Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
А: «Можно ли в таком случае утверждать, исходя из Ваших рассуждений, что безработица не является нарушением прав человека на труд?»
Б: «Правовое государство не может предотвратить безработицы, но оно должно обеспечить индивиду пособие по безработице, по мере возможности помочь получить ему новую, нужную для общества профессию, трудоустроиться. Государство не может брать на себя ответственность за судьбу человека. Поэтому отдельный трудоспособный гражданин должен сам проявлять активность, инициативу и предприимчивость, самостоятельно заботиться о реализации своего права на труд».
Какая из двух трактовок социально-экономических прав кажется вам более корректной? Как, в свете избранной вами точки зрения, можно трактовать право на образование, на отдых и др.?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
Признаки государства и их трактовки.
Сравнительный анализ основных моделей федерации.
Федерализм: история и современные проблемы
Институт президентства в современном мире.
Представительные институты власти: функции и прерогативы.
Российская государственность: современные проблемы и перспективы.
Эволюция представительной власти в России.
У истоков теории правового государства.
Права человека: история и современность.
Механизмы защиты прав человека.
Состояние прав человека в современной России.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 10.
Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994.Гл.3.
Боер В.Я. и др. Правовое государство: идея, концепция, реальность. СПб., 1996.
Поздняков Э.А. Философия политики. Ч. 1. М., 1994. Гл. II. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель. М., 1997.
Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.
Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995.
Унпелев А.Г. Политология: власть; демократия, личность. М., 1994. Ч. VI. Гл. 1.
Тихомиров В.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гаджиев К..С. Политическая наука. М., 1994. Гл. IV. § 2—6.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XI.
Багранджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий // Социально-политический журнал. 1996. № 4.
Белов Г.А. Права человека. М., 1996.
Дмитриев В.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защита прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.
Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1995.
Изензее И. Государство // Вестн. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1992. № 6.
Котлевская И.В. Современный парламент // Государство и право. 1997. № 4.
Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России // Политические процессы в России в сравнительном измерении. СПб., 1997.
Михайловская И.Б. и др. Права человека и социально-политические процессы в России. М., 1997.
Права человека: история, теория и практика. М., 1995.
Современная российская модель разделения власти между федерацией и ее субъектами. М., 1996.
Чиркин В.Е. Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.
Тема 5
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Цель семинарского занятия: изучение основных типов политических режимов; характеристика сущностных черт и признаков тоталитаризма, авторитаризма, демократии и гибридных режимов; характеристика политического режима в современной России; знакомство с основными теориями и моделями демократии.
Основные понятия: политический режим, диктатура, демократия, тоталитаризм, авторитаризм, демократура, диктократия, делегативная демократия, демократия, либерально-демократическая и радикально-демократическая теории демократии, модель конкурентной элитистской демократии, модель полиархической демократии, демократическая модель «прав человека», институциональная модель «интегративной демократии».
План семинара
1. Понятие политического режима. Типы политических режимов
2. Тоталитаризм как социальный и политический феномен
3. Авторитарный режим.
4. Сущностные черты и признаки демократии. Теории и модели демократии
5. Политический режим в современной России.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:
а) деспотия;
б) политический режим;
в) олигархия;
г) демократура;
д) демократия;
е) тирания;
ж) «авторитаризм развития»;
з) тоталитаризм;
и) бюрократический авторитаризм;
к) диктатура;
л) авторитаризм;
м) диктократия;
н) полиархия;
о) делегативная демократия;
1. неограниченная власть одного лица или небольшой группы;
2. историческая разновидность диктатуры, при которой власть осуществляется военачальником;
3. политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнью общества в целом и каждой личностью в отдельности;
4. политический режим, при котором власть осуществляется политическим блоком бюрократии, национальной буржуазии, военных;
5. упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей;
6. власть небольшой группы богатых и привилегированных людей;
7. политический режим, при котором монополией на власть обладает какая-либо одна партия, группировка или одно лицо, однако сохраняются в ограниченном виде некоторые гражданские свободы;
8. разновидность авторитарного режима, ориентированного на социальную и экономическую модернизацию;
9. гибридный режим, характеризующийся проведением либерализации без демократизации;
10. политический режим, отличающийся высокой степенью политической конкурентности элит и высоким уровнем политического участия;
11. гибридный режим, характеризующийся проведением демократизации без либерализации;
12. историческая разновидность диктатуры, характеризующаяся властью одного лица, опирающегося на могущественный чиновничий аппарат;
13. политический режим, обеспечивающий и гарантирующий права и свободы человека;
14. политический режим, при котором электорат делегирует права исполнительной власти, ограниченной лишь сроками действия своих полномочий.
2. Какие из перечисленных признаков присущи тоталитаризму?
а) права и свободы человека;
б) монополия одной официальной идеологии, полностью отрицающей предыдущий порядок, призванной сплотить граждан для построения нового мира и обязательно признаваемой всеми;
в) разделение властей;
г) монополия одной массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером, на власть;
д) свободные выборы;
е) всеобщий полицейский контроль и надзор;
ж) монополия власти на средства массовой информации;
з) многопартийность;
и) централизованный контроль за экономикой.
3. Кто впервые ввел в политический лексикон термин «тоталитаризм»?
а) К. Маркс; б) У. Черчилль; в) А. Гитлер; г) В. Ленин; д) Б. Муссолини.
4. Какие идеи и политические доктрины Нового времени оказали решающее влияние на современные представления о демократии?
а) концепция естественного права, свободы и автономии личности;
б) теория «общественного договора» Т. Гоббса;
в) теория правового государства И. Канта, Р. Моля, Р. Вилькерта;
г) концепция «общей воли» Ж.Ж. Руссо;
д) теория разделения властей Ш. Монтескье.
5. Какой из перечисленных принципов является принципом плюралистической концепции демократии?
а) преимущественно негативное понимание индивидуальной свободы, т.е. как отсутствие ограничений, нежелательного вмешательства;
б) ограничение компетенции и сферы деятельности государств преимущественно охраной общественного порядка, безопасности граждан и социального мира;
в) идея автономии личности и ее первичности по отношению к народу и его воле;
г) соперничество и баланс групповых интересов как социальной основы демократической власти.
6. Кто из политологов является автором теоретической модели полиархической демократии?
а) М. Вебер; б) С. Хантингтон; в) Р. Даль; г) Г. Алмонд.
7. Кому принадлежит определение демократии как «институционального устройства для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть... через конкурентную борьбу за голоса избирателей»?
а) С. Липсету; б) И. Шумпетеру; в) А. Лэйну; г) Ф. Шмиттеру.
8. На каких социальных ценностях основывается институциональная модель «интегративной демократии»?
а) политический торг между гражданами, преследующими свои интересы;
б) поиски общего блага в процессе общей дискуссии между правителями и гражданами;
в) порядок, основанный на истории, долге и разуме;
г) порядок, основанный на рациональности и обмене;
д) права человека как высшая ценность и критерий оценки политических институтов;
е) инструментальная оценка прав человека.
9. Американский политолог Дж. Талмон ввел в политический лексикон понятие «тоталитарная демократия». Что оно означает? Чем отличается «либеральная демократия» от «тоталитарной»?
10. Сформулируйте основные отличия тоталитаризма от авторитаризма.
11 Какие социальные слои составляют социальную базу правого и левого тоталитаризма?
12. Охарактеризуйте тоталитарные режимы с точки зрения их легитимности и эффективности.
13. По мнению русского философа и политолога И.А. Ильина, тоталитаризм есть «политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включающий всю свою деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования... Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное полезно; тоталитарный режим допускает совершенно иное; все непредписанное — запрещено... Государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан».
Подумайте, какие властные, управленческие структуры обеспечивают функционирование тоталитарного режима?
14. Тоталитарные режимы могут искусно использовать многие гуманистические идеи, обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения узко ограниченных целей. Их живучесть объясняется также созданием огромного аппарата социального контроля и принуждения. И все же тоталитаризм — исторически обреченный режим. Почему? В чем причины смены тоталитарных государств правовыми?
15. Авторитаризм выступает как один из типов политических режимов, альтернативных тоталитаризму, и по своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение. Попытайтесь сформулировать основные черты авторитаризма. Какие черты, на ваш взгляд, роднят его с тоталитаризмом?
16. Американский политолог С. Хантингтон приводит данные, согласно которым 140 из 190 современных государств являются авторитарными, ныне только 19% населения проживают в демократических обществах.
Объясните, какие причины способствуют сохранению и воспроизводству авторитаризма в современном мире?
17. Анализируя причины возникновения тоталитаризма в СССР, немецкий фрейдо-марксист В. Райх писал: «Стремление миллионов к социализму было стремлением к свободе от угнетения любого рода. Но это стремление к свободе выступало в форме компромисса со страхом перед ответственностью. ...Смешение стремления к свободе и страха, коренящегося в психологической структуре, страха перед свободным самоуправлением создало в Советском Союзе ...авторитарно-тоталитарно-