Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:42, контрольная работа
Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции. В этом возрасте закаливание проводят воздухом и водой. Температура воздуха в помещении,
4. необходимо учитывать
индивидуальные особенности
возраст
5. начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительным
является теплое время (в холодное время года степень воздействия
средовым факторам в начале закаливания уменьшается, и необходимо более
постепенное их нарастание, чем в теплое время года)
6. закаливающие мероприятия
проводятся только при
эмоциональных реакциях ребенка
7. возобновление
занятий после перерыва с
начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих
процедур. Нарастание воздействий происходит быстрее, чем при начальном
периоде закаливания
Особенно важно, чтобы закаливание не прерывалось ни в одно из времен
года. У детей раннего возраста в силу низких адаптационных возможностей
закаливающий эффект сохраняется на протяжении 3 – 10 дней. Вместе с тем
проведение закаливающих мероприятий в холодное время года снижает
заболеваемость в 2 – 3 раза (Калюжная Р.А. и др., 1980).
Особенно важны закаливающие мероприятия летом – в преддверии осеннее –
зимнее – весеннего периода, до того времени, когда увеличивается количество
инфекционных заболеваний у детей, снижаются показатели иммунобиологической
реактивности их организма. Проведение закаливающих мероприятий в холодное
время года снижает заболеваемость, уменьшая ее в 2 – 3 раза (Сперанский
Г.Н., Заблудовская Е.Д., 1963; Калюжная Р.А. и др., 1980).
Адаптация детского организма к солнечному излучению имеет ряд
особенностей, которые связаны с характером солнечного излучения,
своеобразием строения и функционирования систем органов у ребенка. В
пределах дневной части суток количество ультрафиолетовых лучей возрастает
от восхода солнца до полудня, а далее начинается снижаться. Во второй
половине дня преобладают красные и инфракрасные лучи.
Красные и инфракрасные лучи обладают в основном тепловым действием на
организм человека. В этой связи создается определенная опасность
возникновения перегревания детей, в особенности в раннем возрасте. Это
связано с несовершенством терморегуляции в раннем возрасте и с большой
относительной поверхностью тела ребенка – отношением его поверхности к
массе, в силу чего удельная скорость нагревания (а потому и перегревания)
больше у детей по сравнению со взрослыми. Однократное перегревание
вызывает изменение деятельности всех систем организма, направленное на
увеличение теплоотдачи, а далее – на снижение собственной теплопродукции.
Перегревание может привести к диспепсическим явлениям, что является
предпосылкой к возникновению кишечных инфекционных заболеваний.
Именно с этим связан риск воздействия прямых солнечных лучей на
организм детей раннего возраста, в особенности в летнее время.
Детям в возрасте до 1 года в летнее время солнечные ванны не
рекомендуются, детям в возрасте 2 – 3 лет они должны применятся крайне
осторожно, с соблюдением
правила минимальных
постепенного увеличения времени солнечной ванны. Попадание солнечных лучей
на открытые части лица ребенка во время прогулки в зимний, весенний или
осенний периоды нельзя считать противопоказанным поскольку при этом не
происходит перегревание детского организма. В настоящее время приняты в
основном две специальные
процедуры воздействия
организм ребенка – световоздушные и солнечные ванны.
Световоздушные ванны. Методика проведения световоздушных (как и
солнечных) ванн разработана Г.Н. Сперанским и Е.Д.Заблудовской (1963).
Детям первого года жизни ванны показаны при определенных погодных условиях.
Оптимальной является безветренная погода при температуре воздуха 22
градуса. Детям более старшего возраста (1 – 3 года) нижней границей
температуры воздуха, при которой можно начинать световоздушные ванны,
является 20 градусов в тени. Световоздушные ванны проводят как в положении
ребенка лежа, так и в активном положении – при игре в кроватке, коляске,
манеже или даже на руках у взрослых. Важно отметить, что активное поведение
ребенка при принятии световоздушной ванны будет способствовать лучшей
адаптации к ультрафиолетовому облучению. Важно, чтобы он не перегрелся.
Необходим тщательный контроль за состоянием кожных покров, степенью их
гиперемии и потоотделения. Непременным методическим приемом при проведении
световоздушных ванн является постепенность обнажения тела. Сначала обнажают
те части тела ребенка, которые менее чувствительны к действию света и
температуры (руки и ноги), и лишь затем туловище. Детям в возрасте трех лет
и старше световоздушные
ванны назначают при
градусов. Продолжительность первой ванны для детей первого года жизни
составляет 3 мин, для детей от 1 года до 3-х лет – 5 мин, для детей 4 – 7
лет – 20 мин. Ежедневно можно увеличивать время световоздушной ванны,
доводя его до 30 – 40 минут и более.
Показания - принимать световоздушные ванны могут практически здоровые
дети и ослабленные
дети – после перенесенного
задержкой роста и развития прием световоздушных ванн должна быть не более 1
– 1,5 мин, затем время проведения процедуры увеличивают ежедневно или через
день на 1 мин. Курс световоздушных ванн состоит из 25 - 30 процедур.
Противопоказания – острые инфекционные заболевания, лихорадочные
состояния, глубокая недоношенность.
Солнечные ванны. Попадание прямых солнечных лучей на тело
ребенка в возрасте до 1 года недопустимо. Особую осторожность необходимо
проявлять при назначении солнечных ванн и детям старше 1 года. Детям
дошкольного возраста солнечные ванны назначаются достаточно широко.
Назначение солнечных ванн необходимо лишь после предварительного недельного
курса ежедневных световоздушных ванн. Данное условие является обязательным.
Г.Н. Сперанский и Е.Д. Заблудовская (1963) рекомендуют принимать солнечные
ванны несколькими этапами:
1. подготовительная световоздушная ванна
2. собственно солнечная ванна
3. заключительная световоздушная ванна
4. водная процедура
5. отдых в тени
подготовительная световоздушная ванна проводится в течении 10 – 20 мин.
При этом обнаженный ребенок играет в подвижные игры или находится в
статическом положении под тентом, навесом или в тени деревьев, на его ногах
должна быть обувь. Затем приступают к солнечным ваннам. Солнечная ванна,
так же как и световоздушная, может проводиться либо в подвижном состоянии
ребенка, либо в лежачем,
сидячем положении в
воздуха, силы ветра, влажности воздуха. Наиболее рационально дозировать
солнечные ванны в лежачем положении. Ребенка кладут на лежак, топчан,
надувной матрац, раскладную кровать и т.п. таким образом, чтобы ноги его
были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно
освещалось солнцем. На голову надевают панамку, кепку или любой головной
убор светлого цвета во избежании перегревания; могут быть надеты очки с
темными светофильтрами.
Вместе с тем важно, чтобы во время игр и принятия солнечных ванн не
было перегрева, а
когда солнечные ванны
переохлаждения. Необходимо строго следить за характером терморегуляции и
временем, проведенным под прямыми солнечными лучами; чередуют игры на
солнце и в тени. Долгое пребывание детей под прямыми солнечными лучами
может принести вред: наступает утомление, скелетная мускулатура чрезмерно
расслабляется, тонус ее отсутствует, возникает астеническое состояние –
слабость, отсутствие аппетита, плохой сон.
При приеме солнечной ванны ребенку дают пить.
Существуют клинические признаки, определяющие необходимость прекращения
солнечных ванн. Одни из них связаны с перегревом: покраснение кожи,
повышение потоотделения и возбудимость ребенка или, напротив, снижение
тонуса скелетной мускулатуры, наступление адинамии, жалобы на усталость,
головную боль. Другие
свидетельствуют о
температуры конечностей (особенно пальцев рук и ног), появление бледного, а
подчас и синюшного оттенка кожи и дрожи. Данные признаки говорят о наличии
серьезного переохлаждения детей.
При состоянии дискомфорта, напряжение следует прекратить ванну.
Побледневшие кожных покровов свидетельствует о включении сосудистого
компонента терморегуляции. Напряжение в поведении в целом говорит о реакции
организма на температурные воздействия. В особенности это важно на
начальном этапе закаливания организма. При наличии адаптивных свойств все
перечисленные симптомы могут свидетельствовать только лишь о
терморегуляционных реакциях организма без угрозы состоянию здоровья.
Падение массы тела ребенка, плохой сон и аппетит являются
противопоказаниями для продолжения курса солнечных ванн. Если последние
явились причиной плохого самочувствия, следует заменить их световоздушными
ваннами.
Противопоказаниями к принятию солнечных ванн являются повышенная
температура тела ребенка, все формы диспепсии, кишечные инфекционные
заболевания, острые воспалительные заболевания, туберкулез легких.
Последний является
относительным
возможности принятия солнечных ванн в зависимости от течения болезни и
состояния больного. Для проведения световоздушных ванн необходимы
специальный врачебный контроль и учет проведенных процедур. Использование
воды для увеличения адаптационных возможностей развивающегося организма
весьма целесообразно начинать с самого раннего возраста. Основными
факторами воздействия воды на организм являются температура,
гидроневесомость (в условиях плавания, купания), химические вещества
(соляные, хвойные и другие ванны). Вода обладает большой теплоемкостью и
теплопроводностью, в связи с чем она удобна и для проведения закаливающих