Закаливание организма

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,

Работа содержит 1 файл

закаливание Word.doc

— 275.00 Кб (Скачать)

4. необходимо учитывать  индивидуальные особенности организма  ребенка и его 

возраст

5. начинать закаливание  можно в любое время года, однако  предпочтительным 

является теплое время (в холодное время года степень воздействия

средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более 

постепенное их нарастание, чем в теплое время года)

6. закаливающие мероприятия  проводятся только при положительных 

эмоциональных реакциях ребенка

7. возобновление  занятий после перерыва с разрешения  врача следует 

начинать с тех  степеней воздействия, которые были в начале закаливающих

процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем  при начальном 

периоде закаливания  

Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен

года. У детей раннего  возраста в силу низких адаптационных  возможностей

закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем 

проведение закаливающих мероприятий в холодное время  года снижает

заболеваемость в 2 – 3 раза (Калюжная Р.А. и др., 1980).

Особенно важны  закаливающие мероприятия летом  – в преддверии осеннее – 

зимнее – весеннего  периода, до того времени, когда увеличивается  количество

инфекционных заболеваний  у детей, снижаются показатели иммунобиологической

реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий  в холодное

время года снижает  заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза (Сперанский

Г.Н., Заблудовская Е.Д., 1963; Калюжная Р.А. и др., 1980).

Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд

особенностей, которые  связаны с характером солнечного излучения,

своеобразием строения и функционирования систем органов  у ребенка. В 

пределах дневной  части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает

от восхода солнца до полудня, а далее начинается снижаться. Во второй

половине дня преобладают  красные и инфракрасные лучи.

Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на

организм человека. В этой связи создается определенная опасность

возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это 

связано с несовершенством  терморегуляции в раннем возрасте и  с большой 

относительной поверхностью тела ребенка – отношением его  поверхности к 

массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания)

больше у детей  по сравнению со взрослыми. Однократное  перегревание

вызывает изменение  деятельности всех систем организма, направленное на

увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной  теплопродукции.

Перегревание может  привести к диспепсическим явлениям, что является

предпосылкой к  возникновению кишечных инфекционных заболеваний.

Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных  лучей на

организм детей  раннего возраста, в особенности  в летнее время.

Детям в возрасте до 1 года в летнее время солнечные  ванны не

рекомендуются, детям  в возрасте 2 – 3 лет они должны применятся крайне

осторожно, с соблюдением  правила минимальных первоначальных дозировок и 

постепенного увеличения времени солнечной ванны. Попадание солнечных лучей

на открытые части  лица ребенка во время прогулки в  зимний, весенний или 

осенний периоды  нельзя считать противопоказанным  поскольку при этом не

происходит перегревание детского организма. В настоящее  время приняты в

основном две специальные  процедуры воздействия солнечными лучами на

организм ребенка  – световоздушные и солнечные  ванны.

Световоздушные ванны. Методика проведения световоздушных (как  и 

солнечных) ванн разработана  Г.Н. Сперанским и Е.Д.Заблудовской (1963).

Детям первого года жизни ванны показаны при определенных погодных условиях.

Оптимальной является безветренная погода при температуре  воздуха 22

градуса. Детям более  старшего возраста (1 – 3 года) нижней границей

температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны,

является 20 градусов в тени. Световоздушные ванны проводят как в положении 

ребенка лежа, так  и в активном положении – при  игре в кроватке, коляске,

манеже или даже на руках у взрослых. Важно отметить, что активное поведение

ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей

адаптации к ультрафиолетовому  облучению. Важно, чтобы он не перегрелся.

Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покров, степенью их

гиперемии и потоотделения. Непременным методическим приемом при проведении

световоздушных ванн является постепенность обнажения  тела. Сначала обнажают

те части тела ребенка, которые менее чувствительны  к действию света и 

температуры (руки и  ноги), и лишь затем туловище. Детям  в возрасте трех лет

и старше световоздушные ванны назначают при температуре  воздуха не ниже 19

градусов. Продолжительность  первой ванны для детей первого  года жизни 

составляет 3 мин, для  детей от 1 года до 3-х лет – 5 мин, для детей 4 – 7

лет – 20 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны,

доводя его до 30 – 40 минут и более.

Показания - принимать  световоздушные ванны могут практически  здоровые

дети и ослабленные  дети – после перенесенного заболевания; детям с 

задержкой роста  и развития прием световоздушных ванн должна быть не более 1

– 1,5 мин, затем время  проведения процедуры увеличивают  ежедневно или через 

день на 1 мин. Курс световоздушных ванн состоит из 25 - 30 процедур.

Противопоказания  – острые инфекционные заболевания, лихорадочные

состояния, глубокая недоношенность.

Солнечные ванны. Попадание  прямых солнечных лучей на тело

ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо

проявлять при назначении солнечных ванн и детям старше 1 года. Детям 

дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко.

Назначение солнечных  ванн необходимо лишь после предварительного недельного

курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным.

Г.Н. Сперанский и  Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют принимать солнечные

ванны несколькими  этапами:

1. подготовительная  световоздушная ванна 

2. собственно солнечная  ванна 

3. заключительная  световоздушная ванна 

4. водная процедура 

5. отдых в тени  

подготовительная  световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин.

При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в 

статическом положении  под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах 

должна быть обувь. Затем приступают к солнечным  ваннам. Солнечная ванна,

так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии

ребенка, либо в лежачем, сидячем положении в зависимости  от температуры 

воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально  дозировать

солнечные ванны  в лежачем положении. Ребенка  кладут на лежак, топчан,

надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким  образом, чтобы ноги его 

были обращены к  солнцу и чтобы все тело, кроме  головы, равномерно

освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или  любой головной

убор светлого цвета  во избежании перегревания; могут быть надеты очки с

темными светофильтрами.

Вместе с тем  важно, чтобы во время игр и  принятия солнечных ванн не

было перегрева, а  когда солнечные ванны сочетаются с водными процедурами – 

переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и

временем, проведенным  под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на

солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми  солнечными лучами

может принести вред: наступает утомление, скелетная  мускулатура чрезмерно 

расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние –

слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.

При приеме солнечной  ванны ребенку дают пить.

Существуют клинические  признаки, определяющие необходимость  прекращения 

солнечных ванн. Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи,

повышение потоотделения  и возбудимость ребенка или, напротив, снижение

тонуса скелетной  мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость,

головную боль. Другие свидетельствуют о переохлаждении ребенка: снижение

температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а

подчас и синюшного  оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии 

серьезного переохлаждения детей.

При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну.

Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого

компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом  говорит о реакции 

организма на температурные  воздействия. В особенности это  важно на

начальном этапе  закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все

перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о 

терморегуляционных  реакциях организма без угрозы состоянию  здоровья.

Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит  являются

противопоказаниями  для продолжения курса солнечных ванн. Если последние

явились причиной плохого  самочувствия, следует заменить их световоздушными 

ваннами.

Противопоказаниями  к принятию солнечных ванн являются повышенная

температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные

заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких.

Последний является относительным противопоказанием. Врач решает вопрос о 

возможности принятия солнечных ванн в зависимости  от течения болезни и 

состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы

специальный врачебный  контроль и учет проведенных процедур. Использование 

воды для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма 

весьма целесообразно  начинать с самого раннего возраста. Основными 

факторами воздействия воды на организм являются температура,

гидроневесомость (в  условиях плавания, купания), химические вещества

(соляные, хвойные  и другие ванны). Вода обладает  большой теплоемкостью и 

теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих

Информация о работе Закаливание организма