Теоретические аспекты меркетинг-менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 00:18, реферат

Описание работы

Понятие и сущность маркетинг-менеджмента. Маркетинг-менеджмент в банковской сфере. Стратегии маркетинга.

Работа содержит 1 файл

Глава 1. Теоретические аспекты маркетинг-менеджмента.doc

— 75.00 Кб (Скачать)

     ГЛАВА I Теоретические аспекты меркетинг-менеджмента

1.1.Понятие и сущность маркетинг-менеджмента 

     Развитие  теорий и практики разработки маркетинга-микса  и на его основе планирования маркетинговых  мероприятий явилось отправной  точкой в формировании теории, методологии и методов организации маркетинга-менеджмента.

     Однако  не только использование маркетинга как средства обеспечения получения  преимуществ предприятия у потребителей за счет проведения комплекса маркетинга оказало влияние на формирование маркетинга-менеджмента как нового научного направления, нового подхода к организации предпринимательства и новой функции бизнеса. Значительную роль в этом сыграли также такие факторы, как целевая направленность в системе управления предприятия на удовлетворение нужд и потребностей покупателей и применение принципов взаимодействия производителей и потребителей, которые позволяют осуществлять непрерывный процесс согласования и координации маркетинговых коммуникаций.

     Маркетинг, рассматриваемый до середины 80-х  годов только как способ распределения и продажи товаров, стал тормозом в условиях развитой конкуренции, формирования сети рынков товаров и услуг, создания коммуникативных взаимосвязей в системе взаимодействия субъектов маркетинговой системы. Требование экологичности и социальной направленности маркетинговых процессов еще более ограничило применение сбытовой направленности концепции управления маркетингом. Это означает, что наряду с подфункциями сбыта, рекламы, распределения и ценообразования в сфере маркетинговой деятельности выделилась и сформировалась интегрирующая функция маркетинга — управление всей системой маркетинга на каждом иерархическом уровне функционирования экономики. [ 4, c.113]

     Маркетинг-менеджмент — это управленческая деятельность, связанная с осуществлением планировать, организации, координации, контроля, аудита и стимулирования мероприятий по интенсификации процесса формирования и воспроизводства спроса на товары и услуги, увеличению прибыли.

     Маркетинг-менеджмент выступает философией и средством  интенсификации маркетинговой деятельности, основной целью которой является не просто сбыт и стимулирование продаж, а управление спросом. Одновременно маркетинг-менеджмент представляет собой целенаправленную деятельность, связанную с процессом обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ предприятия на рынке, который включает такие стадии, как анализ окружающей среды, ситуационный анализ и прогноз рынка и возможностей потенциала организации, разработка целей и стратегий поведения на рынке. планирование маркетинговых целей и тактики поведения организации в конкретно сложившейся ситуации, разработка плана маркетинга-микса, осуществление этого плана, т.е. организация, управление, контроль за реализацией маркетинговых мероприятий и оценку результатов маркетинговой деятельности.[5, c. 202]

     Маркетинг-менеджмент как функция должна рассматриваться  не только во взаимосвязи с задачами в рамках процесса маркетинга, но и  с задачами по руководству людьми и коллективом, ответственными за достижение целей предприятия. Таким образом, маркетинг-менеджмент интегрирует функциональный и институциональный смысл управления маркетинговой деятельностью на всяком иерархическом уровне социально-экономической системы. [6, c.77]

      В функциональном смысле маркетинг-менеджмент рассматривается как деятельность или процесс формирования, организации (например, планирования) какого-либо решения и затем его осуществления (например, его исполнение или контроль). В институциональном смысле маркетинг-менеджмент — это руководящая сила, которая на основе предоставляемых ей правовых и организационных полномочий распределяет между отдельными работниками или группами работающих распоряжения и задачи, подлежащие обязательному исполнению. В качестве руководящей силы выступает менеджер или группа менеджеров. В этом случае менеджмент рассматривается как руководство предприятия, отдела или какой-либо иной структуры управления этой фирмы. Основными факторами, которые формируют среду маркетинга-менеджмента, являются культура, политика и структура (рис. 1). [7. c.117]

         Сфера 

         взаимодействия

         

       

     

     

     

                                                                                                           

                                                                                                время                                                                                               

 Рисунок 1 - Среда маркетинга-менеджмента

     Процесс маркетинга-менеджмента как процесс  решения проблем в сфере управления спросом с помощью мероприятий  по интенсификации маркетинговой деятельности предполагает проведение определенной политики, которая включает ситуационный анализ, определение целей, разработку стратегий, выбор средств регулирования и анализ результата (табл. 1). 
 
 
 
 
 

Таблица 1 - Процесс решения проблем в маркетинг-менеджменте

     Этапы процесса      Объекты процесса      примеры
     Планирование      Ситуационный  анализ: шансы/опасности, окружающая среда. Сильные и слабые стороны предпринимательства      Рабочее время, экология. Маркетинг, персонал
     решения      Цели: требуемое состояние стратегии: ориентация на возможности      Покрытие  издержек, доля рынка, оборот. Кооперация, лидерство в ценах
     реализация      Средства  выполнения: проведение, координация, оптимизация      Маркетинг-микс, бюджет, план рекламы
     контроль      Результаты: эффективность, адаптивность, гибкость      Время развития, удовлетворенность сотрудников, доля собственного капиталла

 

     Маркетинговая культура — это совокупность ценностей  норм, которые формируют и сопровождают маркетинговую деятельность, выражающаяся в философии маркетинга и образе мышления.[8, c.366] 

1.2.Маркетинг-менеджмент в банковской сфере 

     Переход к рыночным отношениям, который в  настоящее время является основным направлением стабилизации экономики  России, основывается в первую очередь  на оздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитии финансового рынка. Роль же новой банковской системы в продвижении страны к рыночной экономике во многом определяется развитием маркетинга в данной сфере, взаимоотношениями, которые складываются между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг, процентной политикой и другой деятельностью банков. По мнению западных специалистов, финансовые услуги все в большей степени попадают под влияние рынков и потребителей, поэтому для менеджеров возрастает важность маркетинга с его акцентом на изучение и сегментацию рынка, продвижение продуктов на рынок и обслуживание потребителей. Маркетинг становится одним из важных стратегических факторов успеха в банковском деле наряду с общим управлением, финансами и технологией (функционированием).[9, c.301]

     Усиление  конкуренции и увеличение требований клиентов к банковским услугам приводят к тому, что все большее число  банков обращаются к маркетингу, разрабатывают  стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе.[10, c.104]

     В России развитие маркетинга и в промышленности, и в сфере банковских услуг  происходит одновременно и в очень  сложных условиях. При отсутствии опыта, методических разработок, квалифицированных специалистов, информационной среды каждая организация самостоятельно методом проб и ошибок осваивает такую непростую область деятельности, как маркетинг.[11, c.52]

     Маркетинговое управление в банковской сфере, можно определить как поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей банка, формирования путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов. Главная задача маркетинга в банке заключается в анализе процессов, происходящих на рынке капитала, то есть непосредственно в сфере действия кредитно-финансовых институтов, особенно в банковском секторе, и на рынке ценных бумаг, включая первичный рынок, вторичный (фондовую биржу) и внебиржевой (так называемый уличный) рынок. Это необходимо руководству банков для того, чтобы принимать гибкие решения, направленные, прежде всего, на расширение банковской деятельности и соответственно на увеличение прибылей.

     Цель  маркетинг-менеджмента в банке  — создание необходимых условий  приспособления к требованиям рынка  капитала, разработка системы мероприятий  по изучению рынка, повышение конкурентоспособности  и прибыльности.[12, c.93]

     Основными функциями маркетинга в банке  являются:

  • изучение спроса на рынке капитала и его отдельных сегментах, представляющих особый интерес для банков;
  • анализ и изучение процентной политики, реклама;
  • разработка системы планирования банковской деятельности;
  • управление персоналом; организация обслуживания клиентов.

     Как правило, банк на основе анализа рынка  капитала, изменений его объема, изучения потребительских привычек, учета социально-психологических  особенностей объектов на территории составляет программу по привлечению средств (вкладов, депозитов) и выдаче кредитов и ссуд. В этом смысле банк обязан определить общие принципы стратегии конкурентной борьбы и конкретные способы овладения рынком сбыта. Такой стратегией должны руководствоваться все подразделения банка. В этих условиях ставится задача интенсификации деятельности банка путем создания системы дополнительных услуг, предоставления различных льгот и премий своим клиентам, ведения рекламы, в том числе престижной, позволяющей создать благоприятное мнение о банке и его деятельности. [14, 7]

     Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Сейчас, когда предприятиям и организациям разрешается открывать счета в любом банке, расширяется основа конкуренции в банковском деле. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложении своих средств на счета данного банка.

     Итак, маркетинг становится одной из важнейших  концепций управления банками. Он применяется  для повышения эффективности  системы управления банком, позволяет  составлять долгосрочные и краткосрочные программы развития, разрабатывать инновационные банковские продукты, быстро реагировать на изменения, происходящие на рынке банковских услуг, создает преимущества в конкурентной борьбе. Последовательная реализация маркетинга обеспечивает устойчивый спрос на банковские услуги не только за счет удовлетворения уже существующих потребностей клиентов, но и за счет применения различных средств стимулирования продаж, выбора наиболее эффективной стратегии продвижения на рынок той или иной банковской услуги.

     Банковским  услугам, как и всем другим видам  услуг, присущи специфические характеристики, которые должны быть учтены при разработке комплекса маркетинга:

  • абстрактность (неосязаемость и сложность для восприятия);
  • неотделимость услуги от источника;
  • непостоянство (неодинаковость) качества услуг;
  • несохраняемость банковских услуг;
  • договорной характер банковского обслуживания;
  • связь банковского обслуживания с деньгами;
  • протяженность обслуживания во времени;
  • вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей.

     В основе маркетинга в банковской сфере лежит использование зарубежного опыта. Однако практика показала, что российская модель управления маркетинга в банке пока является достаточно примитивной, так как она не связана с серьезным и глубоким изучением рынка по привлечению денежных средств в банки. Главным элементом маркетинга на протяжении нескольких лет являлось манипулирование процентной ставкой по депозитам. Каждый банк стремился предложить как можно более высокую депозитную ставку. Кроме того, существовала объективная причина, связанная с политикой либерализации цен, постепенно переросшей в гиперинфляцию. Что касается выдачи кредитных ресурсов, то здесь маркетинг-менеджмент в банковской сфере сводился исключительно к вложениям в посреднические операции. Единственным результатом использования анализа рынка по кредитным вложениям был быстрый возврат денег с высоким процентом. [13, c. 74]

Информация о работе Теоретические аспекты меркетинг-менеджмента