Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
в) один из ответов на проблемы индустриализации;
г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;
д) форма тоталитаризма.
29. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии?
30. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».
Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение.
Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
Дискуссия. Какая идеология нужна России?
Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Государственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеологии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демократии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополитические измерения проблемы и др.)
Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личностному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценности коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ
1. Антиномия равенства и свободы в либерализме.
2. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эволюции.
3. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.
4. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.
5. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития.
6. Сущность, цели и задачи политического манипулирования.
7. Специфика социал-демократической идеологии.
8. Национализм на пороге XXI века.
9. «Соборность» как парадигма политического сознания в России.
10. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.
Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994.
Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.
РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.
Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.
Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.
Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.
Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА
Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.
Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.Гл.39,40.
Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.
Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.
Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.
Либерализм в России. М., 1996.
Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.
Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.
Русская идея. М., 1992.
Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.
Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.
Цыганков П.А. Теория международных отношений. Гардарики, 2005 - 590c.
7. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама. Аспект Пресс, 2005 - 317c.
1. Вандаль А.Е. Геополитика и геостратегия. М.: Кучково поле, 2002
3. Мизес Л. Либерализм в классической традиции. М.: Экономика, 2001
2. Халипов В.Ф. Наука о власти. Кратология. Учебное пособие. М.: Ось-89, 2002
Тема 4
ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правления; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав человека; содержательный анализ принципа разделения властей.
Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственного устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное государство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.
План семинара
1. Понятие государства и его функции.
2. Формы государственного устройства и формы правления.
3. Государственные институты власти Российской Федерации.
4. Основные принципы правового и социального государства.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соответствуют друг другу:а) федерация;
б) суверенитет;
в) государство;
г) конфедерация;
д) форма правления;
е) унитарное государство;
ж) форма государственного устройства;
з) парламент;
и) суд;
к) сецессия;
л) монархия;
м) субъект Федерации;
н) республика;
о) импичмент;
п) право вето;
р) правительство;
с) разделение властей;
т) Федеральное Собрание;
у) правовое государство;
ф) социальное государство.
1. представительный и законодательный орган власти;
2. независимость и верховенство государственной власти;
3. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;
4. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением;
5. процесс отделения, выхода из состава государства какой-либо его части;
6. форма государственного устройства, характеризующаяся высокой степенью централизации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - территориальных образований;
7. административно-
8. структура высших органов государственной власти;
9. форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-
10. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;
11. политический институт, выполняющий исполнительские функции;
12. высший орган представительной и законодательной власти Российской Федерации;
13. отстранение президента от должности на основании выдвинутых против него обвинений;
14. форма государственного устройства, представляющая собой союз суверенных государств;
15. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантированы права человека и осуществляется разделение властей;
16. административно-
17. политический институт, выполняющий функции контроля за соблюдением законов;
18. право президента отклонить принятый парламентом закон;
19. институциональное распределение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;
20. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каждого гражданина.
2. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?
А) наличием двух монархов;
б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;
в) передачей престолонаследия только по женской линии;
г) правом роспуска парламента монархом;
д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответствии с конституцией;
е) правом парламента формировать правительство;
ж) правом монарха назначать правительство.
3. В президентской республике правительство несет политическую ответственность:
а) перед парламентом; б) перед президентом;
в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленными органами власти
4. В парламентской республике правительство несет политическую ответственность:
а) перед парламентом; б) перед президентом;
в) перед судом; г) перед всеми вышеперечисленными органами власти
5. Какие из указанных функций характерны для законодательных органов власти:
а) представительство интересов;
б) регулирование финансовой сферы;
в) принятие законов;
г) определение целей политического развития;
д) контроль за исполнением законов;
е) политический контроль за деятельностью исполнительной власти;
ж) реализация «общей воли» народа;
з) легитимация принимаемых решений;
и) формирование политической элиты;
к) выработка внешней политики;
л) утверждение бюджета.
6. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:
а) политический контроль за деятельностью законодательных органов власти;
б) осуществление внешней политики;
в) формирование судебной власти;
г) реализация и исполнение существующих законов;
д) осуществление контроля за соблюдением прав человека;
е) лоббирование интересов;
ж) отмена неправовых законов;
з) ратификация международных договоров;
и) разработка и исполнение бюджета;
к) государственное управление;
л) защита национальных интересов
7. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:
а) осуществление правосудия;
б) создание новых законов;
в) правовой контроль за деятельностью законодательной и исполнительной власти;
г) участие в выработке внешней и внутренней политики;
д) толкование законов;
е) обеспечение правопорядка;
ж) контроль за соблюдением законов;
з) исполнение воли народа
8. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:
а) наличие парламентской ответственности правительства;
б) неопределенный срок функционирования правительства;
в) наличие должности премьер-министра;
г) совмещение президентом должностей главы государства и главы правительства.
9. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?
а) утверждение Председателя Правительство Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству России;
в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.
г) объявление амнистии;
д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;