Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
23. Проанализируйте следующие высказывания:
а) «Славянофильское утверждение России совершенного тождественно духовному и бытовому патриотизму западных народов; западническое же отрицание Руси, начатое Петром и законченное Лениным, — явление Западу неизвестное, явление типично русское» (Ф.А. Степун).
б) «Отрицание России и идолопоклонство перед Европой — явление очень русское, восточное, азиатское явление. Именно крайнее русское западничество и есть явление азиатской души. Можно даже высказать такой парадокс: славянофилы... были первыми русскими европейцами, так как они пытались мыслить по - европейски самостоятельно, а не подражать западной мысли, как подражают дети» (Н.А. Бердяев).
24. А.И. Герцен называл славянофилов и западников «двуликим Янусом». И те, и другие любили свободу. И те, и другие любили Россию: славянофилы — как мать, западники — как дитя.
Сопоставьте социально-политические воззрения славянофилов и западников.
25. По мнению русского ученого Б.А. Кистяковского, «...вполне пересоздать общество, построить его на анархических началах без государства и без власти совершенно невозможно, так как громадные массы людей не могут заключить между собой товарищеские отношения. Анархическое общество — это идеал Царствия Божия на земле, который осуществляется только тогда, когда все люди станут святыми».
Как вы относитесь к предложенной им характеристике анархизма?
26. В послеоктябрьский период многие русские мыслители искали ответ на вопрос: почему либеральное и консервативное направления русской общественности оказались бессильными перед радикализмом?
С.Л. Франк основную причину слабости либеральной партии видел «в отсутствии у нее самостоятельного и положительного миросозерцания». Несамостоятельность русского либерализма проявилась, в частности, в его «полусоциалистичности». В основе этого явления лежала та особенность русского либерализма, что в нем не было философски и религиозно укорененной веры «в ценность духовных начал нации, государства, права и свободы», которая обеспечила бы противостояние разрушительным началам.
В чем заключалась, по вашему мнению, слабость русского либерализма? Насколько актуальны слова франка для характеристики современного либерализма в России?
27. Проанализируйте следующие характеристики русского консерватизма:
«Величайшее несчастье русской политической жизни — считал С.Н. Булгаков, — что в ней нет и не может образоваться подлинного («английского») консерватизма и нет труднее задачи, как с умом и совестью быть политически правым, имея даже самую правую идеологию; ибо в официально-правом лагере существует спрос не на убеждения, независимые и свободные, но на послушное низкопоклонство, не на принципы, а на беспринципность».
По мнению С.Л. Франка, русский консерватизм опирается «на ряд давних привычек чувства и веры, на традиционный уклад жизни, словом, на силы исторической инерции, но он уже давно потерял живые духовные и нравственные корни своего бытия и не чувствовал потребности укрепить их в стране, ...не понимал всей ответственности и сложность этой задачи, всей необходимой органичности такого прорастания корней в живые глубины народной души».
Сравните приведенные характеристики русского консерватизма. Что, на ваш взгляд, в конечном счете, обусловило его политическое (но не теоретическое) поражение в 1917 г.?
28. Н.А. Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма» провел своеобразную параллель межу К.П. Победоносцевым и В.И. Лениным: Победоносцев «был ровным вождем старой монархической России эпохи упадка. Ленин был духовным вождем новой коммунистической России». Эту мысль развивает С.Л. Франк: «Самый замечательный и трагический факт... русской политической жизни, указующий на очень глубокую и общую черту нашей национальной души, состоит во внутреннем сродстве нравственного облика типичного русского консерватора и революционера». В чем, на ваш взгляд, заключалось это «сродство»?
29. Самой опасной, великой ложью своего времени и ярчайшим примером разрыва теории и практики К.П. Победоносцев считал неуклонно наращивающую свое влияние в России второй половины XIX в. доктрину парламентаризма, «роковое заблуждение, одно из самых поразительных в истории человечества», заключается, по его мнению, в том, что в условиях реализации выборно-парламентского принципа народ якобы избирает, выдвигает во власть людей, отражающих волю большинства и гарантирующих защиту его интереса. Внимательное исследование парламентских систем приводит к другим выводам. «...Правителями, — утверждал Победоносцев, — становятся ловкие подбиратели голосов... механически, искусно орудующие закулисными пружинами, которые приводят в действие кукол на арене демократических выборов». Практически «избирается излюбленник меньшинства, иногда очень скудного, только это меньшинство представляет организованную силу, тогда как большинство как песок, ничем не связано, и потому бессильно перед кружком или партией».
Как вы думаете, не сгущает ли Победоносцев краски? Неужели выборные системы «замешены» исключительно на эгоизме, подкупе, обмане, лицемерии? Аргументируйте свою Позицию. В чем актуальность критики парламентаризма Победоносцевым?
30. Русский коммунизм в Советской России, по оценке Н.А. Бердяева, явился извращением русской мессианской идеи. Русский коммунизм утверждает свет с Востока, который должен просветить буржуазную тьму Запада. В коммунизме есть своя правда и своя ложь. Правда — социальная, раскрытие возможности братства людей и народов, преодоление классов; ложь — в духовных основах, которые приводят к процессу дегуманизации, к отрицанию ценности всякого человека, к сужению человеческого сознания, которое уже наблюдалось в русском нигилизме. Коммунизм, подчеркивает Н.А. Бердяев, есть русское явление, несмотря на марксистскую идеологию «Коммунизм есть русская судьба, момент внутренней судьбы русского народа. И изжит он должен быть внутренними силами русского народа. Коммунизм должен быть преодолен, а не уничтожен. В высшую стадию, которая наступит после коммунизма, должна войти и правда коммунизма, но освобожденная от лжи. Русская революция пробудила и расковала огромные силы русского народа. В этом ее главный смысл».
Согласны ли вы с точкой зрения Бердяева? Аргументируйте свой ответ.
Дискуссия.
Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли
Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родовое начало, особенности государственного хозяйствования, религиозный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское.
Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оправдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве.
Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгородцев).
Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Трубецкой).
Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в политической мысли России.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
1. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций.
2. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущность, типология.
3. Политология русского консерватизма.
4. Русский анархизм о политике и государстве.
5. Идея социализма на российской почве: история и современность
6. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства.
7. Политическая философия еврейства.
8. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании.
9. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв.
10. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3.
Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV.
Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений России XI—XX вв. М., 1995.
История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996.
Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994.
Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995.
Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III.
Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3.
Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997.
Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994.
Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993.
Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996.
Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996.
Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997.
Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996.
Тема 3
СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности.
Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм.
План семинара
1. Политическое сознание.
2. Политическая идеология: структура, функции, уровни.
3. Основные идеологии современности.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:
а) идеология;
б) консерватизм;
в) политическое сознание;
г) коммунизм;
д) национализм;
е) расизм;
ж) эгалитаризм;
з) социал-демократизм;
и) анархизм;
к) либерализм.
1. разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию;
2. общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества;
3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости;
4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности;
5. социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан;
6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству;
7. система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем;
8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида;
9. одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.);
10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти.
2. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»?
а) социализма; б) либерализма; в) радикализма; г) консерватизма.
3. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма?
а) Ж. Ж. Руссо; в) Ш. Монтескье; б) Дж. Локк; г) Дж. Мэдисон.