Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 13:54, курсовая работа

Описание работы

Объект курсовой работы — географическая экскурсия.

Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма географической деятельности.

Цель курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр.
1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.
2. Организация и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.
2.1. Трудности проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.
2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.
2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.
2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.
2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.
2.6. Виртуальная экскурсия, как инновационный метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………......32-33 стр.
Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая ЭКСКУРСИЯ.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

    >

<h3>Содержание

Введение…………………………………………………………………...3-4 стр. 

1. Экскурсия  как форма организации образовательного процесса……….5-6 стр.

2. Организация  и методика проведения экскурсии.……………………....7-15 стр.

2.1. Трудности  проведения экскурсии…………………………………...…..16 стр.

2.2. Роль экскурсии в преподавании географии………………….…….…....17 стр.

2.3. Учебно-воспитательное значение географических экскурсий…….18-20 стр.

2.4. Географические экскурсии и их подразделение………………………..21 стр.

2.5. Экскурсии по изучению родного края ………………………………22-28 стр.

2.6. Виртуальная  экскурсия, как инновационный  метод организации экскурсии по географии …………………………………………..…..29-31 стр.

Заключение…………………………………………………………......32-33 стр. 

Список использованной литературы…………………………..…….....…34 стр.

Приложение (Презентация)

</h3> 
<h4>Введение

    Воспитание  грамотного человека по географии не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.</h4>

    В настоящее время учитель располагает  многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь  школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в географическом образовании занимает краеведческая работа. Новые учебные программы по природоведению и естествознанию расширили возможности использования многообразия форм, методов краеведческой работы. Сухомлинский В.А. в своей книге «Сердце отдаю детям» писал, что для ребенка Родина начинается с куска хлеба и нивы пшеницы, с лесной опушки и голубого неба над маленьким прудом, с экскурсий в поле, лес, на берег реки, в соседние села. Задача педагога — постепенно расширять кругозор ребенка, воспитывать у него чувство гордости за свою Родину.

    <h4>Актуальность курсовой работы определяется рядом существующих противоречий:

    - наличием многочисленных предлагаемых  технологий и невозможностью  их применения в педагогической практике по причине недостаточной дидактической обоснованности;

    - преобладанием у учащихся теоретических  географических знаний и недостаточным  развитием географических практических  умений и навыков; 

    - малым объемом экскурсионных  занятий в учебных программах и реальной необходимостью их увеличения для более успешного осуществления географической деятельности.

    Объект  курсовой работы — географическая экскурсия.

    Предмет курсовой работы - учебная экскурсия как форма географической деятельности.

    Цель  курсовой работы: разработка системы экскурсионных занятий и практических работ, способствующих осуществлению учащимися географической деятельности.

    Гипотеза  исследования — выдвинуто предположение о том, что учебная экскурсия реально осуществляет географическое образование, создает педагогические предпосылки и благоприятные условия для формирования  
географической культуры учащихся и осуществления ими географической деятельности в различных ее проявлениях, если:

    - определены сущность, место и роль учебных экскурсий в системе школьного географического образования;

    - экскурсия строится на общедидактических  принципах и принципах географического  образования; 

    - разработаны практические работы  в структуре экскурсионных занятий,  критерии их эффективности;

    - использование экскурсий с географическим  содержанием является желательным  элементом процесса обучения  во всех образовательных областях, на всех его ступенях в различных  типах учебных заведений. 

    Соответственно  цели и гипотезе определены задачи курсовой работы:

  • рассмотреть экскурсию как форму организации образовательного процесса;
  • изучить организацию и методику проведения географической экскурсии;/h4>

     Научная новизна данной курсовой работы: использование современных компьютерных технологий путем создания виртуальных экскурсий.

 

    <h>1. Экскурсия как форма организации образовательного процесса

    Одной из доступных форм работы со школьниками по краеведению являются экскурсии в природу. Они помогают научить детей не только смотреть, но и видеть, приучают их изучать окружающую местность, находить новое и интересное в своем окружении. В соответствии с учебными программами учащиеся знакомятся с объектами природы в пределах своего района, села, города. </h4>

    Экскурсия — форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, проводимая вне школы. Когда в экскурсии принимает участие весь класс и материал экскурсии тесно связан с программой естествознания и природоведения, она становится обязательной формой обучения. В этом случае она входит в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Также экскурсия может быть формой внеклассной работы, если проводится с группой наиболее заинтересованных детей. [1, с.24]

    Тематика  экскурсий определяется программой по природоведению и естествознанию. Анализ программ, входящих в различные образовательные системы, показывает, что экскурсии включены во все программы и имеют сходную тематику. По тематике все экскурсии можно объединить в следующие группы:

    а) наблюдения за явлениями в неживой и живой природе в различное время года, ознакомление с многообразием органического мира (сезонные экскурсии в природу);

    б) ознакомление с формами земной поверхности, топонимикой, полезными ископаемыми  своей местности;

    в)  экскурсии по изучению приспособленности организмов к среде обитания, различных видов природных сообществ, по ознакомлению с природными богатствами своего края и проблемами охраны окружающей среды;

    г) экскурсии в музеи, зоопарки, на производство и т.д.

    В методике проведения экскурсии несколько этапов:

    1-й  этап — доэкскурсионная подготовка  учителя и учеников;

    2-й  этап — проведение экскурсии; 

    3-й  этап — обработка экскурсионного  материала. 

    Более подробно остановимся на втором этапе  — проведении экскурсии, а именно на самостоятельной работе детей.

    В плане проведения экскурсии выделяют следующие структурные элементы:

  1. Вводная беседа учителя.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Подведение итогов по самостоятельной работе ученика.
  4. Обобщающая беседа учителя по всей экскурсии.

    Согласно  теории Л.С. Выготского, самостоятельная работа детей имеет гораздо большее значение для обучения, если совершается при общении, имеющем характер сотрудничества. Сотрудничество должно иметь место как при общении с учителем, так и между учащимися. Равноправное сотрудничество детей способствует росту уверенности в себе, в своих силах, а это необходимо для формирования зоны ближайшего развития. [2, с.45]

    Современное общество нуждается в воспитании самостоятельного, ответственного, думающего  человека. Экскурсии в природу дают возможность для развития самостоятельной работы учеников. Было бы хорошо представить задания детям до экскурсии, на одном из уроков, тогда может быть осуществлен выбор задания для самостоятельной работы согласно их интересам. Во время работы дети распределяют обязанности и выбирают того, кто будет докладывать о выполнении. При подведении итогов очень важно с вниманием и пониманием выслушать все мнения, даже если они не соответствуют известным истинам. Мнение ребенка о том или ином факте и явлении может быть очень оригинальным, неправильным с точки зрения современной науки, и, если учитель сразу поправит, даст правильный ответ, стремление ребенка иметь и высказывать собственное мнение будет разрушено. Значит, гораздо важнее сориентировать его в данном вопросе, помогая выбрать направление в поисках ответа. Например, на вопрос «Бывают ли цветки у травы?» вполне можно получить ответ «Нет». Тогда можно задать вопрос:

    «Откуда появилась трава?» (Из почки.)

    «А  самая первая почка?» (Первая почка  содержится в семени.)

    «Откуда появились семена?» (Образуются в  цветках.) и т.д.

    На  каждый вопрос учителя дети должны сами найти ответ. Если ответ сейчас не найден, вопрос надо оставить открытым и предложить детям путем самостоятельных  наблюдений, размышлений, чтения литературы ответить на него.

    Не  важно (и даже хорошо), что вы уйдете с экскурсии с массой нерешенных вопросов: это даст пищу для размышления  детям, а учителю — возможность  построения своей дальнейшей работы. [3, с.47]

    Экскурсии необходимо проводить в одном и том же месте, тогда наблюдения за природными объектами дают возможность делать выводы об изменениях в окружающей природной среде.

 

     2. Организация и  методика проведения  географической экскурсии

     Создание экскурсии  – сложный процесс, требующий  от организаторов экскурсионного дела больших творческих усилий. Подготовка экскурсии – это всегда разработка новой темы экскурсии, обусловленной предполагаемыми запросами потенциальных клиентов туристского предприятия и определяемой экскурсионными возможностями своего города, региона. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, экспозиций и фондов музеев, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», выбор методических приемов проведения экскурсии, составление технологической карты экскурсии.

     В основу подготовки любой экскурсии  должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей экскурсантов.

     Для разработки новой экскурсионной  темы создается творческая группа экскурсоводов  в составе обычно 3-6 человек. Наиболее опытный и знающий из них становится руководителем.

     Наиболее  целесообразно обязанности в  процессе подготовки экскурсии распределить в соответствии с определенными  подтемами. Каждый член творческой группы должен  подготовить свой материал, который далее объединяется и  редактируется руководителем. При выборе подтем для более качественной подготовки экскурсии необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку экскурсоводов. 

     Выделяют  несколько этапов создания экскурсии:

     1 этап: Определение  цели и задач  экскурсии

Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии