Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:31, реферат
Современное образование стоит перед необходимостью кардинальных изменений в структуре, содержании и технологиях обучения. Выдвигаются новые задачи: формирование личности, воспитание её научного мировоззрения, творческих способностей, обеспечивающих её жизненные и социальные компетентности.
Эту проблему можно решить путем развития экспериментальных умений, исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.
Лекция дает всего лишь 5 % усвоения знаний. Она удобна тем, что является быстрым способом подачи необходимой информации, но, вместе с тем, ставит обучаемых в положение пассивных слушателей; поэтому ее необходимо использовать в сочетании с другими методами обучения.
Чтение (10 % усвоения) - индивидуальное или коллективное -является необходимым методом обучения, но его так же необходимо использовать лишь в сочетании с другими методами обучения.
Аудиовизуальные средства (20 % усвоения). Использование демонстраций фильмов и видеофильмов - большое подспорье для учителя в подаче информации. В сочетании с последующим их обсуждением значительно повышает степень усвоения материала учащимися.
Использование наглядных пособий (30 % усвоения). Разнообразное наглядное пособие: натуральные (живые и препаративные), изобразительные (плоскостные, объемные и динамические), а так же кадры кодоскопа, слайды и т.п. могут быть использованы учителем с целью включения в восприятие учащихся как модно большего количества анализаторов и оказания помощи в усвоении материала.
Обсуждение в группах (50% усвоения знаний) - это устный обмен мнениями учащихся по материалу, который изучается. Он основан на мыслительной деятельности школьников и включает свободный обмен мнениями, своими впечатлениями, высказывания своей точки зрения по тому или иному вопросу, предложение альтернативных решений, особенно по практическому использованию полученных знаний, что значительно углубляет понимание учащимися учебного материала.
Обучение практикой действия (70% усвоения) - это ролевые игры или проигрывание разнообразных ситуаций, когда ученикам предлагается представить себя в той или иной роли при решении жизненной ситуации. Разыгрывание ролей, решение ситуативных заданий помогает учащимся проанализировать чувства, мысли и действия в необычных ситуации.
Выступление в роли обучающего (90% усвоения). Ученик который сам обучает своих сверстников, усваивает 90% знаний. Чтобы выступление в роли обучающего носило наиболее эффективный характер, учителю необходимо опираться на наиболее подготовленных учеников, своих ассистентов и других добровольных помощников.
На основе пирамиды активного способа познания, предложенной авторами региональных программ пропаганды здорового образа жизни, можно сформулировать методическое кредо учителя:
Учитель, используя разнообразные методы обучения, может добиться значительных результатов в организации познавательной деятельности школьников, содействуют глубокому и осмысленному приобретению знаний учащимися.
Характеристика отдельных видов методов активного обучения. В современной литературе проблемная лекция (рассказ) представляет собой способ взаимодействия учителя и учащихся, когда учитель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый материал, а ученики активно его воспринимают. Активизацию мышления учащихся в процессе лекций (рассказов) можно обеспечить постановкой проблемы в начале лекции (рассказа) и по ходу ее. Поставленная проблема побуждает учеников к мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос; создает интерес к излагаемому материалу.
Постановка проблемы должна привлечь внимание учащихся. В процессе лекции (рассказа) возможно приглашение к коллективному исследованию по совместному выделения правил, выработке требований или закономерностей, процесса, выявления. На приме, на уроке при изучении дыхания рыб.
Проблема: дыхание - это жизненно важный процесс. Рыбам, и всем животным, необходим кислород. Почему рыбы не задыхаются в воде? Трудности для учащихся: познание связи между строением и образом жизни. Обмен в воде растворенных газов с помощью тонкой, снабженной множеством кровеносных сосудов поверхностью жаберных пластинок.
Творческие возможности учащихся: самостоятельное понимание и формировка проблемы; формирование и обоснование предложение, планирование эксперимента; самостоятельное наблюдение и использование демонстрируемых экспериментов; продуктивная самостоятельная работа с учебником.
Эвристическая беседа (от греч. «эврика» - нахожу, открываю) представляет собой цепь вопросов учителя, направляющего мысли и ответы учащихся. Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, демонстрации фрагментов кинофильмов, предоставляющих собой проблемные ситуации, которые необходимо разрешить.
В ходе эвристической беседы учитель заставляет учащихся на основе имеющихся знаний, наблюдений, логический рассуждений формировать новые понятия, выводы, правила.
Учащиеся как бы «делают открытие», что доставляет им удовлетворение и стимулирует познавательную деятельность. Эвристическая беседа - основной метод проблемного обучения.
Учебная дискуссия как один из методов проблемного обучения позволяет учителю изложить две различные точки зрения, касающиеся той или иной проблемы, ученикам - выбрать и обосновать свои позицию. Выявление позиций учеников, и их правильных и ошибочных суждений дает возможность более обосновано и убедительно утвердить в сознании учащихся основные теоретические положения и выводы.
Исходным материалом для дискуссий могут быть статьи, публикации в печати, выражающие противоположные мнения по обсуждаемой проблеме. Дискуссия может быть проведена перед изложением учебного материала, так и являться завершающим звеном в изучении темы.
По ряду тем изучению теоретического материала может предшествовать поисковая лабораторная работа, которая выполняется по разработанной инструкции, но требует от учащихся самостоятельных выводов о тех или иных вещах или явлениях. В практике обучения в средней школе можно использовать и исследовательский метод, когда учащиеся самостоятельно осуществляют учебное исследование, а за тем на занятиях докладывают о результат его проведения и обосновывают или подтверждают ими теоретические положения курса (например, можно дать задание ученикам по проращиванию семян различных растений).
Самостоятельная работа - метод обучения, при котором познавательная деятельность обучаемого протекает в полном соответствии с его индивидуальными особенностями. Она может проводиться на занятиях под руководством учителя или без его участия. Такая работа должна отвечать принципам развивающего обучения. Поэтому вопросы, которые предлагаются учащимся, должны способствовать не только восприятию и запоминания материала, но и осмысления полученных знаний, а самостоятельно полученные знания обязательно должны контролироваться учителем.
Самостоятельная работа с книгой: учебной, дополнительной, словарями, справочниками. Задания по работе с книгой должны быть разнообразными: комментированной чтение, составление плана прочитанного материала, подбор выписок из литературы по заданным вопросам, конспектирование текста, составление рефератов.
Суть методов активного обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учениками таких задач, в процессе решения которых они овладели бы различными способами деятельности. Для того чтобы развивать у учащихся мышление, организаторские умения, необходимо их систематически ставить в такие условия, в которых позволили бы им упражняться в том или ином виде профессиональной деятельности. Этим целям и служат методы активного обучения.
К методам активного обучения могут быть отнесены также анализ конкретной ситуации решение ситуационной задачи, выполнение практических заданий, деловой игры.
Анализ конкретных ситуаций.
Сущность этого метода состоит в том, что учащимся предлагается какая-либо ситуация, дается характеристика условий и действий лиц - участников ситуации. Учащиеся должны оценить, правильно и действовали участники событий, дать анализ и заключение о том, на основании чего оцениваются их действия. Предъявления ситуаций может быть дано в разных формах (описание ситуации, показ кинофрагмента, разыгрывание ролей) анализ ситуации может выполняться на занятиях на этапе закрепления учебного материала, при проверке знаний, умений, как один из видов практических работ, в качестве домашних заданий.
Основным дидактическим материалом является ситуационная задача, которая включает в себя условие и вопрос (задание), поставленный перед учениками. Задача должна включать все необходимые данные для решения, а в случае их отсутствия условия из которых можно извлечь эти данные.
Решение ситуационных задач может выполняться либо индивидуально, либо коллективно. После выполнения заданий проводится коллективное обсуждение результатов и хода работы. Возможно предварительное рецензирование разработанных вариантов, а также публичная защита различных решений одной и той же ситуационной задачи.
Заключительным этапом при анализе ситуации и решении ситуационных задач является заключение учителя, в котором анализируется действие, результаты работы, отмечаются Допущенные ошибки, выставляются оценки.
При анализе различных ситуаций и решении ситуационных задач, как правило, не создается высокий уровень эмоциональной напряженности, что обычно достигается в ролевых играх.
В игре обстановка учебного процесса приближается к реальным условиям возникновения потребности в знаниях и их практического применения. В игре моделируется целостная профессиональная деятельность со всеми ее структурными и Функциональными компонентами, что позволяет вовлечь в процесс познания личность обучаемого и активизировать его работу. Игра обеспечивает совокупность обучающего и воспитательного эффектов; поскольку представляет собой коллективную деятельность. В игре успешно может участвовать только теп ученик, который хорошо успевает по всем дисциплинам. В процессе игры он значительно пополняет свои знания, у него развивается практическое мышление, появляются и формируются организаторские способности.
Деловая игра может носить межпредметный характер. В течении небольшого отрезка времени в ней концентрируются решения нескольких проблемных задач.
Деловая игра является дидактической (обучающей) игрой. Ее обязательными элементами являются:
Чаще всего деловая игра является заключительным этапом в изучении раздела.
Методы активного обучения способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования.
Но их использование требует значительного времени, поэтому наряду с ними следует использовать и традиционные методы.
Литература:
Творческие работы учащихся.
Тюльпаны
Голланское солнце цветет на столе.
Душа пробудилась, согрета. Тюльпаны...
Тюльпаны в моем хрустале.
Мелодия желтого света.
И пусть за окном обжигающий снег,
И холодно звездам на крыше-
Тюльпаны, тюльпаны поют о весне.
О счастье, о радости. Слышишь?
Сегодня так солнечно в сердце моем!
Нет места дождям и туманам.
Давай же тихонько с тобой подпоем
Сияющим в доме тюльпанам!
Первоцветы
Снег сошел, ручьи звенят,
Щедро солнышко нам светит.
Дует свежий ветерок,
Птицы звонко распевают
И весну предвозвещают.
На деревьях появились почки,
Расцветают первые цветочки:
Ветреница и хохлатка,
Медуница и фиалка,
Шафран и горицвет –
Весь весенний первоцвет!
Оживает вся природа,
Дарит радость и тепло,
Красоту и ароматы,
И мы очень этим рады!
Ученицы 6-А класса
ОШ № 72 г.Макеевки.
Маковецкой Анастасии
Сохрани ель
Зеленую красавицу сберечь мы постараемся.
Смотри - вся дышит свежестью и жизнью наполняется
Расправила все веточки и солнцу улыбается.
Живет такое деревце недалеко от нас.
Не губи красавицу - дослушай мой рассказ
Зеленые растения - планеты нашей лекари ,
Незаменимы они будут разными аптеками!
Воздух очищают - здоровья прибавляют ,
А гуляешь лесом - душу согревают .
Я хочу сказать вам : «берегите ель !
За крепкое здоровье спасибо скажем ей »!
Информация о работе Организация компетентного подхода в процессе изучения биологии