Организация и методика проведения экскурсии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.
Методика организации и проведения учебных экскурсий довольно полно раскрыта в работах Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:

Работа содержит 1 файл

Учебная экскурсия в природу.docx

— 84.41 Кб (Скачать)

Учебная экскурсия  в природу – сложная в методическом и организационном отношении  форма занятий с учащимися, требующая  тщательной подготовки учителя и  учащихся.

Методика организации  и проведения учебных экскурсий  довольно полно раскрыта в работах  Герасимовой Т.П., Никоновой М.А., Чернова Е.А, Бибик А.Е. и др.

Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три  этапа:

    1. Подготовка к ней учителя и учащихся
    2. Проведение экскурсии
    3. Оформление полученного материала

Подготовка учителя  к проведению учебной экскурсии  в природу включает:

    1. Формулировку цели и задачи экскурсии
    2. Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
    3. Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
    4. Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
    5. Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.

Формируя цель и задачи экскурсии, учитель исходит, прежде всего, из требований школьной программы по географии. Необходимо учитывать время проведения экскурсии, так как этим определяется подготовленность учащихся к самостоятельной работе при выполнении практических заданий, а также возможность сбора  краеведческого материала для тем  курса, подлежащих изучению в дальнейшем.

Для проведения экскурсии в природу выбирается район, расположенный вблизи школы  и знакомый учащимся. Район должен отвечать следующим требованиям:

1. Быть разнообразным  в физико-географическом отношении  и в то же время типичным  для природной зоны, в которой  живут учащиеся 
2. Иметь доступный для изучения пересечённый рельеф, хорошие обнажения горных пород, разнообразный почвенно-растительный покров и наличие водных объектов (источников, рек) 
3. Должен быть вполне доступен для прохождения (исключаются труднопроходимые болота, не обеспеченные переправой глубокие реки, осыпи, обрывы и прочие объекты, опасные для здоровья и жизни учащихся).

В случае отсутствия подобного района вблизи школы выбирают место более удалённое, но с минимальной  затратой времени на проезд.

Знакомясь с  маршрутом на местности, учитель  уточняет географическое положение  остановок, содержание объяснений и  заданий учащимся, форму и объём  записей, а также выполняет эскизы рисунков, которые должны будут сделать  школьники. Необходимо также заранее  выбрать оптимальный вариант  расстановки бригад.

На экскурсии  надо стремиться к тому, чтобы как  можно меньше рассказывать и как  можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие  выводы. Таким образом, экскурсия  станет новой формой работы со школьниками.

Когда выбранная  территория и объекты на ней с  позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой  учебной экскурсии во многом зависит  от готовности школьников к ней.

Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить  на экскурсии, знакомясь с особенностями  природы на выбранном объекте  экскурсии. Необходимость опорных знаний-непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.

Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих  объектов. К организации учебных  экскурсий предъявляется некоторые  общие требования по физической географии. Так Чернов Б.А. в число таких  требований включает:

1. Вводная беседа  учителя. Её начинают с обзора  окружающей местности (напоминание  учащимся цели и задачи экскурсии), краткой характеристики природных  особенностей местности и отдельных  краеведческих объектов. Учитель  рассказывает, как выделить простейшие  природные комплексы и дать  им характеристику, повторяет методику  их описания в дневнике, напоминает  правила поведения в природе. 
2. Самостоятельная работа бригад (звеньев) по изучению природных объектов по намеченному плану (каждая бригада изучает отдельный объект или все звенья идут по замкнутому полигону от объекта к объекту). 
3. Заключительная беседа, на которой обобщаются результаты наблюдений и проведённых исследований, проверяется правильность выполнения заданий, напоминается ход выполнения работы дома: оформления собранных материалов, завершение записей в дневниках, оформление отчётов – индивидуальных и всей бригады (звена).

Анализ содержания проводимых учителями географии  экскурсий показывает, что при  их проведении не всегда учитывается  важная мировоззренческая идея взаимодействия природы и общества.

Представляется  целесообразным на учебных экскурсиях по физической географии ориентировать  деятельность учащихся на изучение изменённой человеком природы, на установление взаимосвязи в системе “природа – общество – природа”, т.е. отразить на этих экскурсиях связи с вопросами  социальной и экономической географии. Учёт взаимодействия природы и общества открывает возможность учителю  наглядно, ярко, убедительно показать взаимосвязь между природными и  производственными комплексами  даже на примерах небольших территорий. Эти объекты доступны для непосредственного  наблюдения и именно на них можно  раскрывать учащимся взаимосвязь природы и общества, подчёркивая при этом правильное использование природы и неверное, приводящее к её разрушению.

Собранный учащимися  краеведческий материал на учебных  экскурсиях, а также во время предварительной  теоретической подготовки, оформляется  в виде стендов, альбомов, схем, таблиц. Как правило, после учебной экскурсии  учащиеся представляют индивидуально  – групповой отчёт, в котором  раскрывают содержание выполненных  заданий (исследований) каждым учащимся и группой в целом.

Кратко остановимся  на содержании и организации учебной  экскурсии по географии в 6-м классе. При изучении конкретных объектов целесообразно  дать задания учащимся по описанию объектов (овраг, источник и др.) Высший тип работы на экскурсии – это  разрешение несложных географических задач самими учениками под руководством учителя. При этом, по существу, работа шестиклассников приобретает исследовательский характер.

Подготовка к  осенней экскурсии начинается с  первого урока (отводится по 7-10 мин). Перед проведением выделяется урок для проверки оборудования, знакомства учащихся с маршрутом и планом. На первом уроке учащиеся знакомятся с целями и задачами осенней экскурсии, приносят тетради для заполнения полевого дневника, где на каждой странице записывают задания (они приведены  ниже), а результаты, полученные в  ходе выполнения, заносятся на экскурсии. Экскурсия начинается во дворе школы. Общая продолжительность экскурсии  от 2 час 30 мин до 3 час.

Задания могут  быть следующие:

Задание №1

1. В каком направлении местность от тебя открытая, в каком закрытая? 
2. В каком направлении от тебя находится школа?

Задание №2

1. Какие формы  поверхности различаются на земном  шаре? 
2. На какой форме поверхности расположен район? 
3. Как можно назвать равнину, на которой мы находимся: холмистой или плоской? 
4. Куда стекают талые и дождевые воды с этой равнины?

Задание №3

1. Какими породами  сложена данная равнина?

Задание №4

1. Определить  на глаз расстояние до отдельно  растущего дерева и проверить  себя, измерив его расстояние  шагами или рулеткой.

Задание №5

1. В каком  направлении течёт река в районе  экскурсии? 
2. На каком берегу реки (на правом или на левом) мы находимся?

Задание №6

1. Измерить высоту  холма (склона) самодельным нивелиром.

Во время экскурсии  в намеченном месте учитель предлагает учащимся остановиться и называет номер  задания, которое надо выполнить  на этой остановке. В этом случае одна группа выполняет некоторую часть  работ, например, измеряет высоту холма, другая – измеряет ширину и глубину  речки с моста, третья – определяет скорость поверхностного течения. Затем  группы меняются местами, и таким  образом все учащиеся в конце концов выполняют всю программу экскурсии.

В плане экскурсии  следует предусмотреть время  для отдыха. С учащимися 6-го класса полезно организовать массовые игры, которые будут способствовать лучшему  отдыху детей, повышению их работоспособности.

Опыт  проведения осенней  экскурсии в начальном  курсе физической географии.

На примере  методических рекомендаций по проведению осенней экскурсии покажу, как  в ходе процесса обучения внедрялись в практику предложения по совершенствованию  методики обучения.

Экскурсия проводилась  с учащимися 6-го класса средней общеобразовательной  школы №4 г. Черепаново Новосибирской  области.

Географическое  содержание осенней экскурсии опережает  прохождение того учебного материала, с которым оно связано. Однако это обстоятельство не вызывает никаких  осложнений, поскольку в экскурсии  предусмотрена преемственность  с природоведческой подготовкой  учащихся. Для изучения в программе  указан примерный перечень объектов, но я выбираю объект экскурсии, сообразуясь  с местными условиями. Дополнительно  к основному географическому  содержанию экскурсии повторяются  ранее усвоенные приёмы работы на местности (ориентирование, измерение  расстояния и т.д.)

План  проведения экскурсии

Тема: Изучение форм поверхности, характер залегания пород, ознакомление с водами, их использованием и охраной.

Цель: Научить учащихся самостоятельно работать, приобретать опыт творческой деятельности через краеведческую направленность в области географии.

Задачи:

1. Отработать  навыки ориентирования по компасу  и Солнцу, сформировать представление  о формах рельефа, горных породах  и водах окрестности г.Черепаново 
2. Показать изменения равнины под воздействием внешних процессов, использование её в хозяйственной деятельности, воспитывать чувство любви к родной природе. 
3. Развивать наблюдательность, умение пользоваться приборами, фиксировать природные объекты и явления.

Оборудование

1. Бригадное снаряжение: лопата, шест, две рейки, верёвка с грузом, рулетка, колышки, верёвка, нивелир. 
2. Индивидуальное снаряжение: планшет с компасом, чистые листы для чертежей, карандаш, резинка, линейка.

Маршрут экскурсии:

Место остановок.

Что изучается  на остановках.

Содержание  наблюдений Практические  работы  
Выводы
Остановка №1

Ориентирование  по компасу и Солнцу

1. Устройство  компаса и ориентирование его.

2.Определение  сторон горизонта по компасу

3. Определение  азимута по компасу

Человек должен уметь ориентироваться на местности.
Остановка №2

Формы земной поверхности.

1. Какие формы  поверхности различают на земном  шаре?

2. На какой  форме поверхности расположен  г.Черепаново?

3.Как можно  назвать равнину, на которой  мы находимся: плоской или холмистой?

г.Черепаново расположен на холмистой равнине с высотой над уровнем океана 250 метров.
Остановка №3

Изучение  обнажения.

1. Траншея глубиной 2 метра.

2. Какими породами  сложена данная равнина?

3. Как они  залегают?

Для равнины  характерны осадочные породы.
Остановка №4

Изучение  оврага

Наблюдение, измерение  и описание оврага.

1. Где находится? 
2. Почему в данной местности образовался овраг? 
3. Продолжается ли рост оврага? 
4. Сухой овраг или на дне есть ручей? 
5. Как человек борется с оврагами? 
6. Какова глубина оврага?

Поверхность равнины  разрушается водными потоками и  в результате деятельности человека.
Остановка №5

Изучение  водного объекта.

1.Как он образовался? 
2. Какими водами питается пруд? 
3. Как используется пруд местным населением?
Человек создаёт  искусственные водоёмы. Пруд – это  понижение земной поверх- ности заполненный водой.
Остановка №6

Изучение  колодца.

1. Местонахождение  колодца. 
2. Подходы к колодцу. 
3. Сколько метров от колодца до школы? 
4. Сколько метров от поверхности земли до воды? 
5. Определить запас воды в колодце; каковы вкус, запах, прозрачность и её жёсткость.
Подземные воды находятся на различной глубине  от поверхности земли.

Информация о работе Организация и методика проведения экскурсии