Закаливание организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,

Работа содержит 1 файл

закаливание Word.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

Они нуждаются в  оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-

й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе

относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим  развитием, не

имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у 

которых отсутствуют  хронические заболевания, но имеются  некоторые 

функциональные и  морфологические изменения.

Это дети со следующим  перечнем отклонений в состоянии  здоровья:

> отягощенный акушерско-гинекологический  анамнез: токсикоз и другая 

патология беременности, в том числе хронические заболевания  матери и 

резус – отрицательная  принадлежность, осложненное течение родов,

многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков 

незрелости, крупный  плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,

состояние оживленного  организма, состояние после обменного  переливания 

крови и др.

> начальный период  рахита I степени, выраженные остаточные  явления рахита 

> гипотрофия I степени,  дефицит или избыток тела I и  II степени 

> аллергическая  предрасположенность к пищевым,  лекарственным и другим 

веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,

> пилороспазм без  явлений гипотрофии 

> некоторые врожденные  аномалии, не требующие оперативного  вмешательства, 

расширение пупочного  кольца, расхождение прямых мышц живота,

недопущение яичек  в мошонку на первом – втором году жизни и др.

> дефекты осанки, уплощенная стопа

> функциональные  изменения сердечно – сосудистой  системы, шумы 

функционального характера, тенденция к понижению или  повышению 

артериального давления, изменение ритма и частоты  пульса,

неблагоприятная реакция  на функциональную пробу с мышечной нагрузкой

> аденоидные вегетации  I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени, 

искривление носовой  перегородки при отсутствии нарушений  носового

дыхания, повторные  заболевания бронхитом или пневмониями, частые острые

респираторные заболевания (4 раза в год)

> понижение содержания  гемоглобина в крови до нижней  границы нормы 

(угроза анемии)

> тимомегалия 

> субкомпенсированный  кариес (6 – 8 кариозных зубов) 

> аномалия прикуса,  не требующие немедленной коррекции 

> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка

нервно – психического развития, косноязычие 

> дисфункция желудочно-кишечного  тракта (периодические боли в  области 

живота, тошнота, рвота  и др.)

> миопия слабой  степени 

> дальнозоркость  средней степени, аккомодационное косоглазие без

амблиопии при остроте  зрения с коррекцией на оба глаза  не менее 1,0 без 

нарушений бинокулярного  зрения

> вираж туберкулиновой  пробы 

> состояние реконвалесценций  после перенесенных острых инфекционных  и 

неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и

состояния, в том  числе после острой пневмонии, болезни  Боткина, острых

нейроонфекций и  др.  

Анализ показал, что  формирование хронических заболеваний  происходит в 

основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями

(часто болеющих, имеющих хронический тонзиллит,  аденоиды, анемию и т.д.)

Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы  риска в 

раннем постнатальном  онтогенезе (включая данные наследственного  и 

социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе

здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены  детей и 

подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного  возраста

выявили, что у  них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных

хронических заболеваний  по сравнению с дошкольниками  более старшего

возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем 

возрасте (5 – 7 лет) увеличивается  количество детей с уже сформированными 

хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

У детей дошкольного  возраста первое место среди хронических  заболеваний 

и отклонений в состоянии  здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание 

глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –

нервной системы  и органов чувств.

Среди хронических  заболеваний органов дыхания  в дошкольном возрасте

чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников

– в 2,4 %. Анемия в  дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у

школьников –  в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со

стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного  возраста является

плоскостопие, которое  появляется в возрасте 5 – 6 лет. У  детей дошкольного 

возраста нарушение  осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у

школьников.

В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии 

здоровья детей  дошкольного возраста по оценке функционального  состояния 

органов и систем.

Ребенок практически  здоров, но могут быть определены те или иные

функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,

дыхательной, выделительной  систем. Так, исследования показали, что  в 

возрасте 2 – 3 лет  нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,

умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6

– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное 

учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические 

реакции встречались  по показателю систематического артериального давления

вдвое чаще среди  детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем  среди детей 6 – 7

лет (8,7 %). С возрастом  отмечено увеличение числа детей  с выраженной

гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.

Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой

системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с  помощью этой пробы 

обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в 

покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах

нормы.

Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в 

практической деятельности определяется количеством и длительностью 

заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости

детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об

уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости

по обращаемости за год. В настоящее время изучена  возрастная структура 

заболеваемости детей.

Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0

на 1000 обследованных  детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до

339,0; в 5 лет –  до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость  по 

обращаемости с  возрастом уменьшается, хронические  болезни чаще отмечаются в

школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 – 

4 лет связано с  эмоциональным стрессом, который  возникает в связи с 

поступлением детей  в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.

и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,

что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей 

(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при 

изменении условий  развития, происходят существенные преобразования в

деятельности нервной  системы, эндокринного аппарата, различных 

функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также  приводят к 

снижению адаптивных возможностей детского организма, что  способствует

увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.

Первое место в  структуре заболеваемости детей  по обращаемости занимают

болезни органов  дыхания. В первые годы жизни пневмонии  составляют 6 % от

всех заболеваний  органов дыхания, к 7 годам число  их снижается до 1 %.

Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –

7 лет. 

У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают  инфекционно-

аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания  уха, нервные 

болезни.

Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с

выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что 

наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего

школьного возраста. В этом возрасте имели место как  опережение физического 

развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в

раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также  представлен 

существенный разброс  показателей физического развития детей с учетом так 

называемого гестационного  возраста.

В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно

определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,

учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или 

уровень здоровья ребенка.

Уровень физического  развития имеет существенное значение в

возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с  нормальным

физическим развитием  болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди 

детей, отстающих  по темпам физического развития, превышает  уровень 

заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4

– 6 %, на 2-м и 3-м  – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м – 

на 7,8 %.

Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний 

происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте

способствовать профилактике хронической заболеваемости, как  специфической,

так и путем закаливающих воздействий и улучшения физического  развития

детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).

В настоящее время  существует несколько утвердившихся правил в

проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных  Г.Н. Сперанским:

1. закаливание можно  начинать и далее проводить  только при полном здоровье 

2. необходимо постепенное  нарастание интенсивности закаливающих

мероприятий

3. занятия должны  осуществляться систематически 

Информация о работе Закаливание организма