Закаливание организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,

Работа содержит 1 файл

закаливание Word.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

4. Правильный подбор  одежды, обеспечивающий состояние  теплового комфорта 

каждому ребенку. Своевременная  смена одежды, предупреждающая избыточное

охлаждение и перегревание.

5. Воздушные ванны  (полное или частичное обнажение кожных покровов):

короткие – от 3 – 4 до 8 – 10 минут – при каждом пеленании или смене 

одежды и более  продолжительные – при проведении массажа и гимнастики с 

детьми первых трех лет жизни, утренней гигиенической  зарядки с более 

старшими детьми, а также при проведении музыкальных  занятий, подвижных 

игр и занятий  по развитию движений.

6. Правильная организация  прогулки детей во все времена  года (чередование 

спокойной и подвижной  деятельности). Создание условий для  разнообразных 

игр, поощрение выполнения всех видов движений, соответствующих  возрасту

и способствующих всестороннему  физическому развитию детей.

7. Проведение дневного  сна на открытом воздухе во  все времена года и 

независимо от погоды.  

Полезно совмещать  закаливание воздухом и водой, применяя

комбинированные воздействия (непосредственно за воздушной ванной проводится

водная процедура).

Воздух как средство закаливания используют, воздействуя  ею не только на

кожные покровы, но и на слизистые полости рта  и носоглотки. Простое

полоскание рта  кипяченой водой комнатной температуры, применяемое 

систематически после  каждого приема пищи, является превосходным средством,

предупреждающим заболевание  зубов и слизистых полости  рта.

Гигиенические процедуры, связанные с применением воды, могут оказывать

и закаливающее действие, если при этом соблюдать соответствующие  правила:  

1. Выбирать средства  закаливания водой с учетом  индивидуальных и 

возрастных особенностей ребенка.

2. Начиная со слабодействующих  процедур, постепенно переходить к

сильнодействующим.

3. Снижение температуры  воды производить постепенно, с  учетом возраста и 

состояния ребенка, характера процедуры и условий  окружающей обстановки.

4. Закаливающие процедуры  проводить систематически, примерно  в одно и то

же время дня.

5. Обеспечить хорошее  настроение ребенка во время  закаливания. В качестве 

местных закаливающих процедур могут быть использованы умывание,

обтирание, мытье  рук, мытье и обливание ног, игра с водой.  

Для местных процедур применяется более прохладная вода, чем для общих.

Местное действие воды вызывает комплекс общих рефлекторных реакций,

изменяющих физиологические  функции всего организма.

В качестве общих  закаливающих процедур можно использовать обтирание 

всего тела, обливание, душ, а также гигиеническую ванну с последующим

обливанием водой, температура которой на 2 градуса  ниже, чем в ванне.

Наиболее сильное  действие оказывает купание в  открытом водоеме.

Условия, созданные  для закаливания детей.

Средний дошкольный возраст.

1. Сон с открытым окном. Проветрить спальню 5 – 7 минут, открыть окна или

фрамугу с одной  стороны. Закрыть за 20 – 30 минут до подъема детей.

2. Прогулка на  свежем воздухе, увеличение до 4 – 6 часов. 

3. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия на свежем  воздухе (см.

таблицу № 9).

4. Общие воздушные  ванны во время раздевания  перед дневным сном и одеванием 

после сна. Местные  воздушные ванны во время музыкальных  занятий в 

группах (см. таблицу  № 4, № 6).

5. Хождение босиком  по ребристой доске, гравию, солевой дорожке, по песку

(5 – 7 минут, 4 –  5 дыхательных упражнений, 30 – 40 секунд  по солевой 

дорожке).

6. Полоскание рта  водой комнатной температуры.  С 3-х лет – полоскание рта, 

с 3 – 5 полоскание горла.

7. Умывание: лица, кистей  рук – 3 – 4 лет, рук до  локтей, шею – с 4-х лет.

8. Обливание голеней  и стоп после дневного сна  на теплые ноги ребенка (см.

таблицу № 11), температура  воздуха 20 градусов. На каждое обливание 0,5

л воды. Вторая группа закаливания: начальная температура 34 градуса,

конечная 22 градуса. Снижение температуры каждые два дня на два градуса.

9. Купание в водоеме  с трех лет. Температура воздуха  23 градуса, 

температура воды – 25 градусов, продолжительность 3 – 8 минуты.

10. Местные солнечные  ванны оголенных рук, ног по 5 – 6 минут, увеличение

на 1 – 2 минуты через  каждые два дня.

11. Общие солнечные  ванны с 5 до 10 минут. В течении  дня по 40 – 50 минут.  

В возрасте 3 – 4 лет  ребенка можно научить полоскать  рот, а в возрасте

4 – 5 лет – полоскать  горло. Делать это нужно регулярно (на каждое

полоскание используется примерно 1/3 стакана воды). Эта несложная  процедура 

(дважды в сутки)  предупреждает ангину и кариес  зубов. Учитывая 

недостаточную эффективность  закаливания путем ежедневного  обливания ног 

водой с постепенным  понижением температуры от 30 до 16 градусов, что

рекомендовалось до настоящего времени в методической литературе, был 

разработан и апробирован  в ряде дошкольных учреждениях новый  метод:

использование кратковременного интенсивного воздействия холодом  при местных 

закаливающих мероприятиях.

Преимущество этого  метода заключается в том, что  он прост в выполнении,

легко вписывается  в режим дня и не требует  много времени. Проводится он

следующим образом. Перед дневным сном дети босиком  проходят по

гигиеническим коврикам, затем в течении 5 секунд и более (в зависимости от

желания ребенка) «топчутся» в тазу, в который наливается вода из-под крана,

вновь проходят по дорожке  из гигиенических ковриков, покрытых сухой 

простыней, и ложатся  в постель. Дети не желающие вставать в таз с водой или

имеющие противопоказания, не делают этого. Температура воды изменяется по

сезонам года от 13 до 18 градусов в теплое и от 6 до 10 градусов в холодное

время года. С целью  обеззараживания желательно в воду добавлять раствор 

марганцовокислого калия (розового цвета).

Длительные перерывы в закаливании (более 2 – 3 недель) вновь  повышают

чувствительность  организма к охлаждению. Поэтому  в случае вынужденного

перерыва и в  адаптационный период привыкания к  дошкольному учреждению

закаливание нужно проводить осторожно.  

П Р А К Т  И Ч Е С К А Я Ч А  С Т Ь 

План.

1. Диаграммы заболеваемости  детей за последние 2 – 3 года..

2. Анализ адаптации  детей к закаливающим процедурам.

3. Таблицы по опыту  индивидуализации закаливания в  группе.

В процессе роста и развития ребенка происходит постепенная смена

обобщенных, диффузных, генерализованных реакций, характерных  для плода и 

новорожденного, а  также для детей раннего возраста, на реакции локальные,

ограниченные отдельными видами приспособлений, что свойственно взрослым.

Данная особенность  весьма характерна для проявления деятельности

центральной нервной  системы и скелетной мускулатуры.

Здоровье ребенка  в раннем возрасте можно определить как состояние, при 

котором имеется  соответствие или несоответствие паспортного возраста его

биологическому возрасту. Задержка в росте или развитии детей, снижение

уровня их зрелости могут быть определены как снижение уровня здоровья

ребенка. Что касается недоношенных детей, то после 3-х лет  жизни, когда они

«догоняют» доношенных по уровню зрелости, здоровье можно  также определить

как состояние соответствия паспортного возраста ребенка его  биологическому

возрасту.

В этой связи цель мероприятий по закаливанию –  не просто увеличение

адаптивных возможностей организма, но и целенаправленное изменение

характера развития. Задачей закаливания является не только снижение уровня

текущей заболеваемости детского населения.

Важнее, чтобы закаливание  в детском возрасте заложило основу для 

приумножения здоровья и в последующие периоды жизни. В.Ю. Альбицким (1985)

показано, что в  настоящее время существенно  меняются те факторы внешней 

среды, которые провоцируют  возникновение простудных заболеваний  и в целом 

воздействуют на состояние здоровья детей дошкольного  возраста. Такие

факторы, как жилищно–бытовые  условия, материальная обеспеченность,

образовательный ценз и социальная принадлежность, потеряли свое значение в 

качестве оказывающих  решающее влияние на состояние здоровья детей. В 

настоящее время  для характеристики уровня здоровья детей рекомендованы

критерии его оценки. С.М. Громбахом (1979) и Г.Н. Сердюковской (1979)

предложены 4 критерия, характеризующие состояние здоровья:  

1. наличие или  отсутствие хронических заболеваний. 

2. уровень функционального состояния основных систем организма.

3. степень резистентности  организма. 

4. уровень достигнутого  физического развития и степень  его гармоничности.  

Применение этих критериев позволило комплексно оценить состояние 

здоровья детей  различного возраста (каждый из четырех критериев в

отдельности не может  дать характеристику его в целом), причем результаты

обследования детей  позволили разделить их на 5 групп (С.М. Громбах, 1979):

1. здоровые с нормальным  развитием и нормальным уровнем  функций. 

2. здоровые, но имеющий функциональные и некоторые морфологические

отклонения, а также  сниженную сопротивляемость к острым и хроническим 

заболеваниям.

3. дети, больные хроническими  заболеваниями в состоянии компенсации,  с 

сохраненными функциональными  возможностями организма.

4. дети, больные хроническими  заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со 

значительно сниженными функциональными возможностями  организма. Как 

правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего

профиля и массовыми  осмотрами не охвачены.

5. дети, больные хроническими  заболеваниями в состоянии декомпенсации,  со 

значительно сниженными функциональными возможностями  организма. Дети

данной группы также  не посещают детские учреждения и  не охвачены

осмотрами.  

Большое социальное значение имеет, в частности, выделение 2-й группы

здоровья, так как  функциональные возможности этих детей  чаще всего снижены.

Информация о работе Закаливание организма