Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.
1. Содержание ……………………………………………………..стр. 1
2. Введение………………………………………………………….стр.2
3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4
4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8
6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
8. Заключение……………………………………………….стр. 10
9. Список используемых источников………………………стр.11
10. Приложение………………………………………………..стр. 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
биолгоии и экологии
Реферат по курсу особенности обучения и преподавания
в сельской
малокомплектной школе
Методика
проведения экскурсий
по общей биологии
Бычкова Екатерина Игоревна
Студентка 3 курса 1 группы
дневного отделения
естественно-географического факультета
Специальность – 050102.65 Биология
С дополнительной специальностью
050103.65 География
Шуя -2010
Содержание:
Введение:
Биология - наука о живых системах, их строении и особенностях жизнедеятельности. Иными словами, биология - это совокупность наук о живой природе.
Общая биология изучает общие законы происхождения, функционирования, роста и развития живого.
Задачи биологии: раскрытие сущности жизни; систематизация живых существ; познание закономерностей происхождения, размножения, роста, развития, функционирования, особенностей взаимодействия живых организмов.
Значение биологии для человека невозможно переоценить: биология является теоретической основой ведения промыслового, сельского и лесного хозяйства, на её достижения опирается медицина, пищевая и даже военная промышленность; знание её законов помогает сохранять биоразнообразие на планете и моделировать будущее развитие человечества.
Биология, как и любая другая наука, оперирует самыми различными методами: историческим, описательным, микроскопическим, экспериментальным, сравнительным, методами наблюдения и моделирования и т. д.
Немаловажным
фактором при изучении биологии
является взаимосвязь теории и практики,
практика по биологии представляет собой
лабораторные работы, и конечно же экскурсии!
Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе
мы достаточно полно рассмотрим методику
проведения экскурсий по общей биологии.
Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса
Биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса — экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Практическое и методическое обоснование экскурсий по биологии разработал
А. Я. Герд.
Он указывал на необходимость взаимосвязи
урока с экскурсией, так как только в природе
есть возможность привлечь внимание учащихся
к тем явлениям, изучение которых малодоступно
в классе. Идеи А. Я. Герда были развиты
на разных этапах становления методики
обучения биологии учеными В.В.Половцовым,
Б.Е.Райковым, Н.М.Верзилиным, Н.А.Рыковым,
В.М.Корсунской, Ю.И.Полянским, И.Н.Пономаревой,
И. Т. Суравегиной и др.
«Школьная экскурсия
— форма учебно-воспитательной работы
с классом или группой учащихся, проводимой
вне школы с познавательной целью при
передвижении от объекта к объекту в их
естественной среде или искусственно
созданных условиях, по выбору учителя
и по темам, связанным с программой.»
Это определение, данное Н.М.Верзилиным
и В. М. Корсунской, наиболее полно отражает
специфику экскурсии как учебно-организационной
формы обучения.
Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, использует на практических работах и в качестве демонстрационного материала природные объекты(например гербарии), собранные во время экскурсии.
Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расширяются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по заданиям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы, навыки элементарного научного исследования природы.
Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. На экскурсиях школьники, воспринимая объекты в естественных условиях, а также природные запахи, звуки, краски, обучаются видеть, чувствовать прекрасное в окружающей их природе, у них формируется ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью.
Наблюдение природных объектов в их естественных условиях позволяет учащимся их познавать, привлекая знания из разных дисциплин. Это способствует формированию у детей целостной картины мира.
Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объяснения, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскурсии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке.
В других случаях преподаватель после краткого вступления предлагает учащимся провести самостоятельные наблюдения, собрать тот или иной природный материал, который понадобится при объяснении нового учебного содержания непосредственно в природе. Во время такой экскурсии работа по изучению живых природных объектов проводится по индивидуальным заданиям. Выполняя задания, школьники учатся работать в группе, получают первые навыки комплексного исследования природных явлении. Например, при изучении членистоногих предполагается экскурсия на водоем. Ученики получают задание отловить членистоногих с разных горизонтов водоема. Причем одной группе надо взять членистоногих с поверхности воды, другой — животных, которые обитают в толще воды, а третьей — со дна водоема. Учащиеся каждой группы могут выловить несколько членистоногих из каждого водного горизонта. Пользуясь определительными карточками или определителем, дети с помощью преподавателя устанавливают виды, к которым относятся данные животные. Рассадив их в разные емкости, каждый ученик (или небольшая группа) проводит наблюдение за одним из объектов: отмечает особенности передвижения, питания, дыхания, описывает в тетради черты приспособленности к условиям обитания в том или другом водном горизонте. Затем всех обитателей возвращают в водоем. В отчете о проделанных наблюдениях учащиеся заполняют сводную таблицу о разных животных, их образе жизни и приспособленности к условиям обитания.
На экскурсиях собирается материал (с учетом правил охраны природы), который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений, работы на учебно-опытном участке, навыки коллекционирования и гербаризации.
Далее собранный материал оформляется в виде гербария, коллекции, фотографий, видеозаписей, письменного отчета. Возможны задания, которые учащиеся будут выполнять после экскурсии дома. Это сочинения, рисунки, фотографии, видеозаписи и письменные отчеты о проделанной работе. Знания, полученные на экскурсии, результаты наблюдений и собранные материалы обязательно реализуются на последующих уроках.
Экскурсии могут
быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими,
экологическими и комплексными с учетом
учебного содержания отдельных курсов
биологии.
Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)
Программа по биологии предусматривает экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс и рекомендует тематику программных учебных экскурсии в природу, музеи и на различные производственные предприятия за счет времени, отводимого на изучение соответствующих тем курса, но экскурсии могут быть и внепрограммными. При планировании экскурсий учитель учитывает местные природные объекты и условия, а также тесную взаимосвязь с материалами, изучаемыми по темам каждого учебного курса биологии. Нередко в программе называют несколько тем экскурсий, чтобы учитель имел возможность провести любую из них по выбору. Они направлены на изучение как отдельных видов, уникальных объектов и явлений, так и на изучение природных сообществ. Экскурсии могут быть организованы по школьному учебно-опытному участку (на пришкольную территорию), на сельскохозяйственное производство (в тепличное хозяйство, на ферму), в научно-исследовательский институт, в ботанический сад, парк и пр.
Экскурсии в программе 6 класса
1.Мир растений вокруг нас.
2. Осенние явления в жизни растений.
3.Жизнь растений зимой.
4.Деревья и кустарники в безлистном состоянии.
5. Мир растений на подоконнике.
6.Путешествие с домашними растениями.
7. Встреча с представителями отделов царства растений в городском парке (или лесопарке).
8. Весеннее пробуждение организмов царства растений.
9.Лес (или парк) как природное сообщество.
10.Весна в жизни природного сообщества.
11.Жизнь растений
в весенний период года.
Экскурсии в программе 7 класса
1.Разнообразие животных, обитающих в условиях города.
2.Разнообразие животных, обитающих в сельской местности.
3.Животное население водоема.
4.Разнообразие животных родного края.
5.Удивительный мир животных (экскурсия в музей или зоопарк).
Информация о работе Методика проведения экскурсий по общей биологии