Организация компетентного подхода в процессе изучения биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 16:31, реферат

Описание работы

Современное образование стоит перед необходимостью кардинальных изменений в структуре, содержании и технологиях обучения. Выдвигаются новые задачи: формирование личности, воспитание её научного мировоззрения, творческих способностей, обеспечивающих её жизненные и социальные компетентности.
Эту проблему можно решить путем развития экспериментальных умений, исследовательской проектной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время.

Работа содержит 1 файл

Описание педагогического опыта.doc

— 2.66 Мб (Скачать)

Таким чином, тема «здоровий спосіб життя - це шлях до здоров'я», з одного боку, спрямована на формування у школярів поняття про здоровий спосіб життя, а з другого - сприяє рішенню актуальних для підлітка задач дорослішання.

 

 

Анотація

Ключові слова: здоровье , здоровый образ жизни

Подросток должен понимать «здоровье» как одну из ведущих жизненный ценностей. В сознании подростка значения понятий «здоровье и здоровый образ жизни» находятся рядом. Они ассоциируются с соблюдением правил личной гигиены, физическими упражнениями и определенными правилами питания. И хотя, определение понятий во многом схожи, однако можно видеть принципиальные отличия. Например, подростки часто считают, что здоровый образ жизни предполагает соблюдение правил питания, а здоровья позволяет не придерживаться их; здоровый образ жизни предполагает отказ от употребления алкоголя и табака, а здоровье якобы позволяет курить и употреблять алкогольные напитки.

Очень часто для подростков ценность здоровья заключается в наличии уверенности в себе, возможности самореализации, риска; а здоровый образ жизни оценивается, как не имеющий смысла.

Таким образом, тема «Здоровый способ жизни - путь к здоровью» , с одной стороны, направлена на формирование у школьников понятия о здоровом образе жизни, а с другой стороны - способствует решению актуальных для подростка задач взросления.

 

Текст статті:

Самое драгоценное у человека - здоровье. Только здоровый, всесторонне развитый, образованный человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страницы.

Здоровье нельзя купить, ни за какие деньги. Но сформировать его и сохранить на долгие годы может каждый из вас, если выберет раз и навсегда здоровый образ жизни, одно из основных условий укрепления физического, психического, духовного и социального здоровья.

 

Выбор образа жизни

У каждого человека свой образ жизни. Кто-то привык рано ложиться и рано вставать, а кто-то, наоборот, любит посидеть допоздна и подольше поспать утром. Кто-то ведет активный образ жизни и любит ходить в походы, а кто-то сидит дома у телевизора. Есть театралы, которые не пропускают ни одной премьеры, а есть люди, которые бывают в театре раз в несколько лет. Прежде всего, следует помнишь, что здоровья связано с рациональным питанием. На уроках по основам здоровья в 6 классе учащиеся изучают возрастные требование к питанию подростков и в ходе практической работы определяют калорийность ежедневного питания. На внеклассных мероприятиях проводят конкурсы , викторины по данной теме.

Здоровье связано с физической активностью, закаливанием. Многие учащиеся нашей школы посещают спортивные кружки и добиваются определенных результатов. Например, ученик 5-В класса Кравченко Игорь ездит на международные соревнование по карате. Учащиеся с удовольствием посещают танцевальные кружки. Например, ученик 8 класса Пономарев Максим с первого класса принимает участие в международных соревнованиях по танцам. Группа учащихся 5-6 классов систематически плавают в плавательном бассейне. Физические упражнения - это полезная для здоровья привычка. Тот, у кого она есть, очень скоро становится более активным,   трудоспособным,   может   легко   справиться   с нервным напряжением и плохим настроением. Без физической активности состояние человека значительно ухудшается, снижаются и его интеллектуальные возможности Наши интеллектуальные возможности тоже необходимо тренировать и развивать. Нужно внимательно проанализировать свой образ жизни с точки зрения его полезности или же вреда для различных составляющих здоровья.

 

 

Как здоровый образ жизни помогает сохранять здоровье?

В принципе, здоровый образ жизни не требует какой-то специальной подготовки. Здоровый образ жизни - это практические действия, направленные на предупреждение заболеваний, укрепление всех систем организма и улучшение общего самочувствие человека. Понятно, что для того, чтобы быть здоровым, нужно приложить определенные усилия и отказаться от вредных привычек. Если же по каким-то причинам они есть, то необходимо приложить все усилия, чтобы избавиться от них. Всем известна пословица: « Что имеем - не храним, потерявши - плачем » Ее можно полностью отнести к здоровью. Болезни приносят человеку страдания, делая его жизнь возрастной. Именно выбор жизни, определяет, будем ли мы здоровы или больны. Как ни странно, но многие болезни возникают из-за того, что человек сам делает все, чтобы заболеть!

Например, курение способствует развитию заболеваний легких и сердечнососудистой системы. Переедание ухудшает работу пищеварительной системы, вызывая нарушение обмена веществ. Малоподвижный образ жизни провоцирует гиподинамию, а нерегулярное « бутербродное » питание - гастрит. Наркотики полностью разрушают организм физически и психически. Часто они становятся причиной не только болезней, но и смерти. Учащиеся 7-х классов выполнили проект « Создание антитабачной, антиалкогольной, антинаркотической рекламы ». Цель этого проекта: научиться аргументированного защищать правила здорового образа

жизни, пользоваться знаниями о вреде никотина, алкоголя и наркотиков для создание рекламы здорового образа жизни. Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

  • Оптимальный двигательный режим;
  • Тренировку иммунитета и закаливания;
  • Рациональное питание;
  • Психофизиологическую регуляцию;
  • Психо - сексуальную и половую культуру;
  • Рациональный режим жизни;
  • Отсутствие вредных привычек. [3, с.7]

Подростки должны знать, что обеспечить здорового образа жизни возможны только при желании человека оставаться здоровым. Не случайно Л.Н.Толстой писал: « Смешны требования людей курящих, пьющих, объедающихся, не работающих и превращающих ночь в день о том, чтобы доктор сделал их здоровыми, несмотря на их нездоровый образ жизни».

Формирование здорового образа жизни - длительный процесс, который может продолжаться всю жизнь. Путь каждого человека к здоровому образу жизни отличается своими особенностями.

Чтобы быть духовно здоровым человеком, нужно формировать в себе духовные ценностями и моральные принципы. Для этого учащиеся живут полноценной духовной жизнью: интересуются музыкой, литературой, посещают театры, музее, выставки.

Чтобы быть здоровым социально, учащиеся изучают нормы поведения, принятые в обществе, учатся общаться со сверстниками и взрослыми. Важно знать, что потом, когда человек получит профессию и будет устраиваться на работу, его здоровье, характер, коммуникабельность и дружелюбность будет ценить так же высоко , как и профессиональные умения и навыки. Например, для Пифагора, здоровье ученика было так же важно, как и его знания.

Как формируется здоровый образ жизни?

Здоровье- это высокая работоспособность, хорошее настроение, уверенность в себе. Физическое здоровье способствует хорошему самочувствию, бодрости, силе. Психическое здоровье дарит спокойствие, хорошее настроение, доброту. Социальное здоровье обеспечивает успешность в учебе. Для того, чтобы сберечь свое здоровье, нужно приложить много усилий.

С чего стоит начать? Нужно выработать привычку делать то, что полезно для здоровья. Успеха достигает только тот, кто действует. Здоров будет тот, кто выполняет свое решение быть здоровым.

Например, практически все люди знают, что курение сокращает продолжительность жизни на 8-15 лет, увеличивает вероятность внезапной смерти, но курильщиков это не останавливает.

Соблюдение режима дня тоже одно из условий сохранения здоровья. Вовремя ложиться спать и просыпаться. На уроках в 5-х классах в ходе практической работы учащиеся составляли свой режим дня.

Четкий режим дня соотносится с биоритмами организма и помогает ему оставаться здоровым. Именно поэтому соблюдение режима дня обязательно должно стать привычкой.

Каждый человек может приобретать привычки, которые будут укреплять его здоровье. Самое главное - это принять волевое решение и воспитать в себе полезную привычку.

Здоровый образ Жизни - это соблюдение, привычное исполнение определенных правил, которые обеспечивают гармоническое развитие человека, высокую трудоспособность, душевное равновесие человека, здоровье, здоров тот, кто выполняет свое решение быть здоровым.

 

Литература

  1. Заготова С.Н. Валеология. Справочник искольника. « Донецк. «ПК Фи БАО » , 1999 - 448с.
  2. Программа курсу « Основы здоровья » К.: Ірпінь, 2005
  3. Таглина О.В. Основы здоровья. Рабочая тетрадь. 7 класс. Весна, 2010-64С.
  4. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина, алкоголя. Москва. « Просвещение » 1985-112с.

 

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДОВАНИИ БИОЛОГИИ

Г. П. Округина, учитель биологии г. Макеевка,

ОШ І-Ш ступеней № 72

Inter - взаимный Act — действовать

Интерактивный - способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем либо или чем либо.

Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учителем и учеником.

Основные характеристики интерактива.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна их таких целей состоит из создания комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, где практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они делают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоение учебного материала, означает, что каждый вносит свой особый, индивидуальный вклад; идет обмен знаниями, идеалами, способами деятельности, при чем происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, что позволяет получать новые знания, развивать саму познавательную деятельность.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организации и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, к взаимодействию, к совместному решению определенных задач и проблем. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе общения учащиеся учатся мыслить критически, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств полученной информации, взвешивать альтернативные мнения принимать продуманные решения, общаться друг с другом. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная, групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы.

В настоящее время разработано не мало форм групповой работы и интерактива. Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждаются какие либо проблемы, о которых у учащихся есть первоначальные знания и представления. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.

Золотые правила интерактива:

  1. Умение слушать и слышать;
  2. Никакой критики;
  3. Умение   задавать   вопросы   на  уточнение,   понимание и дополнение;
  4. Самооценка;
  5. Взаимооценка;
  6. Соблюдение регламента.

В литературе совокупность способов активизирующих организацию и управление учебно-позновательной деятельностью обучаемых получила название «Методы активного обучения».

Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены главным образом, не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминания и воспроизведения, а нацелены на организацию учащихся для самостоятельного добывания знаний, освоение умений  и  навыков  в  процессе активной  познавательной и практической деятельности. По сравнению с традиционными методы активного обучения имеют ряд особенностей:

  1. «Принудительная» активизация мышления, суть которой заключается в том, что учащийся вынужден быть активным, независимым от того, желает он этого или нет.
  2. Самостоятельная творческая выработка решения учащимися, повышенная степень мотивации.
  3. Постоянное взаимодействие учителя с учащимися при помощи прямых и обратных связей.

В литературе можно встретить подход к классификации методов активного обучения. Он предложен Г. Н. Муртазиным в книге «Активные формы и методы обучения биологии» и заключается в выделении методов активного обучения из числа традиционных. Так, в группе словесных методов Г. Н. Муртазиным выделены как активные следующие методы: дискуссии, самостоятельная работа с учебником, самостоятельная работа с дидактическим материалом, эвристическая (поисковая) беседа: проблемное изложение, самостоятельное изложение расчетных и логических задач [2].

В группе наглядных методов он выделяет частично -поисковый демонстрационный метод, частично — поисковый демонстрационный метод работы с экранными пособиями, метод опорных сигналов, в группе практических методов - частично-поисковый лабораторный метод.

Методы активного обучения могут быть использованы на разных этапах обучения: при первичном владении знаниями, при их закреплении и совершенствовании, при формировании умений и навыков. Так, например, на этапе первичного овладения знаниями для активизации учащихся учитель может использовать проблемную лекцию, эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу, самостоятельную работу с книгой.

Для совершенствования и систематизации знаний и формирования умений используются такие методы, как решение ситуационных задач, их анализ и проведение ролевых игр.

Интересную точку зрения, на организацию учителем активного способа познания, с помощью методов активного обучения, высказывают авторы «Региональной программы пропаганды здорового    образы    жизни» .    Пирамида усвоения предполагает различные способы подачи материала. Разнообразие предполагаемых методов делает процесс обучения более творческим. Многоплановое воздействие на учащихся улучшает понимание и восприятие изучаемого материала, способствует развитию навыков работы в группах, лучшему взаимодействию между учащимися.

Информация о работе Организация компетентного подхода в процессе изучения биологии