Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,
Они нуждаются в оздоровительных, закаливающих мероприятиях. Разграничение 1-
й и 2-й групп здоровья обычно не вызывает затруднений. К 1-й группе
относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не
имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений, ко 2-ой – те, у
которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые
функциональные и морфологические изменения.
Это дети со следующим перечнем отклонений в состоянии здоровья:
> отягощенный акушерско-
патология беременности,
в том числе хронические
резус – отрицательная принадлежность, осложненное течение родов,
многоплодная беременность, недоношенность без резких признаков
незрелости, крупный плод (4 кг и более при рождении), асфиксия в родах,
состояние оживленного организма, состояние после обменного переливания
крови и др.
> начальный период
рахита I степени, выраженные
> гипотрофия I степени, дефицит или избыток тела I и II степени
> аллергическая
предрасположенность к пищевым,
веществам, кожные проявления экссудативного диатеза,
> пилороспазм без явлений гипотрофии
> некоторые врожденные аномалии, не требующие оперативного вмешательства,
расширение пупочного кольца, расхождение прямых мышц живота,
недопущение яичек в мошонку на первом – втором году жизни и др.
> дефекты осанки, уплощенная стопа
> функциональные
изменения сердечно –
функционального характера, тенденция к понижению или повышению
артериального давления, изменение ритма и частоты пульса,
неблагоприятная реакция на функциональную пробу с мышечной нагрузкой
> аденоидные вегетации I – II степеней, гипотрофия миндалин II степени,
искривление носовой перегородки при отсутствии нарушений носового
дыхания, повторные
заболевания бронхитом или
респираторные заболевания (4 раза в год)
> понижение содержания гемоглобина в крови до нижней границы нормы
(угроза анемии)
> тимомегалия
> субкомпенсированный кариес (6 – 8 кариозных зубов)
> аномалия прикуса,
не требующие немедленной
> отдельные невротические реакции, патологические привычки, задержка
нервно – психического развития, косноязычие
> дисфункция желудочно-
живота, тошнота, рвота и др.)
> миопия слабой степени
> дальнозоркость средней степени, аккомодационное косоглазие без
амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без
нарушений бинокулярного зрения
> вираж туберкулиновой пробы
> состояние реконвалесценций
после перенесенных острых
неинфекционных заболеваний длительным нарушением общего самочувствия и
состояния, в том числе после острой пневмонии, болезни Боткина, острых
нейроонфекций и
др.
Анализ показал, что формирование хронических заболеваний происходит в
основном за счет 2-й группы, т.е. детей с функциональными отклонениями
(часто болеющих,
имеющих хронический тонзиллит,
Из 2-й группы здоровья выделены дети, имеющие только факторы риска в
раннем постнатальном онтогенезе (включая данные наследственного и
социального анамнеза). Такой контингент детей отнесен ко 2-й А группе
здоровья (Черток Т.Я., 1983). Проведенные Институтом гигиены детей и
подростков МЗ СССР исследования состояния детей дошкольного возраста
выявили, что у них впервые 3 – 4 года жизни меньше сформированных
хронических заболеваний по сравнению с дошкольниками более старшего
возраста, и основную массу составляют здоровые дети (82%). В старшем
возрасте (5 – 7 лет) увеличивается количество детей с уже сформированными
хроническими заболеваниями (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
У детей дошкольного возраста первое место среди хронических заболеваний
и отклонений в состоянии здоровья занимает кариес зубов, второе заболевание
глотки и носоглотки, третье – болезни костно-мышечной системы, четвертое –
нервной системы и органов чувств.
Среди хронических заболеваний органов дыхания в дошкольном возрасте
чаще представлены хронические бронхиты: в 0,8 – 1,6 % случаев, у школьников
– в 2,4 %. Анемия в дошкольном возрасте встречается у 2,8 – 3,0 % детей, у
школьников – в 10,0 % случаев. Наиболее распространенным отклонением со
стороны костно-мышечной системы у детей дошкольного возраста является
плоскостопие, которое появляется в возрасте 5 – 6 лет. У детей дошкольного
возраста нарушение осанки, сколиозы встречаются существенно реже, чем у
школьников.
В последние годы наибольший интерес представляют сведения с состоянии
здоровья детей дошкольного возраста по оценке функционального состояния
органов и систем.
Ребенок практически здоров, но могут быть определены те или иные
функциональные отклонения в деятельности сердечно – сосудистой,
дыхательной, выделительной систем. Так, исследования показали, что в
возрасте 2 – 3 лет нормальная частота дыхания была только у 39 % детей,
умеренное учащение дыхания – у 48 %, резкое учащение – у 13 %; в возрасте 6
– 7 лет нормальную частоту дыхания имели уже 78 % детей, 17 % умеренное
учащение и 2 % - резкое учащение. Умеренные или выраженные гипертонические
реакции встречались по показателю систематического артериального давления
вдвое чаще среди детей 3 – 4 летнего возраста (16 %), чем среди детей 6 – 7
лет (8,7 %). С возрастом отмечено увеличение числа детей с выраженной
гипертонией с 0,7 % в 3 – 4 года до 2,9 % в 6 – 7 лет.
Существенное значение имеют исследования реакции сердечно – сосудистой
системы на физическую нагрузку. Опыт показывает, что с помощью этой пробы
обнаруживается повышенное артериальное давление у ряда детей, у которых в
покое без нагрузки показатели артериального давления отмечались в пределах
нормы.
Третий критерий уровня здоровья – резистентности организма, которая в
практической деятельности определяется количеством и длительностью
заболеваний, перенесенных за определенный период. Частота заболеваемости
детей, отражая иммунобиологическую сопротивляемость, свидетельствует об
уровне развития детей. Наиболее принятым является показатель заболеваемости
по обращаемости за год. В настоящее время изучена возрастная структура
заболеваемости детей.
Так, заболеваемость по обращаемости наибольшая у детей до 3 лет (381,0
на 1000 обследованных детей); в 4-летнем возрасте отмечается снижение до
339,0; в 5 лет – до 302,0; в 7 – 8 лет – до 263,0. заболеваемость по
обращаемости с возрастом уменьшается, хронические болезни чаще отмечаются в
школьном возрасте. Увеличение заболеваемости по обращаемости в возрасте 3 –
4 лет связано с эмоциональным стрессом, который возникает в связи с
поступлением детей в дошкольные учреждения (Студеникин М.Я., Макаренко Ю.А.
и др., 1979; Тонкова – Ямпольская Р.В., 1980). Однако необходимо учесть,
что в возрасте 3 – 4 лет отмечен значительный скачек роста детей
(Андронеску А., 1970; Кранс В.М., 1979), во время которого, как и при
изменении условий развития, происходят существенные преобразования в
деятельности нервной системы, эндокринного аппарата, различных
функциональных систем. Очевидно, подобные изменения также приводят к
снижению адаптивных возможностей детского организма, что способствует
увеличению заболеваемости по обращаемости детей 3 лет.
Первое место в структуре заболеваемости детей по обращаемости занимают
болезни органов дыхания. В первые годы жизни пневмонии составляют 6 % от
всех заболеваний органов дыхания, к 7 годам число их снижается до 1 %.
Ангины, напротив, учащаются с 2 – 3 % в первые 2 года жизни до 8,9 % в 6 –
7 лет.
У детей в возрасте от 1 года до 6 лет постепенно нарастают инфекционно-
аллергические болезни, а у школьников – травмы, заболевания уха, нервные
болезни.
Применение четвертого критерия для оценки здоровья детей связано с
выявлением уровня физического развития и его гармоничности. Показано, что
наибольшие различия в биологическом возрасте определяются у детей старшего
школьного возраста. В этом возрасте имели место как опережение физического
развития на 2 – 4 года, так и отставание на 1 – 3 года. Вместе с тем в
раннем возрасте, а именно на первом году жизни, также представлен
существенный разброс
показателей физического
называемого гестационного возраста.
В проведении закаливающих мероприятий и физических нагрузок важно
определить не только возрастную, но и биологическую нагрузку на организм,
учитывая не только паспортный, но и биологический возраст, состояние или
уровень здоровья ребенка.
Уровень физического развития имеет существенное значение в
возникновении заболеваний. Детей дошкольного возраста с нормальным
физическим развитием болеют меньше. Так, уровень заболеваемости среди
детей, отстающих по темпам физического развития, превышает уровень
заболеваемости всего контингента (взятого за 100 %) на 1-м году жизни на 4
– 6 %, на 2-м и 3-м – на 16,6 %, на 4-м и 5-м – на 9,8 %, на 6-м и 7-м –
на 7,8 %.
Эти исследования показали, что формирование хронических заболеваний
происходит в возрасте 5 – 6 лет. В этой связи важно в более раннем возрасте
способствовать профилактике хронической заболеваемости, как специфической,
так и путем закаливающих
воздействий и улучшения
детей. (Бережков Л.Ф., Дубинская И.Д., 1979).
В настоящее время существует несколько утвердившихся правил в
проведении закаливающих мероприятий у детей, разработанных Г.Н. Сперанским:
1. закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье
2. необходимо постепенное
нарастание интенсивности
мероприятий
3. занятия должны осуществляться систематически