Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,
– расширение кожных сосудов, прилив крови из внутренних органов к
периферии. Появляется ощущение тепла, кожа становится розовой. Вторая фаза
продолжается несколько минут и, при неблагоприятных условиях, может перейти
в третью фазу – паретическое состояние расширенных капилляров кожи
(временная потеря способности к сокращению). В результате происходит застой
крови в капиллярах, появляется бледность кожи с синюшным оттенком,
наступает второй озноб.
Третья фаза свидетельствует о
механизмов физической терморегуляции. Требуются немедленные меры для
прекращения этой фазы – массаж, физические упражнения, тепло, чтобы
предупредить переохлаждение со всеми вредными его последствиями.
Оздоровляющее действие водных процедур обусловлено первой и второй фазами.
Систематическое закаливание прохладной водой сопровождается сокращением
времени первой фазы, более быстрым переходом ее во вторую фазу, которая
продолжается длительно и, медленно угасая, не переходит в третью.
Наступление третьей фазы не следует допускать, она может наблюдаться при
неправильном проведении закаливания – использовании слишком холодной воды
или чрезмерно длительной процедуры.
Закаливание водой проводится в помещении, при обычной комнатной
температуре воздуха. Нет необходимости специально нагревать воздух, но
обеспечить отсутствие сквозняка надо обязательно. Даже короткое воздействие
прохладного воздуха на мокрую кожу может вызвать резкое переохлаждение. В
жаркое летнее время, когда водные процедуры проводятся под открытым небом,
дети также должны быть защищены от ветра.
Физиологическое действие солнечных лучей на организм наиболее сильно по
сравнению с другими природными факторами закаливания. Как известно,
солнечный свет состоит из различных лучей, имеющих неодинаковую длину волны
и частоту колебаний. В силу своих физических свойств лучи инфракрасной
части спектра проникают глубоко в кожу и подкожную клетчатку и, оказывая
тепловое воздействие, вызывают нагревание тканей. Поэтому инфракрасные лучи
принято называть тепловыми. Под влиянием тепловых лучей возбуждаются
нервные окончания кожных покровов и рефлекторно расширяются кровеносные
сосуды кожи. В то же время кровеносные сосуды внутренних органов
сокращаются, в силу чего в организме происходит перераспределение крови –
от внутренних органов она приливает к наружным покровам. Кожа становится
красной и горячей в процессе облучения. После прекращения облучения кожа
вновь, довольно быстро, приобретает нормальный цвет и температуру. Также
рефлекторно восстанавливается исходное распределение крови. Инфракрасные
лучи усиливают действие ультрафиолетовых лучей.
Ультрафиолетовые лучи, имеющие короткие волны, поглощаются
поверхностными слоями кожи и не проникают в ткани, расположенные глубже.
Относительно большая энергия ультрафиолетовых лучей вызывает химические
превращения в клетках, в результате которых изменяется белковая структура
клеток, образуются различные белковые субстанции, повышающие проницаемость
оболочек клеток и вызывающие образование пигментных веществ. Облучение
ультрафиолетовыми лучами не сопровождается немедленным покраснением кожи
(появлением эритемы), поэтому их называют холодными лучами, но при
определенном дозировании эритема появляется спустя 6 – 8 часов после
облучения и сохраняется в течении нескольких дней. По исчезновении эритемы
на облученных участках кожи остается пигментация – загар.
Под действием ультрафиолетового облучения происходят сложные физико-
химические и биологические процессы в клетках. Известно антирахитическое
действие ультрафиолетовых тучей: они способствуют образованию витамина
непосредственно в организме. Под влиянием образующегося в коже витамина
нормализуется соотношение фосфора и кальции в крови, регулируются процессы
окостенения скелета и отложение солей кальция в костях.
Действие солнечных лучей стимулирует обменные процессы в органах и
тканях и, раздражая многочисленные рецепторы - нервные окончания,
находящиеся в наружных покровах и внутренних органах, вызывает возбуждение
нервных центров спинного и головного мозга. В результате изменяется частота
и глубина дыхания, увеличивается легочная вентиляция, изменяется просвет
капилляров сосудистой сети и величина артериального давления крови.
Влияние ультрафиолетовых лучей на нервную систему выражается в
изменениях реакций высшей нервной деятельности. В зависимости от дозы
облучения, индивидуальной для каждого человека, можно наблюдать или
стимуляцию, или угнетение безусловных рефлексов, направленных на сохранение
постоянства температуры тела. Повышение возбудимости коры головного мозга
проявляется в ускорении рефлекторных реакций, увеличении подвижности
нервных процессов и улучшении восприятия органами чувств (в увеличении
остроты зрения, слуха).
Действие солнечного света (ультрафиолетового, видимого и инфракрасного
излучения) в больших дозах на неподготовленный незакаленный организм может
вызвать расстройство его нормальной деятельности, снижение его защитных
сил, и, как следствие этого, может легко возникнуть какое-либо заболевание.
Действие солнечного света, используемое вначале в малых дозах,
сопровождается мобилизацией всего многообразия защитных сил организма.
Многостороннее влияние ультрафиолетовых лучей на организм, при условии их
правильного использования, выражается в улучшении общего состояния,
физического и нервно-психического развития детей, повышении защитных сил
организма, его сопротивляемости инфекциям и другим вредным воздействиям
окружающей среды. Повышается интенсивность обмена веществ, улучшается
состав крови, нормализуются функции и взаимодействия всех органов и тканей.
Поскольку солнечные лучи оказывают на организм очень сильное
физиологическое влияние, использование их в целях закаливания детей
ограничено. Это ограничение вызывается еще и тем, что отношение площади
поверхности кожных покровов, через которую собственно и действуют солнечные
лучи, к массе тела у детей гораздо больше, чем у взрослых. Закаливание
солнечными лучами можно начинать только после подготовки организма ребенка
воздушными ваннами, которые проводят сначала в помещении, а затем на
открытом воздухе.
Солнечные ванны можно принимать не ранее чем через 1,5 часа после еды и
заканчивать не позднее, чем за 30 – 40 минут до еды. Это условие необходимо
соблюдать потому, что в жаркую погоду под влиянием высокой температуры
окружающего воздуха угнетается секреция пищеварительных соков, и условия
для переваривания пищи ухудшаются. Закаливание здоровых детей солнечными
лучами, так же как и воздухом, полезнее сочетать с различной деятельностью
детей, составляющей содержание прогулки в весеннее - летний период.
Продолжительность облучения индивидуальна для каждого ребенка: учитываются
возраст, общее развитие, состояние здоровья, упитанность, типологические
особенности высшей нервной деятельность. Необходимо также принимать во
внимание предварительную подготовку в виде закаливания воздухом, водой и
частичного облучения солнцем, которое невольно получает каждый человек,
бывающий на открытом воздухе. Постепенность увеличения действия солнечных
лучей может быть достигнута несколькими путями:
1. Используется ослабляющее влияние атмосферы – солнечные ванны принимают
ранним утром или после полудня (косые лучи менее эффективны).
2. Проводят солнечные
ванны в облачные дни,
рассеиванию лучей.
3. Используют отраженные лучи (в тени).
4. Изменяют площадь обнаженной поверхности кожи подбором одежды.
5. Изменяют продолжительность
облучения.
Площадка для прогулок
детей летом располагается
ней имеются примерно в разном соотношении участки плотной тени, участки
светотени и места, беспрепятственно облучаемые солнцем. Затененная площадь
должна быть хорошо проветриваемой, сухой. Лучше, если Тань создается не
навесом, а листвой деревьев.
Если для защиты от солнца используются навесы, то они должны быть
полотняными или деревянными и обязательно с потолком. Слой воздуха между
потолком и крышей навеса служит надежной тепловой изоляцией.
Не меньшее значение имеет поверхность участка. Наиболее благоприятной
поверхностью является травяной покров: он хорошо предохраняет от пыли, не
сильно нагревается.
Песчаные площадки, как и открытая поверхность почвы, крайне
неблагоприятны – при ветре и движении детей поднимается обильная пыль.
Покрытие асфальтом участков для прогулок детей категорически запрещается.
На площадке для прогулок детей должны быть озелененные беседки, манежи
и все необходимое оборудование для различных игр и физических упражнений
соответственно возрасту и развитию детей.
Использование свежего воздуха в целях закаливания детей осуществляется
постоянно. Благодаря малой теплопроводности и теплоемкости воздуха
воздушные процедуры (общие и местные ванны) действуют на организм наименее
резко и потому должны предшествовать другим видам закаливания. Закаливание
воздухом осуществляется следующими мерами, применяемыми постоянно и
систематически:
1. Соблюдение правильного
режима проветривания
года непродолжительное проветривание повторяется 5 – 6 раз в сутки:
обязательно перед сном и за 20 – 30 минут до подъема после сна, до и
после занятий в дневное и вечернее время бодрствования. В теплое время
года окна открыты почти круглые сутки.
2. Влажная протирка пола (вода - [pic]) в групповых комнатах дважды в день
– после дневного и вечернего бодрствования.
3. Поддержание нормальной
температуры воздуха в
детей в пределах [pic]; для детей в возрасте от 1 года до 3 лет в
пределах [pic] и для детей 4 – 7 лет в пределах[pic].