Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 06:20, реферат
В процессе познания большую роль играет слово, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов» важность, которой подчеркивал И. П. Павлов (1849-1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Каждому человеку присущ свой целостный стиль беседы, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях
Введение……………………………………………………………………… 3
1.Метод обучения …………………………………………………………… 5
1.1. Особенности словесных методов обучения…………………………… 6
1.2. Искусство беседы………………………………………………………. 8
1.3. Способы классификации бесед………………………………………... 10
2. Методика подготовки и проведения беседы……………………. ……... 11
2.1. Беседа как метод психодиагностики…………………………………. 13
2.2. Дискуссия………………………………………………………………. 16
2.3. Деловая беседа………………………………………………………….
2.4. Цели в деловой беседе…………………………………………………
2.5. Типы вопросов…………………………………………………………
2.6. Последовательность использования вопросов………………………
Заключение …………………………………………………………………..
18
19
21
24
25
Список литературы ………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московский психолого-социальный институт
Факультет психологии
Филиал в г. Хабаровске
Кафедра
психологии
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПЕДАГОГИКА»
на
тему «Методика подготовки
и проведения беседы»
Выполнил: студент 1 курса
группы 11БПЗ-3,5-1
Лисицкий
Константин Владимирович
Проверил: к.псх.н., доцент
Федоренко
Татьяна Николаевна
Хабаровск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… |
3 |
1.Метод обучения …………………………………………………………… | 5 |
1.1. Особенности словесных методов обучения…………………………… | 6 |
1.2. Искусство беседы………………………………………………………. | 8 |
1.3. Способы
классификации бесед…………………………… |
10 |
2. Методика
подготовки и проведения |
11 |
2.1. Беседа как метод психодиагностики…………………………………. | 13 |
2.2. Дискуссия……………………………………………………… |
16 |
2.3. Деловая
беседа………………………………………………………….
2.4. Цели в
деловой беседе………………………………………… 2.5. Типы вопросов…………………………………………… 2.6. Последовательность
использования вопросов…………………… Заключение ………………………………………………… |
18
19 21 24 25 |
Список литературы …………………………………………………………. | 26 |
ВВЕДЕНИЕ
«Я верю в могучую, безграничную силу слова воспитателя. Слово – самый тонкий и самый острый инструмент, которым мы должны умело прикасаться к сердцам наших питомцев. Высокая культура речи – важное условие рационального использования времени».
В.А.Сухомлинский
[9, С. 161]
В процессе познания большую роль играет слово, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов» важность, которой подчеркивал И. П. Павлов (1849-1936), чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Каждому человеку присущ свой целостный стиль беседы, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности беседы человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми. Стиль беседы, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль беседы, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность. Стиль беседы существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми. Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми
требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности. Совокупной единицей анализа выступает общение как двуединый процесс взаимосвязи или взаимного контакта субъектов, в котором происходит обмен информацией, психическое отражение друг друга и взаимовлияние друг на друга. В отечественной педагогике известна и широко разрабатывается идея о влиянии на индивидуальную деятельность человека других людей. Это в основном работы по проблеме беседы. Подробно рассматривается эта проблема и за рубежом. Общепринятым является положение о том, что индивидуальные возможности человека возрастают в условиях межличностного беседы, особенно в группах высокого уровня развития. Более того, общение перестраивает самого человека, формирует его новые возможности, проявляет те, которые существуют потенциально. И хотя вышеобозначенные факторы не вызывают сомнения, процессы оптимизации межличностного беседы пока еще изучены слабо. В беседе всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается та или иная беседа. Стиль указывает на то, как человек взаимодействует с окружающими. В любом случае содержание беседы – сила переменная, поскольку оно определяется конкретной деятельностью, объемом выполняемых заданий и многими другими преходящими условиями и обстоятельствами. Константой при этом выступает стиль беседы, т. е. способ, с помощью которого человек строит свои отношения с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль беседы с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и уникальность личности. При этом стиль отражает специфику взаимоотношений между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.
Цель данной работы – охарактеризовать методику подготовки и проведения беседы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать определение методам обучения в организации учебно-познавательской деятельности;
-
выявить особенности
-
эффективность проведения
- определить место бесед в дидактическом процессе обучения;
-
определить методику
- изучить специфику проведения беседы в исследованиях человеческого поведения;
-
охарактеризовать дискуссию,
-
дать определение, деловой
1.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Мышление как процесс, выступает особенно отчетливо, прежде всего, в тех случаях, когда, например, человек долго и упорно решает трудную для него мыслительную задачу или проблему. В общем итоге своих длительных и настойчивых попыток он наконец находит решение этой задачи или, наоборот, не находит его. Для познающего, мыслящего человека положительным результатом является не только успешное решение проблемы, но даже и ее «нерешение». Неудача в попытках ее решения – тоже продукт мышления как деятельности и она тоже способствует формированию важнейших новообразований в психике: у человека формируются все более адекватные способы мышления и познания, вырабатываются новые знания, способы умственных действий, мотивы, чувства, способности, а также то, что он делает.
Главный для каждого педагога вопрос «как учить» выводит на одну из важнейших категорий педагогики – категорию методов обучения. Методы – это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Слово «метод» происходит от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи [8, С. 806]
Другие авторы справедливо отмечают, что способы обучающей деятельности учителя и способы учебной деятельности учащихся тесно связаны между собой. По их мнению, метод в процессе обучения выступает как способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных педагогических целей. Выделяя эту взаимосвязь, Ю.К.Бабанский
дал следующее определение: «Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования» [2, С. 385].
Таким
образом, методы обучения – это способы
организации учебно-
1.1.
Особенности словесных
методов обучения
Используемые для обучения методы не всегда были такими, какими мы их встречаем сегодня в общеобразовательных учреждениях. По мере развития человечества, изменения целей обучения и совершенствования общей культуры общества эти методы менялись. Сильное влияние на цели обучения оказывают уровень развития производительных сил и характер производственных отношений. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объёма накопленных знаний простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения человеком необходимого культурного опыта. Поэтому в обучении человек был просто вынужден прибегнуть к словесным объяснениям. Дальнейшее развитие речи и постепенное обогащение словарного запаса, а также постоянное увеличение объёма культурных знаний позволили полностью перейти к словесным методам обучения. Переход к словесным методам обучения явился большим достижением для человечества, своеобразной поворотной вехой: теперь стало возможным за небольшой отрезок времени передать объём знаний и опыта, на освоение которого методами подражания человеку потребовалась бы целая жизнь. Основой преподавания при таком обучении была передача учителем готовой информации. Это осуществлялось с помощью устного, письменного, а позднее и печатного слова. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации. Впоследствии такое обучение получило название догматического. Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, - «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» [4, С. 69]. Голубков называет три основных метода занятий по: лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя; метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения. Каждый метод «располагает» соответствующими приемами. В лекции - элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности. Метод беседы - умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. В отличие от них беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos + разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что преподаватель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.
К традиционным методам педагогических исследований относятся беседы. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Исследователи всех времен в беседах получали такую информацию, какую никакими другими способами получить невозможно. Педагогическая беседа отличается целенаправленным попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их отношении к интересующим исследователя проблемам также получают с помощью бесед. Но беседы - очень сложный и не всегда надежный метод. Поэтому он применяется чаще всего как дополнительный для получения необходимых разъяснений и уточнений по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении или использовании иных методов.
Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, используют специальные меры. К ним относятся:
- наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы;
- обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях;
- варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме;
-
умение использовать ситуацию, находчивость
в вопросах и ответах.
1.2.
Искусство беседы
Ведущая функция метода «беседа» - побуждающая, но с не меньшим успехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Велика также воспитательная роль беседы [3, C. 88]. В некоторых дидактических системах беседа была поднята до уровня ведущего метода обучения. Но оказалось, что с ее помощью нельзя достичь всех дидактических целей. Если у обучаемого нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается мало эффективной. Поэтому она не может быть универсальным, методом, а должна обязательно сочетаться с изложением, лекцией, другими методами, формирующими систему знаний, Кроме того, беседа не дает учащимся практических умений и навыков, не позволяет проводить упражнения, необходимые для их формирования. Важно подчеркнуть, что в беседе, как и в других методах обучения, познание может развиваться дедуктивным либо индуктивным путем. Дедуктивная беседа строится исходя из уже известных обучаемым общих правил, принципов, понятий, посредством анализа которых они приходят к частным заключениям. При индуктивной форме беседы идут от отдельных фактов, понятий и на основе их анализа приходят к общим выводам.