Методика проведения экскурсий по общей биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:37, реферат

Описание работы

Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.

Содержание

1. Содержание ……………………………………………………..стр. 1
2. Введение………………………………………………………….стр.2

3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4

4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6

5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8

6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9

7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9

8. Заключение……………………………………………….стр. 10

9. Список используемых источников………………………стр.11

10. Приложение………………………………………………..стр. 1

Работа содержит 1 файл

Юдин. Реферат по метод. препод. в сельско. малокомпл. шк..doc

— 243.50 Кб (Скачать)

6.Знакомство с птицами леса (или парка).

7.Домашние и  дикие звери (экскурсия в краеведческий музей или зоопарк).

8.Жизнь природного  сообщества весной.

9.Весенние явления в водном природном сообществе. 

Экскурсии в программе 8— 9 классов

1.Биологическое разнообразие вокруг нас.

2.Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. 3.Борьба за существование в природе.

4.История живой  природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).

5.Весна в жизни природы.

6.Лес и водоем как природные экосистемы.

7.Парк как пример искусственного биогеоценоза.

8. Оценка состояния окружающей среды. 

Экскурсии в программе 10—11 классов

1.Природная экосистема (лес, луг, водоем).

2.Агроэкосистема (поле, сад).

3. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз.

4. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов.

5.Способы размножения растений в природе.

6. Многообразие  сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).

7.Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. 8.Весенние явления в природе.

9. Биологическое разнообразие живого мира.

10.Природные и антропогенные воздействия в природе. 
 
 

Подготовка  к экскурсии.

 Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.

Нужно четко  определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.

Нельзя вести  экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания  - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.

Во время предварительного изучения объектов важно не только установить их количество и выбрать конкретное место для ознакомления с ними, но и обдумать методы работы на той или иной остановке. Методы должны быть разнообразными в зависимости от содержания и места экскурсии. Если учитель мало знаком с флорой и фауной данной территории, то необходимо просмотреть имеющиеся гербарии, коллекции, справочную литературу и определители растений и животных. Такая предварительная работа поможет учителю составить план проведения экскурсии. 

Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением:

 блокноты  и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.

.

Очень важно  подготовить учащихся к экскурсии. Необходимо сосредоточить их внимание на определенных объектах, объяснить, как надо проводить их наблюдение. Предварительно учитель может ознакомить детей с маршрутом экскурсии, чтобы они могли ориентироваться на местности, и с требованиями к проведению экскурсии. 

Как для урока, так и для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения и составляет конспект. В них определяется следующее: 

1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.

2. Маршрут экскурсии. (Следует заметить, что маршрут — это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.)

3. Снаряжение экскурсии ( Необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.)

4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 — 7 мин).

5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).

6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10—15 мин).

7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).

8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.

9. Общее заключение по экскурсии (в природе).

10. Обработка (в классе, дома) учениками собранного (на экскурсии) материала и подготовка отчета, сообщения. 
 

Н. М. Верзилин и  В. М. Корсунская в учебнике по методике обучения биологии для студентов педвузов схематически изобразили структуру экскурсии по ботанике (рис. 1 в приложении). 

Экскурсия не должна быть очень продолжительной и  походить на урок или тем более  на лекцию под открытым небом с демонстрацией природных объектов, встречающихся на пути. Содержание экскурсии должно следовать ее теме и целям. 

Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.

Следует подчеркнуть, что непосредственное общение с природой, самостоятельное ее наблюдение каждым учеником, нахождение нужных объектов среди огромного их многообразия — оставляет у учеников неизгладимые впечатления. 

Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.

В установленное  время ученики собираются вместе, чтобы обсудить проделанную работу, наблюдения и находки. Соблюдение определенной последовательности в отчетах школьников по самостоятельной работе помогает преподавателю раскрыть содержание темы экскурсии.  

Учитель дополняет  и обобщает сообщения детей, помогает правильно разложить собранный  материал для составления гербария или коллекции (личной или для школы), рекомендует животных отпустить, а растения с корнями прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает взять некоторые растения и мелких животных (насекомые, черви) для уголка живой природы и посадки на школьном участке. 
 

«Десять заповедей экскурсионного дела». 

По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как -Десять заповедей экскурсионного дела.

1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.

2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.

3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.

4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.

5. Избегай длинных объяснений.

6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.

7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.

8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.

9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.

10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала. 
 

Деление  экскурсий  по местоположению в темах учебных  курсов. 

Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:

  1. Вводные по курсу или теме, обычно проводимые осенью.
  2. Текущие (в течение всего учебного года) .
  3. Заключительные (обобщающие и повторяющие пройденный материал), осуществляемые весной.
 

Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе.

 Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.

Экскурсии имеют  огромное значение и для самого учителя. Оказавшись вместе со школьниками лицом к лицу с природой, он ясно ощущает свою обязанность натуралиста знать и понимать живой мир. Появляется понимание необходимости собирать для учебного процесса гербарий, коллекции, работать с определителями, совершенствовать свои натуралистические умения, ботанические, зоологические и экологические знания. Без достаточного владения определенными знаниями и умениями проведение экскурсии в природу с детьми для учителя всегда будет проблематично, а это значит, что школьники не получат должного биологического образования. 
 
 
 
 

Заключение:

В этой работе мы рассмотрели :

Экскурсию, как  в форму  учебно-воспитательного процесса, воспитывающую учеников в иной, отличной от школьной, обстановке,в процессе необычной познавательной деятельности, дали определение экскурсии(по Н.М.Верзилиным и В. М. Корсунской). 

Подробно рассмотрели  экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой  по биологии , представили примерный план экскурсий для каждого класса 

Описали подготовку к экскурсии 

Написали основные  «Десять заповедей экскурсионного дела» 

Так же рассмотрели  деление  экскурсий  (по местоположению в темах учебных курсов ) т.е. вводные, текущие и заключительные .

В работе достаточно полно рассмотрена  методика проведения экскурсий по общей биологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников: 

  1. Пономарева  И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие  для студ. пед. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. М.: Посвещение, 1983.
  3. http://www.prosv.ru/ebooks/Kornilova_Biologia_6-9-10-11/1.html
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение: 

Рис. 1. Структура ботанической экскурсии 

Информация о работе Методика проведения экскурсий по общей биологии