Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Диктатура и демократия в античном мире.

2. Истоки тоталитаризма.

3. Феномен тоталитаризма в исследованиях западных и российских политологов.

4. Многоликий авторитаризм: основные разновидности авторитарного режима в современном мире.

5. Авторитаризм в странах Азии, Африки и Латинской Америки: природа и эволюция.

6. Авторитарная традиция в российской политической истории.

7. Концепции прямой и представительной демократии: сравнительный анализ.

8. Современные концепции демократии.

9. Необходимые и достаточные условия для возникновения и устойчивого развития демократии.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности. М., 1994. Гл.2,4.

Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: Сравнительное исследование. М., 1997.

Унпелев А.Г. Политология: власть, демократия, личность. М., 1994. Ч. III, IV.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.

Гуггенбергер Б. Теория демократии // Полис. 1991. № 4.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология. М., 1997. Тема IX.

Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. М., 1995. Гл. 9—11; 12, §1.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М., 1996.

Ковлер А. И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Соловьев Э.Г. Феномен тоталитаризма в политической мысли России и Запада. М., 1997.

Тоталитаризм в Европе XX века. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М., 1996.

Актон Д. История свободы в античности // Полис. 1993. № 3.

Гаджиев К. С. Эпоха демократии? // Вопросы философии. 1996. № 9.

Хантингтон С. Будущее демократического процесса: от экспансии к консо­лидации // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.

Цыганков А.П. Между либеральной демократией и сползанием в авторита­ризм: предварительные итоги политического развития России, 1991—1996 гг. // Социально-политический журнал. 1997. № 1.

 

 

                            Тема 6
СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ политики

              Цель семинарского занятия: изучение социальных общностей как субъектов политики; знакомство с основными типами стратификационных систем; анализ стратификации западного, советского и современного рос­сийского общества; определение специфики гражданского общества, его структуры и функций; анализ взаимоотношений между гражданским об­ществом и государством.

              Основные понятия: субъект политики, объект политики, социальная стратификация, социальный статус, класс, статусная перестановка, ста­тусная несовместимость, депривация, мобильность,  маргинальность, гражданское общество

План семинара

  1. Социальные общности как субъекты политики. Теория социальной страти­фикации
  2. Гражданское общество
  3. Социальная стратификация западного общества
  4. Социальная стратификация и перспективы гражданского общества в России

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Какие из приведенных ниже понятий и определений соответ­ствуют друг другу?

а) субъект политики;

б) социальная мобильность;

в) гражданское общество;

г) вертикальная мобильность;

д) объект политики;

е) приобретенный ста­тус;

ж) социальная стратификация;

з) престиж;

и) статусная переста­новка;

к) горизонтальная мо­бильность;

л) социальный статус;

м) аскриптивный ста­тус;

н) маргиналы;

о) статусная несовмес­тимость.

1. предмет, на который направлена деятель­ность субъекта политики, пассивная сторо­на политического взаимодействия;

2. система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных слоев;

3. «достигаемое» социальное положение;

4. источник политической активности, ак­тивная сторона политического взаимодей­ствия;

5. перемещение из одних социальных слоев в другие;

6. положение в системе социальной стратифи­кации;

7. «предписанный» статус;

8. личности и группы, находящиеся за рам­ками характерных для данного обще­ства основных структурных подразделе­ний или господствующих норм и тра­диций;

9. относительное снижение статуса традици­онно влиятельных социальных групп;

10. совокупность социальных образований, объединенных специфическими интереса­ми, реализуемыми вне сферы деятельности государства;

11. субъективная оценка статусного положе­ния;

12. социальные перемещения, связанные с из­менением социального статуса;

13. социальные перемещения, не связанные с изменением социального статуса;

14. несовместимые социальные позиции, зани­маемые индивидом;

15. формирование класса на основе близости ряда статусных позиций.

2. Кто из мыслителей при выделении класса использовал следую­щие критерии: контроль за средствами производства, квалифика­ция, престиж, власть?

а) К. Маркс;                            б) М. Вебер;                            в) Р. Дарендорф;                            г) М. Дюверже.

3. Какие из нижеперечисленных признаков присущи граждан­скому обществу?

а) этатизм;                                                                                                  б) частная собственность;

в) клиентелизм;                                                                                    г) свобода;

д) монополия государства на собст­венность;                            е) независимые ассоциации граж­дан;

ж) патернализм;                                                                                    з) корпоративизм.

4. Кто из нижеперечисленных акторов относится к социальным субъектам политики?

а) предпринимательские организации;                                          б) парламенты;

в) судебные органы власти;                                                                 г) законодательные органы власти;

д) профсоюз;                                                                                                  е) политические партии

5. Кого из мыслителей можно отнести к основоположникам концепции гражданского общества?

а) Ж.Ж. Руссо;              б) Г. Гегель;                                          в) Дж. Локк;                            г) А. де Токвиль;

д) Т. Пейн;                            е) Н. Макиавелли;                            ж) Платон;                            з) Цицерон;

6. Каковы характеристики классовой принадлежности?

а) неравенство в контроле материальных ресурсов;

б) формально закрепленное неравенство прав и обязанностей по отношению к государству;

г) ранг во властной иерархии;

д) профессиональная компетентность;

в) рыночные возможности индивидов и групп, определяемые вла­дением собственностью;

е) пол, возраст.

7. Какая геометрическая фигура символизирует стратификацию современного западного общества?

а) квадрат;                            б) круг;                            в) пирамида;                             г) ромб.

              8. Представителей каких социально-профессиональных групп можно отнести к среднему классу?

а) врачей;              б) студентов;                            в) рабочих низкой квалификации;                            г) адвокатов;

д) учителей;              е) наемных сельскохозяйственных рабочих;              ж) инженеров;

з) мусорщиков;              и) клерков.

9. Кого называют субъектом, а кого — объектом политики?

10. Каков характер неравенства в индустриальном и доиндустриальном обществах? Проиллюстрируйте различия конкретными примерами.

11. Заполните таблицу подходящими примерами, характеризую­щими соответствующие виды мобильности:

Характер мобильности

Вертикальная мобильность

Горизонтальная мобильность

Восходящая

Нисходящая

Индивидуальная мобильность

 

 

 

Групповая мобильность

 

 

 


12. Объясните феномен политического радикализма с точки зре­ния концепций:

а) «идеологической модернизации»;

б) «революции отобранных выгод»;

в) «прогрессивной депривации»;

г) «статусной несовместимости».

13. Назовите основные классы современного индустриального и постиндустриального общества.

14. Назовите основные системообразующие элементы гражданского общества.

15. Какую роль играет частная собственность в структуре граж­данского общества?

16. В чем отличие гегелевского подхода к гражданскому обществу от марксистского?

17. Какие исторические условия и социальные факторы способ­ствовали формированию гражданского общества?

18. Попытайтесь сформулировать возможные варианты взаимо­отношений между гражданским обществом и государством.

19. Назовите основные вехи эволюции гражданского общества в России.

20. Какие причины способствовали разрушению гражданского общества в Советской России и «блокировали» его возникновение?

21. Чем отличаются процессы формирования гражданского общества в России и на Западе?

22. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества?

23. Объясните, почему средний класс считается социальной ос­новой стабильности?

24. Американский политолог С. Липсет утверждал, что социаль­ной базой фашизма является экстремистская часть среднего класса. Попытайтесь подтвердить или опровергнуть данную концепцию.

25. Сравните стратификацию советского и современного россий­ского общества. Результаты сравнения занесите в следующую таблицу.

Критерии

Советское общество

Российское общество

Доминирующий тип стратификации

 

 

 

 

Уровень дифференциации доходов

 

 

 

 

Характер правящей элиты

 

 

 

 

Средний класс

 

 

 

 

Отношение классов к собственности

 

 

 

 

Престиж профессий

 

 

 

 

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"