Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 17:37, реферат
Экскурсии и лабораторные работы включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.
И в этой работе мы достаточно полно рассмотрим методику проведения экскурсий по общей биологии.
1. Содержание ……………………………………………………..стр. 1
2. Введение………………………………………………………….стр.2
3. Экскурсия, как важнейшая форма учебно-воспитательного процесса…………………………………………………………..стр. 3-4
4. Экскурсии для каждого учебного курса с 6 по 11 класс, предусмотренные программой по биологии (с планом экскурсий для каждого класса)………………………………… …………………………стр.5-6
5. Подготовка к экскурсии.…………………………………………стр.6-8
6. «Десять заповедей экскурсионного дела»………………………стр.8-9
7. Деление экскурсий по местоположению в темах учебных курсов (вводные,текущие ,заключительные )…………………………..стр. 9
8. Заключение……………………………………………….стр. 10
9. Список используемых источников………………………стр.11
10. Приложение………………………………………………..стр. 1
6.Знакомство с птицами леса (или парка).
7.Домашние и дикие звери (экскурсия в краеведческий музей или зоопарк).
8.Жизнь природного сообщества весной.
9.Весенние явления
в водном природном сообществе.
Экскурсии в программе 8— 9 классов
1.Биологическое разнообразие вокруг нас.
2.Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный характер. 3.Борьба за существование в природе.
4.История живой природы в регионе школы (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями).
5.Весна в жизни природы.
6.Лес и водоем как природные экосистемы.
7.Парк как пример искусственного биогеоценоза.
8. Оценка состояния
окружающей среды.
Экскурсии в программе 10—11 классов
1.Природная экосистема (лес, луг, водоем).
2.Агроэкосистема (поле, сад).
3. Антропогенное влияние на природный биогеоценоз.
4. Посещение очистных сооружений или предприятий по переработке отходов.
5.Способы размножения растений в природе.
6. Многообразие сортов растений и пород животных (селекционная станция, или племенная ферма, сельскохозяйственная выставка).
7.Посещение предприятия промышленного биотехнологического производства. 8.Весенние явления в природе.
9. Биологическое разнообразие живого мира.
10.Природные и антропогенные
воздействия в природе.
Подготовка к экскурсии.
Успех проведения экскурсии во многом зависит от подготовки учителя и учеников.
Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, устанавливается необходимая связь с содержанием изучаемой темы, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала.
Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, так как даже за короткий промежуток времени здесь могли произойти значительные изменения, осматривает местность, намечает объекты внимания - остановки для объяснений, самостоятельных работ, сбора материала для обобщающей беседы. Разрабатывает маршрут экскурсии, места переходов, остановок и отдыха.
Во время предварительного
изучения объектов важно не только установить
их количество и выбрать конкретное место
для ознакомления с ними, но и обдумать
методы работы на той или иной остановке.
Методы должны быть разнообразными в зависимости
от содержания и места экскурсии. Если
учитель мало знаком с флорой и фауной
данной территории, то необходимо просмотреть
имеющиеся гербарии, коллекции, справочную
литературу и определители растений и
животных. Такая предварительная работа
поможет учителю составить план проведения
экскурсии.
Школьники должны быть обеспечены соответствующим снаряжением:
блокноты и карандаши для записи, ботанизирки и коробки для сбора материала, лупы, сачки, копалки и прочее оборудование, в зависимости от содержания экскурсии. Отсутствие или нехватка снаряжения приводит к тому, что часть учеников не сможет принять участия в самостоятельной работе, оставшись без дела, они могут переключиться на другой объект, не относящийся к содержанию экскурсии. Нарушается дисциплина, снижается интерес к работе, не выполняются намеченные задания. Все это отражается на ходе экскурсии и усвоении материала.
.
Очень важно
подготовить учащихся к экскурсии.
Необходимо сосредоточить их внимание
на определенных объектах, объяснить,
как надо проводить их наблюдение. Предварительно
учитель может ознакомить детей с маршрутом
экскурсии, чтобы они могли ориентироваться
на местности, и с требованиями к проведению
экскурсии.
Как для урока,
так и для экскурсии учитель разрабатывает
план ее проведения и составляет конспект.
В них определяется следующее:
1. Тема экскурсии, ее цель и задачи.
2. Маршрут экскурсии. (Следует заметить, что маршрут — это не путь движения школьников, а логически связанные между собой «объекты внимания», остановки для наблюдений и изучения природных предметов и явлений.)
3. Снаряжение экскурсии ( Необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала; заранее заготовленные карточки с заданиями для индивидуальной или групповой деятельности детей во время экскурсии.)
4. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий (5 — 7 мин).
5. Самостоятельная работа по заданиям (20 мин).
6. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений и собранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение (10—15 мин).
7. Итоговая беседа по теме экскурсии (3 — 5 мин).
8. Осмотр территории и приведение ее в порядок.
9. Общее заключение по экскурсии (в природе).
10. Обработка (в
классе, дома) учениками собранного (на
экскурсии) материала и подготовка отчета,
сообщения.
Н. М. Верзилин и
В. М. Корсунская в учебнике по методике
обучения биологии для студентов педвузов
схематически изобразили структуру экскурсии
по ботанике (рис. 1 в приложении).
Экскурсия не должна
быть очень продолжительной и
походить на урок или тем более
на лекцию под открытым небом с демонстрацией
природных объектов, встречающихся на
пути. Содержание экскурсии должно следовать
ее теме и целям.
Экскурсия обычно начинается с введения в проблему — рассказа или беседы. Затем учитель поясняет цель и индивидуальные задания для учащихся, определяет место и время их выполнения (не более 20 мин). Задания могут быть общими для всей группы или разными для отдельных групп из двух-пяти школьников.
Следует подчеркнуть,
что непосредственное общение с природой,
самостоятельное ее наблюдение каждым
учеником, нахождение нужных объектов
среди огромного их многообразия — оставляет
у учеников неизгладимые впечатления.
Во время самостоятельной работы учитель обходит все группы, помогает найти нужные объекты, охарактеризовать наблюдения, подготовить материал для дальнейшей его обработки после экскурсии.
В установленное
время ученики собираются вместе, чтобы
обсудить проделанную работу, наблюдения
и находки. Соблюдение определенной последовательности
в отчетах школьников по самостоятельной
работе помогает преподавателю раскрыть
содержание темы экскурсии.
Учитель дополняет
и обобщает сообщения детей, помогает
правильно разложить собранный
материал для составления гербария или
коллекции (личной или для школы), рекомендует
животных отпустить, а растения с корнями
прикопать в местах их сбора. Учитель разрешает
взять некоторые растения и мелких животных
(насекомые, черви) для уголка живой природы
и посадки на школьном участке.
«Десять
заповедей экскурсионного
дела».
По проведению экскурсий Б. Е. Райков дал учителю ряд полезных советов (1920). В методике обучения биологии они известны как -Десять заповедей экскурсионного дела.
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь ее план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию
в памяти последующей проработкой материала.
Деление
экскурсий по местоположению
в темах учебных
курсов.
Экскурсии по местоположению в темах учебных курсов делят на:
Вводные экскурсии ставят целью заинтересовать учащихся поставленными вопросами, наблюдениями и собранным материалом. Заключительные экскурсии строятся так, чтобы учащиеся ознакомились в природе с объектами, явлениями, закономерностями и пр., которые изучали по учебнику и в классе.
Самостоятельные работы на всех типах экскурсий развивают интерес, мышление, формируют исследовательские умения, наблюдательность и подводят учащихся к пониманию законов природы, особенностей живого и зависимости живой природы от человека.
Экскурсии имеют
огромное значение и для самого учителя.
Оказавшись вместе со школьниками лицом
к лицу с природой, он ясно ощущает свою
обязанность натуралиста знать и понимать
живой мир. Появляется понимание необходимости
собирать для учебного процесса гербарий,
коллекции, работать с определителями,
совершенствовать свои натуралистические
умения, ботанические, зоологические и
экологические знания. Без достаточного
владения определенными знаниями и умениями
проведение экскурсии в природу с детьми
для учителя всегда будет проблематично,
а это значит, что школьники не получат
должного биологического образования.
Заключение:
В этой работе мы рассмотрели :
Экскурсию, как
в форму учебно-воспитательного
процесса, воспитывающую учеников в иной,
отличной от школьной, обстановке,в процессе
необычной познавательной деятельности,
дали определение экскурсии(по Н.М.Верзилиным
и В. М. Корсунской).
Подробно рассмотрели
экскурсии для каждого учебного курса
с 6 по 11 класс, предусмотренные программой
по биологии , представили примерный план
экскурсий для каждого класса
Описали подготовку
к экскурсии
Написали основные
«Десять заповедей экскурсионного дела»
Так же рассмотрели деление экскурсий (по местоположению в темах учебных курсов ) т.е. вводные, текущие и заключительные .
В работе достаточно
полно рассмотрена методика проведения
экскурсий по общей биологии.
Список
используемых источников:
Приложение:
Рис. 1. Структура
ботанической экскурсии
Информация о работе Методика проведения экскурсий по общей биологии