Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

в) один из ответов на проблемы ин­дустриализации;

г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление;

д) форма тоталитаризма.

29. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеоло­гии?

30. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех».

Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу ут­верждает, что движущей силой развития общества всегда высту­пает мировоззрение.

Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».

 

Дискуссия. Какая идеология нужна России?

Идеология: «Национальная»? «Общенациональная»? «Госу­дарственная»? Каковы реальные слагаемые интегративной идеоло­гии? (Анализ слагаемых этой идеологии: взаимодействие демокра­тии и патриотизма, «постиндустриалистская траектория», геополи­тические измерения проблемы и др.)

Имеет ли сегодня в России любая из классических идеологий шансы на единичную победу? Может ли таковой быть социализм (даже если он откажется от своих фундаменталистских форм) в силу мощного вызова со стороны либерализма с его пиететом к личност­ному раскрепощению? Либерализм — в стране с устойчивым этно-социальным архетипом, традиционно ориентированным на ценнос­ти коллективизма? Консерватизм, который в массовом сознании вообще ассоциируется с чем-то реакционно застойным? Каковы перспективы консолидированной идеологии в условиях «конца идеологий»? «Кто виноват?» — «косная русская почва, регулярно воспроизводящая деспотизм и рабство», или «западные проекты, навязывающие России инокультурные, а потому убийственные для нее рецепты»? Каковы параметры идеологии «врастания» России в постиндустриальное общество?

 

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ

1. Антиномия равенства и свободы в либерализме.

2. Особенности либерализма в России, характер его политической и идейной эво­люции.

3. Неоконсерватизм: ценности, идеи, политика.

4. Интегративная идеология в России: основания, проблемы, перспективы.

5. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы разви­тия.

6. Сущность, цели и задачи политического манипулирования.

7. Специфика социал-демократической идеологии.

8. Национализм на пороге XXI века.

9. «Соборность» как парадигма политического сознания в России.

10. Трансформация идеологий в условиях новых информационных технологий.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 14.

Ланцов С.А. Идеология и политика социал-демократии. СПб., 1994.

Манхейм К. Диагноз нашего времени М., 1994.

РормозерГ., Френкин А.А. Новый консерватизм: вызов для России. М., 1996.

Сирота Н.М. Современные политические идеологии. СПб., 1995.

Юрьев А.И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.

Гарбузов В.Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор) // Полис. 1995. № 4.

Кутковец Т.И., Клямкин ИМ. Русские идеи //Полис. 1997. № 2.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для вузов. М., 1997. Тема XV.

Общая и прикладная Политология / Под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Красно­ва. М., 1997.Гл.39,40.

Ачкасов В.А. «Взрывающаяся архаичность»: традиционализм в политической жизни России. СПб., 1997.

Зиновьев А. Запад. Феномен западнизма. М., 1994.

Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. Т. 1—3.

Либерализм в России. М., 1996.

Опыт русского либерализма. Антология. М., 1997.

Рормозер Г. Кризис либерализма. М., 1996.

Русская идея. М., 1992.

Современная социал-демократия: Словарь-справочник. М., 1990.

Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов-основателей до конца XX века. М., 1995.

Цыганков П.А.   Теория международных отношений.  Гардарики,  2005 -  590c.

7. Гринберг Т.Э.   Политические технологии: ПР и реклама.  Аспект Пресс,  2005 -  317c.

1. Вандаль А.Е.   Геополитика и геостратегия.  М.: Кучково поле,  2002

3. Мизес Л.   Либерализм в классической традиции.  М.: Экономика,  2001

2. Халипов В.Ф.   Наука о власти. Кратология. Учебное пособие.  М.: Ось-89,  2002

 

 

Тема 4

ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: ознакомление с основными трактовками государства; рассмотрение форм государственного устройства и правле­ния; знакомство со спецификой деятельности государственных институтов власти при различных формах правления; усвоение основных положений теории правового и социального государства; характеристика прав чело­века; содержательный анализ принципа разделения властей.

Основные понятия: государство, суверенитет, форма государственно­го устройства, форма правления, федерация, конфедерация, унитарное го­сударство, президент, правительство, парламент, суд, сецессия, монархия, республика, правовое государство, права человека, разделение властей, социальное государство.

 

План семинара

1. Понятие государства и его функции.

2. Формы государственного устройства и формы правления.

3. Государственные институты власти Российской Федерации.

4. Основные принципы правового и социального государства.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:а) федерация;

б) суверенитет;

в) государство;

г) конфедерация;

д) форма правления;

е) унитарное государ­ство;

ж) форма государствен­ного устройства;

з) парламент;

и) суд;

к) сецессия;

л) монархия;

м) субъект Федерации;

н) республика;

о) импичмент;

п) право вето;

р) правительство;

с) разделение властей;

т) Федеральное Собрание;

у) правовое государство;

ф) социальное государство.

1. представительный и законодательный орган власти;

2. независимость и верховенство государст­венной власти;

3. особая форма организации политической власти, обладающая суверенитетом,  монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом;

4. форма правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо фор­мируются общенациональным представи­тельным учреждением;

5. процесс отделения, выхода из состава госу­дарства какой-либо его части;

6. форма государственного устройства, харак­теризующаяся высокой степенью централи­зации власти и отсутствием политической самостоятельности административно - тер­риториальных образований;

7. административно-территориальное образо­вание, обладающее ограниченными полити­ческими правомочиями;

8. структура высших органов государственной власти;

9. форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства административно-территориальные образова­ния обладают ограниченной юридической и политической самостоятельностью;

10. форма правления, при которой верховная государственная власть юридически при­надлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследования;

11. политический институт, выполняющий ис­полнительские функции;

12. высший орган представительной и законо­дательной власти Российской Федерации;

13. отстранение президента от должности на ос­новании выдвинутых против него обвинений;

14. форма государственного устройства, пред­ставляющая собой союз суверенных госу­дарств;

15. тип государства, в котором осуществляется верховенство правового закона, гарантиро­ваны права человека и осуществляется раз­деление властей;

16. административно-территориальная органи­зация государства, система взаимоотноше­ний высших государственных и региональ­ных органов власти;

17. политический институт, выполняющий функ­ции контроля за соблюдением законов;

18. право президента отклонить принятый пар­ламентом закон;

19. институциональное распределение полно­мочий между законодательной, исполни­тельной и судебной ветвями власти;

20. государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования для каж­дого гражданина.

2. Чем дуалистическая монархия отличается от абсолютной?

А) наличием двух монархов;

б) существованием наряду с монархом законодательного органа власти;

в) передачей престолонаследия только по женской линии;

г) правом роспуска парламента мо­нархом;

д) правом парламента объявлять импичмент монарху в соответст­вии с конституцией;

е) правом парламента формировать правительство;

ж) правом монарха назначать правительство.

3. В президентской республике правительство несет политичес­кую ответственность:

а) перед парламентом;                                                        б) перед президентом;

в) перед судом;                                                                       г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти

4. В парламентской республике правительство несет полити­ческую ответственность:

а) перед парламентом;                                          б) перед президентом;

в) перед судом;                                                        г) перед всеми вышеперечисленны­ми органами власти

5. Какие из указанных функций характерны для законодатель­ных органов власти:

а) представительство интересов;

б) регулирование финансовой сферы;

в) принятие законов;

г) определение целей политического развития;

д) контроль за исполнением законов;

е) политический контроль за дея­тельностью исполнительной власти;

ж) реализация «общей воли» народа;

з) легитимация принимаемых решений;

и) формирование политической элиты;

к) выработка внешней политики;

л) утверждение бюджета.

6. Определите, какие из указанных ниже функций являются функциями исполнительных органов власти:

а) политический контроль за дея­тельностью законодательных ор­ганов власти;

б) осуществление внешней поли­тики;

в) формирование судебной власти;

г) реализация и исполнение суще­ствующих законов;

д) осуществление контроля за со­блюдением прав человека;

е) лоббирование интересов;

ж) отмена неправовых законов;

з) ратификация международных до­говоров;

и) разработка и исполнение бюд­жета;

к) государственное управление;

л) защита национальных интересов

7. Какие из нижеперечисленных функций могут быть отнесены к функциям судебных органов власти:

а) осуществление правосудия;

б) создание новых законов;

в) правовой контроль за деятельностью законодательной и ис­полнительной власти;

г) участие в выработке внешней и внутренней политики;

д) толкование законов;

е) обеспечение правопорядка;

ж) контроль за соблюдением законов;

з) исполнение воли народа

8. Назовите формальный признак отличия президентской формы правления от парламентской:

а) наличие парламентской ответственности правительства;

б) неопределенный срок функционирования правительства;

в) наличие должности премьер-ми­нистра;

г) совмещение президентом долж­ностей главы государства и главы правительства.

9. Какие из нижеперечисленных субъектов ведения относятся к Совету Федерации, а какие — к Государственной Думе?

а) утверждение Председателя Правительство Российской Федера­ции;

б) решение вопроса о доверии Правительству России;

в) решение вопроса о возможности Российской Федерации.

г) объявление амнистии;

д) утверждение Указа Президента Российской Федерации о введе­нии чрезвычайного положения;

е) назначение выборов Президента использования Вооруженных Сил за пределами территории Российской Федерации;

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"