Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, курсовая работа
Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.
Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Учебная экскурсия
в природу – сложная в
Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора краеведческого материала для тем курса, подлежащих изучению в дальнейшем.
Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:
1. Быть разнообразным
в физико-географическом
2. Иметь доступный для изучения пересечённый
рельеф, хорошие обнажения горных пород,
разнообразный почвенно-растительный
покров и наличие водных объектов (источников,
рек)
3. Должен быть вполне доступен для прохождения
(исключаются труднопроходимые болота,
не обеспеченные переправой глубокие
реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные
для здоровья и жизни учащихся).
В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной затратой времени на проезд.
Знакомясь с маршрутом на местности, учитель уточняет географическое положение остановок, содержание объяснений и заданий учащимся, форму и объём записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать школьники. Необходимо также заранее выбрать оптимальный вариант расстановки бригад.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.
Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.
Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.
Методика проведения
учебной экскурсии зависит от
её цели и задач, которые ставит учитель,
от выбранных для изучения краеведческих
объектов. К организации учебных
экскурсий предъявляется
1. Вводная беседа
учителя. Её начинают с обзора
окружающей местности (
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев)
по изучению природных объектов по намеченному
плану (каждая бригада изучает отдельный
объект или все звенья идут по замкнутому
полигону от объекта к объекту).
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются
результаты наблюдений и проведённых
исследований, проверяется правильность
выполнения заданий, напоминается ход
выполнения работы дома: оформления собранных
материалов, завершение записей в дневниках,
оформление отчётов – индивидуальных
и всей бригады (звена).
Анализ содержания проводимых учителями географии экскурсий показывает, что при их проведении не всегда учитывается важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.
Представляется целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и производственными комплексами даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного наблюдения и именно на них можно раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.
Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии учащиеся представляют индивидуально – групповой отчёт, в котором раскрывают содержание выполненных заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.
Кратко остановимся на содержании и организации учебной экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.
Подготовка к
осенней экскурсии начинается с
первого урока (отводится по 7-10 мин).
Перед проведением выделяется урок
для проверки оборудования, знакомства
учащихся с маршрутом и планом.
На первом уроке учащиеся знакомятся
с целями и задачами осенней экскурсии,
приносят тетради для заполнения
полевого дневника, где на каждой странице
записывают задания (они приведены
ниже), а результаты, полученные в
ходе выполнения, заносятся на экскурсии.
Экскурсия начинается во дворе школы.
Общая продолжительность
Задания могут быть следующие:
Задание №1
1. В каком направлении
местность от тебя открытая, в каком закрытая?
2. В каком направлении от тебя находится
школа?
Задание №2
1. Какие формы
поверхности различаются на
2. На какой форме поверхности расположен
район?
3. Как можно назвать равнину, на которой
мы находимся: холмистой или плоской?
4. Куда стекают талые и дождевые воды с
этой равнины?
Задание №3
1. Какими породами сложена данная равнина?
Задание №4
1. Определить
на глаз расстояние до
Задание №5
1. В каком
направлении течёт река в
2. На каком берегу реки (на правом или на
левом) мы находимся?
Задание №6
1. Измерить высоту холма (склона) самодельным нивелиром.
Во время экскурсии в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер задания, которое надо выполнить на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем группы меняются местами, и таким образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.
В плане экскурсии следует предусмотреть время для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему отдыху детей, повышению их работоспособности.
Опыт проведения осенней экскурсии в начальном курсе физической географии.
На примере методических рекомендаций по проведению осенней экскурсии покажу, как в ходе процесса обучения внедрялись в практику предложения по совершенствованию методики обучения.
Экскурсия проводилась с учащимися 6-го класса средней общеобразовательной школы №4 г. Черепаново Новосибирской области.
Географическое содержание осенней экскурсии опережает прохождение того учебного материала, с которым оно связано. Однако это обстоятельство не вызывает никаких осложнений, поскольку в экскурсии предусмотрена преемственность с природоведческой подготовкой учащихся. Для изучения в программе указан примерный перечень объектов, но я выбираю объект экскурсии, сообразуясь с местными условиями. Дополнительно к основному географическому содержанию экскурсии повторяются ранее усвоенные приёмы работы на местности (ориентирование, измерение расстояния и т.д.)
План проведения экскурсии
Тема: Изучение форм поверхности, характер залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной.
Цель: Научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.
Задачи:
1. Отработать
навыки ориентирования по
2. Показать изменения равнины под воздействием
внешних процессов, использование её в
хозяйственной деятельности, воспитывать
чувство любви к родной природе.
3. Развивать наблюдательность, умение
пользоваться приборами, фиксировать
природные объекты и явления.
Оборудование
1. Бригадное снаряжение:
лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом,
рулетка, колышки, верёвка, нивелир.
2. Индивидуальное снаряжение: планшет
с компасом, чистые листы для чертежей,
карандаш, резинка, линейка.
Маршрут экскурсии:
|
Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии