законами курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение  главными представлениями этой науки  и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими  в дальнейшей практической жизни. Главный  экзамен по биологии человек сдает  всю жизнь, сознавая, например, что  заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения  снега уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, вкакого рода книге или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для самого человека, так и для окружающих.

Основные  идеи предмета «Биология» [14, 22]:

- Функционально-целостный  подход к явлениям жизни. Жизнь  – свойство целого, а не его  частей. Поэтому программа 5-го  класса посвящена единству истории  Земли и жизни на ней. В  6–7-м классах строение и функции  организмов рассматриваются не  отдельно по органам и системам  органов, а в виде целостных  планов строения. Особенное внимание  при этом уделяется роли каждой  части организма в функционировании  целого. Идейным стержнем программы  8-го класса является рассмотрение  роли основных функциональных  систем в поддержании гомеостаза  и постоянства внутренней среды  организма. Основной идеей программы  9-го класса служит регуляция  жизненных процессов как основа  устойчивого существования и  развития, показанная на всех  уровнях организации живого.

- Исторический  подход к явлениям жизни. Особенность  данного курса биологии состоит  в том, что историческое воззрение  на природу проводится с самого  начала изучения предмета в  основной средней школе. Программа  5-го класса посвящена рассмотрению  важнейших этапов истории Земли  и жизни на ней. В программе  6-го и 7-го классов показана  историческая связь планов строения  и жизненных циклов важнейших  групп живых организмов. В программе  8-го класса показано историческое  становление основных структур  и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход  последовательно проведен не  только в эволюционных, но и  в экологических разделах курса. 

- Экосистемный  подход. Среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 5-го и 9-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 6-го и 7-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразующая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса – роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.

- Сравнительный  метод (теория классификаций). Систематический  анализ этого основного научного  метода, без применения которого  нельзя поставить ни одной  научно осмысленной задачи и  получить ни одного научно  значимого вывода. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6-го и 7-го классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.

Основой естественнонаучного образования  в начальной школе служит курс окружающего мира. Он направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.

 

1.2 Организация уроков ботаники с использованием экскурсий

Система уроков в реальной педагогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К дополнительным формам обучения можно отнести: экскурсии, исследовательские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конструкторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объединения по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме.

Экскурсия — это такая форма организации  обучения, которая объединяет учебный  процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

· реализуется  принцип наглядности обучения;

· повышается научность обучения и укрепляется  его связь с жизнью, с практикой;

· расширяется  технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность  наблюдать реальное производство и  знакомиться с применением научных  знаний в промышленном и сельскохозяйственном производстве;

Информация о работе Теоретические и методологические аспекты использования экскурсий в обучении ботанике