Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 20:37, курсовая работа
Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий «подачу» материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведётся в отрыве от объектов описания.
Введение……………………………………………….………….…3
1 Методика проведения экскурсий…………………………………..4
2 Техника проведения экскурсий…………………………………..24
3 Профессиональное мастерство экскурсовода…………………..31
Заключение………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………...37
Содержание
Введение……………………………………………….………
1 Методика проведения экскурсий…………………………………..4
2 Техника
проведения экскурсий…………………………
3 Профессиональное
мастерство экскурсовода…………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………...37
Введение
В процессе становления и развития экскурсионного дела в понятие "экскурсия" вкладывалось различное содержание. В современное понятие сущности "экскурсия" (от лат, excursio − поездка) вкладывается индивидуальное или в составе группы посещение достопримечательных мест с учебными или познавательными целями.
Современный этап развития экскурсионной деятельности позволяет определить экскурсию как целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный по заранее подобранным объектам (зрительным рядам) в естественных условиях. Комментированный показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя − экскурсовода − и подчинён задаче раскрытия четко определённой темы.
Экскурсии становятся всё более популярными: они обеспечивают манёвренность группы экскурсантов на маршруте, дают возможность участникам экскурсии глубже изучить, исследовать объекты, а также представить себя участниками различного рода событий.
Экскурсия
– это методически продуманный
показ достопримечательных
Экскурсоводу не безразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное.
Экскурсовод своими
Из этого следует, что
Экскурсионная методика
Экскурсионная
методика рассматривается в нескольких
аспектах: как основа профессионального
мастерства экскурсоводов; как механизм,
совершенствующий «подачу» материала;
как процесс упорядочения деятельности
экскурсовода. Методика помогает экскурсантам
увидеть, запомнить и понять значительно
больше, чем на лекции, раскрывающей ту
же тему. Так происходит потому, что методика
лектора в значительной своей части основана
на разного рода сообщениях и описаниях,
лекционный рассказ ведётся в отрыве от
объектов описания.
1 Методика проведения экскурсий
Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экс-курсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помо-щью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.
Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий, как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т. д.
Все методические приемы, правильное использование которых составляет одну из основ профессионального мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:
-
приемы непосредственного
-
приемы, направленные на создание
условий для эффективного
Классификация методических приемов
Методические приемы подразделяются на несколько групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых - помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экс-курсионного материала.
В классификации приемов
Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.
Приемы рассказа - это приемы, построенные
на пояснении объекта,
Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные - приемы непосредственного проведения экскурсий.
Методические приемы, как было
сказано ранее, делятся на
При использовании
Методические приемы показа
Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, "видеть" не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.
Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: "А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним". Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:
а)
составить представление об исторической
местности, где происходили
б) представить данный объект в естественной обстановке;
в) дать определенную оценку объекту;
г)
получить представление о его
природном окружении.
Второй вариант использования приема предварительного осмотра со-стоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экс-курсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.
Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблю-дать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.
Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже гово-рилось ранее, термин "реконструкция" означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным ис-точникам. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов. Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, рево-люционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность "зрительно" восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.
Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени) произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали. Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия "портфеля экскурсовода". Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.
Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.
Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методиче-ского приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей. Составные части могут быть "заимствованы" из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.
Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации со-бытий играет методический прием локализации, т. е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории, именно к тому месту, где произошло событие.
При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производст-венные темы: "В этом цехе был построен первый в стране трактор".).