Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,
4. Правильный подбор одежды, обеспечивающий состояние теплового комфорта
каждому ребенку. Своевременная смена одежды, предупреждающая избыточное
охлаждение и перегревание.
5. Воздушные ванны (полное или частичное обнажение кожных покровов):
короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене
одежды и более
продолжительные – при
детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической зарядки с более
старшими детьми, а также при проведении музыкальных занятий, подвижных
игр и занятий по развитию движений.
6. Правильная организация прогулки детей во все времена года (чередование
спокойной и подвижной деятельности). Создание условий для разнообразных
игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих возрасту
и способствующих всестороннему физическому развитию детей.
7. Проведение дневного сна на открытом воздухе во все времена года и
независимо от погоды.
Полезно совмещать закаливание воздухом и водой, применяя
комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится
водная процедура).
Воздух как средство закаливания используют, воздействуя ею не только на
кожные покровы, но и на слизистые полости рта и носоглотки. Простое
полоскание рта
кипяченой водой комнатной
систематически после каждого приема пищи, является превосходным средством,
предупреждающим заболевание зубов и слизистых полости рта.
Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать
и закаливающее действие,
если при этом соблюдать соответствующие
правила:
1. Выбирать средства закаливания водой с учетом индивидуальных и
возрастных особенностей ребенка.
2. Начиная со слабодействующих процедур, постепенно переходить к
сильнодействующим.
3. Снижение температуры воды производить постепенно, с учетом возраста и
состояния ребенка, характера процедуры и условий окружающей обстановки.
4. Закаливающие процедуры проводить систематически, примерно в одно и то
же время дня.
5. Обеспечить хорошее настроение ребенка во время закаливания. В качестве
местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,
обтирание, мытье
рук, мытье и обливание ног, игра
с водой.
Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.
Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,
изменяющих физиологические функции всего организма.
В качестве общих закаливающих процедур можно использовать обтирание
всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим
обливанием водой, температура которой на 2 градуса ниже, чем в ванне.
Наиболее сильное действие оказывает купание в открытом водоеме.
Условия, созданные для закаливания детей.
Средний дошкольный возраст.
1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или
фрамугу с одной стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.
2. Прогулка на свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов.
3. Утренняя гимнастика,
физкультурные занятия на
таблицу № 9).
4. Общие воздушные
ванны во время раздевания
перед дневным сном и
после сна. Местные воздушные ванны во время музыкальных занятий в
группах (см. таблицу № 4, № 6).
5. Хождение босиком по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку
(5 – 7 минут, 4 – 5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд по солевой
дорожке).
6. Полоскание рта водой комнатной температуры. С 3-х лет – полоскание рта,
с 3 – 5 полоскание горла.
7. Умывание: лица, кистей рук – 3 – 4 лет, рук до локтей, шею – с 4-х лет.
8. Обливание голеней и стоп после дневного сна на теплые ноги ребенка (см.
таблицу № 11), температура воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5
л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,
конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.
9. Купание в водоеме
с трех лет. Температура
температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.
10. Местные солнечные ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение
на 1 – 2 минуты через каждые два дня.
11. Общие солнечные
ванны с 5 до 10 минут. В течении
дня по 40 – 50 минут.
В возрасте 3 – 4 лет
ребенка можно научить
4 – 5 лет – полоскать
горло. Делать это нужно
полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная процедура
(дважды в сутки) предупреждает ангину и кариес зубов. Учитывая
недостаточную эффективность закаливания путем ежедневного обливания ног
водой с постепенным понижением температуры от 30 до 16 градусов, что
рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был
разработан и апробирован в ряде дошкольных учреждениях новый метод:
использование кратковременного интенсивного воздействия холодом при местных
закаливающих мероприятиях.
Преимущество этого метода заключается в том, что он прост в выполнении,
легко вписывается в режим дня и не требует много времени. Проводится он
следующим образом. Перед дневным сном дети босиком проходят по
гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от
желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,
вновь проходят по дорожке из гигиенических ковриков, покрытых сухой
простыней, и ложатся в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или
имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по
сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное
время года. С целью обеззараживания желательно в воду добавлять раствор
марганцовокислого калия (розового цвета).
Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь повышают
чувствительность организма к охлаждению. Поэтому в случае вынужденного
перерыва и в адаптационный период привыкания к дошкольному учреждению
закаливание нужно проводить
осторожно.
П Р А К Т И Ч Е С К А Я Ч А С Т Ь
План.
1. Диаграммы заболеваемости детей за последние 2 – 3 года..
2. Анализ адаптации
детей к закаливающим
3. Таблицы по опыту
индивидуализации закаливания
В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена
обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных для плода и
новорожденного, а
также для детей раннего
ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.
Данная особенность весьма характерна для проявления деятельности
центральной нервной
системы и скелетной
Здоровье ребенка в раннем возрасте можно определить как состояние, при
котором имеется соответствие или несоответствие паспортного возраста его
биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение
уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья
ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет жизни, когда они
«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно также определить
как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его биологическому
возрасту.
В этой связи цель мероприятий по закаливанию – не просто увеличение
адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение
характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня
текущей заболеваемости детского населения.
Важнее, чтобы закаливание в детском возрасте заложило основу для
приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)
показано, что в настоящее время существенно меняются те факторы внешней
среды, которые провоцируют возникновение простудных заболеваний и в целом
воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного возраста. Такие
факторы, как жилищно–бытовые условия, материальная обеспеченность,
образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в
качестве оказывающих решающее влияние на состояние здоровья детей. В
настоящее время для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы
критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)
предложены 4 критерия,
характеризующие состояние
1. наличие или
отсутствие хронических
2. уровень функционального состояния основных систем организма.
3. степень резистентности организма.
4. уровень достигнутого
физического развития и
Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние
здоровья детей различного возраста (каждый из четырех критериев в
отдельности не может дать характеристику его в целом), причем результаты
обследования детей позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):
1. здоровые с нормальным
развитием и нормальным
2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические
отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим
заболеваниям.
3. дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии
сохраненными функциональными возможностями организма.
4. дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как
правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего
профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
5. дети, больные хроническими
заболеваниями в состоянии
значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети
данной группы также не посещают детские учреждения и не охвачены
осмотрами.
Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы
здоровья, так как функциональные возможности этих детей чаще всего снижены.