Методика проведения экскурсий по общей биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Описание работы

Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.

Содержание

1. Содержание ……………………………………………………..стр. 1
2. Введение………………………………………………………….стр.2

3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4

4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6

5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8

6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9

7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9

8. Заключение……………………………………………….стр. 10

9. Список используемых источников………………………стр.11

10. Приложение………………………………………………..стр. 1

Работа содержит 1 файл

Юдин. Реферат по метод. препод. в сельско. малокомпл. шк..doc

— 243.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра  биолгоии и экологии 

Реферат по курсу особенности обучения и  преподавания

в сельской малокомплектной школе 

Методика  проведения экскурсий  по общей биологии 
 

                                                                                              Работу выполнила:

  Бычкова Екатерина  Игоревна

Студентка 3 курса 1 группы

дневного отделения

естественно-географического  факультета

Специальность – 050102.65 Биология

С дополнительной специальностью

050103.65 География 

                                                                                        Научный руководитель:

                                                                         Юдин Александр Николаевич 

Шуя -2010

Содержание: 

  1. Содержание  ……………………………………………………..стр. 1
  2. Введение………………………………………………………….стр.2
 
  1. Экскурсия, как важнейшая форма  учебно-воспитательного  процесса…………………………………………………………..стр. 3-4
 
  1. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой  по биологии  (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
 
  1. Подготовка  к экскурсии.…………………………………………стр.6-8
 
  1. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
 
  1. Деление  экскурсий  по местоположению в темах  учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
 
  1. Заключение……………………………………………….стр. 10
 
  1. Список  используемых источников………………………стр.11
 
  1. Приложение………………………………………………..стр. 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Биология - наука  о живых системах, их строении и  особенностях жизнедеятельности. Иными словами, биология - это совокупность наук о живой природе.

Общая биология изучает общие законы происхождения, функционирования, роста и развития живого.

Задачи биологии: раскрытие сущности жизни; систематизация живых существ; познание закономерностей происхождения, размножения, роста, развития, функционирования, особенностей взаимодействия живых организмов.

Значение биологии для человека невозможно переоценить: биология является теоретической основой  ведения промыслового, сельского  и лесного хозяйства, на её достижения опирается медицина, пищевая и  даже военная промышленность; знание её законов помогает сохранять биоразнообразие на планете и моделировать будущее развитие человечества.

Биология, как  и любая другая наука, оперирует  самыми различными методами: историческим, описательным, микроскопическим, экспериментальным, сравнительным, методами наблюдения и  моделирования и т. д.

Немаловажным  фактором при изучении   биологии является взаимосвязь теории и практики, практика по биологии представляет собой  лабораторные работы, и конечно же экскурсии!  

Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.

И в  этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии. 
 
 
 
 
 
 
 

Экскурсия, как важнейшая  форма  учебно-воспитательного  процесса

Биология как  предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.

Практическое  и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал 

 А. Я. Герд. Он указывал на необходимость взаимосвязи урока с экскурсией, так как только в природе есть возможность привлечь внимание учащихся к тем явлениям, изучение которых малодоступно в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты на разных этапах становления методики обучения биологии учеными В.В.Половцовым, Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Рыковым, В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой, И. Т. Суравегиной и др. 

«Школьная экскурсия — форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой.» 

  Это определение, данное Н.М.Верзилиным и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает специфику экскурсии как учебно-организационной формы обучения. 

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных  курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель  заранее в перспективном плане  определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед  экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты(например гербарии), собранные во время экскурсии.

Особенностью  экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.

Кроме познавательного  значения экскурсия имеет большой  воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.

Наблюдение природных  объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая  знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной  картины мира.

Часто во время  экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.

В других случаях  преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают  первые навыки комплексного исследования природных явлении. Например, при изучении членистоногих предполагается экскурсия на водоем. Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема. Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой — животных, которые обитают в толще воды, а третьей — со дна водоема. Учащиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные. Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.

На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен  в классе, для внеурочных работ  и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.

Далее собранный  материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.

Экскурсии могут  быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. 

Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные  программой  по биологии  (с планом экскурсий для каждого класса)

Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсии в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.

Экскурсии в программе 6 класса

1.Мир растений вокруг нас.

2. Осенние явления в жизни растений.

3.Жизнь растений зимой.

4.Деревья и кустарники в безлистном состоянии.

5. Мир растений на подоконнике.

6.Путешествие с домашними растениями.

7. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке).

8. Весеннее пробуждение  организмов царства растений.

9.Лес (или парк) как природное сообщество.

10.Весна в жизни природного сообщества.

11.Жизнь растений в весенний период года. 

Экскурсии в программе 7 класса

1.Разнообразие животных, обитающих в условиях города.

2.Разнообразие животных, обитающих в сельской местности.

3.Животное население водоема.

4.Разнообразие животных родного края.

5.Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).

Информация о работе Методика проведения экскурсий по общей биологии