Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

12. Дайте характеристику однопартийной, двухпартийной и многопартийной политических систем. Проведите сравнение раз­личных партийных систем с точки зрения наличия или отсутствия политического соперничества, возможности выбора для избира­телей, влияния на степень демократичности общества.

13. Почему, в силу каких факторов, причин в США сложилась двухпартийная политическая система? Чем вызвана и как функ­ционирует многопартийная политическая система Италии? Проанализируйте многопартийную политическую систему на приме­ре этой страны.

14. Чем отличаются партии от других политических институтов?

15. Чем различаются партийные системы России, Франции, Китая и США?

16. Проанализируйте партийные ориентации российского элек­тората (по материалам последних президентских выборов).

17. На основе предложенных определений понятия «политическая партия» выявите основные цели, признаки и функции этого по­литического института:

а) «Партия представляет собой организацию людей, объединенных с целью продвижения совместными усилиями национального интереса, руководствуясь некоторым специфическим принципом, относи­тельного которого все они пришли к согласию» (Э. Берк).

б) М. Вебер считал партии «общественными организациями, опираю­щимися на добровольный прием членов, ставящих себе целью за­воевание власти для своего руководства и обеспечение членами со­ответствующих условий (духовных и материальных) для получения определенных материальных выгод или личных привилегий либо того и другого одновременно».

в) «Политическая партия может быть определена как средство органи­зации политической власти, которое характеризуется исключитель­но политическими функциями, стабильной структурой и членством, а также способностью доминировать в политической борьбе» (Ф. Сорауф).

г) «Партия (легальная) — это общественная организация, которая открыто, ставит своей целью установление или удержание контроля (чаще всего в коалиции) над ключевыми позициями в структурах го­сударственной власти и управления через соревнование с другими партиями в электоральном процессе» (А.Н. Кулик).

д) «Партии — это организованные политические силы, объединяющие граждан одной политической тенденции для мобилизации мнения по определенному количеству целей и для участия в органах власти либо для ориентирования власти на достижение этих требований» (Ж.Л. Кермонн).

18. Каковы критерии деления партий на кадровые, массовые и универсальные? Назовите достоинства и недостатки каждого из указанных типов.

19. На основе известных вам исторических фактов определите различные пути формирования партий.

20. Проанализируйте влияние исторических, национально-куль­турных факторов, типа политического режима, государственно-административного устройства на содержание и формы функци­онирования партий и партийных систем?

21. Назовите страны, где существуют однопартийные, двухпартий­ные и многопартийные системы. От каких факторов зависит ха­рактер партийной системы?

22. Устойчивой тенденцией при переходе от тоталитарной к де­мократической системе является «атомизация» политического пространства. В России действует около 200 политических пар­тий и движений. Столько же было в Португалии после свержения диктатуры Салазара в 1975 г. Это явление вызвано в первую оче­редь:

а) бурным ростом политической активности снизу, когда самодостаточ­ной основой политической организации становится локальный круг единомышленников, друзей, коллег;

б) амбициями отдельных общественно активных личностей, «полити­ческих гладиаторов», добивающихся самореализации на политичес­кой арене;

в) массовой дезориентацией общества, утратившего цель и смысл свое­го существования как единого целого (что всегда характерно для его состояния при тоталитарном правлении) и пытающегося методом проб и ошибок обрести новые общественные идеалы.

23. Чем обусловлена перспектива резкого сокращения числа партий и движений, участвующих в политическом процессе страны?

а) неизбежным объединением и слиянием родственных, близких по про­граммным требованиям партий; появлением нескольких массовых, четко организованных партий, постоянно ведущих партийную работу (пропаганду и агитацию) в обществе;

б) эта перспектива в принципе невозможна в демократическом обще­стве, в котором новые «политические карлики» постоянно воспро­изводятся на политической сцене;

в) реальной борьбой за места в парламенте, вынуждающей многочис­ленные партии блокироваться, но только на период предвыборной кампании;

г) апатией масс, их нежеланием участвовать в политической жизни и ситуацией, при которой немногие политически активные люди при­соединяются к ограниченному кругу партий (как правило, радикаль­но противостоящих друг другу).

 

Учебная игра.

Идейно-политические ориентации российских партий

При подготовке игры следует попросить нескольких студентов познакомиться с программными документами партий, представля­ющих в России различные идейно-политические течения (напри­мер, КПРФ, ЛДПР и «Яблоко») и сопоставить их трактовку следу­ющих вопросов:

а) форма правления;

б) национально-государственное устройство;

в) формы собственности и механизмы хозяйствования;

г) права и свободы граждан;

д) социальная защита;

е) решение национальных проблем.

В ходе учебной игры «представители» конкретной партии кратко излагают ее платформу. Затем проводится анализ и обсуждение этих платформ. Студентам предлагается выяснить: что объединяет и разъединяет платформы этих партий? Какие возможны союзы и коалиции между ними?

Материал о партиях целесообразно представить в сообщениях в форме справок-«визиток» (краткая история эволюции партии, ха­рактеристика ее деятельности, сведения о лидерах и т.д.).

При организации учебной игры необходимо использовать как материалы периодической печати, так и литературу справочного ха­рактера.

Учебная игра завершается (уместнее в форме контрольного за­дания) заполнением студентами таблицы «Программные установки российских политических партий»:

Партия

Форма правления

Национально-государственное устройство

Экономичес­кая модель

Социальная защита

КПРФ

 

 

 

 

ЛДПР

 

 

 

 

«Яблоко»

 

 

 

 

 

 

 

 


Приведенная таблица поможет студентам сравнить програм­мные установки современных и дореволюционных российских пар­тий в переломные периоды истории (см.: Сравнительная таблица русских политических партий: Октябрь 1917 г. Пг., 1917; Полити­ческие партии России (программные документы) /Под ред. В.В. Ря­бова и В.И. Добренькова. М., 1994; Тимошенко В.И. Доктрины российских партий // Вести. МГУ. Сер. 12. Политические науки. 1995. № 4; Лысенко В. Проблемы российской государственности и федерализм: позиции политических партий // Власть. 1995 № 12).

 

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

1. Партия как социальный и правовой институт.

2. Партии на выборах, в парламенте и правительстве.

3. «Железный закон олигархизации» Р. Михельса.

4. Оппозиция и ее роль в политической жизни.

5. Партийные ориентации российского электората.

6. Сравнительный анализ партийных систем в странах СНГ.

7. Сравнительная характеристика партийных систем в развитых и переходных об­ществах.

8. Электоральные стратегии российских партий.

9. «Смеховые» партии в России.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Рос­сийской Федерации: конституционно-правовая основа. М., 1996.

Партии и партийные системы современной Европы. М., 1994.

Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность (становление функционирование, развитие). М., 1996.

Россия: партии, выборы, власть / Под общ. ред. В.Н. Краснова. М., 1996.

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс 1996 № 8.

Холодковский К. Политические партии России и выборы 1995—1996 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРА ТУРА

Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема XII.

Общая и прикладная Политология /Под общ. ред. В.И. Жукова Б И Красно­ва. М , 1997. Гл. XXVII.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996. Гл. 15

Бейме К. Партии // Политология вчера и сегодня. М., 1992. Вып. 4.

Евдокимов В.Б. Политические партии в зарубежных странах: политико-пра­вовые аспекты. Екатеринбург, 1992.

Кисовская Н. Предприниматели и основные политические партии России (1991—1995) // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.

Кулик А. Посттоталитарные партии в политическом процессе: методология ис­следования // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2, 3.

Пушкарева Г.В. Партии и партийные системы: концепция М. Дюверже // Со­циально-политический журнал. 1993. № 9.

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности (Методики рационализации политического процесса) // Полис. 1996. № 5.

Юдин Ю.А. Финансирование политических партий в зарубежных странах // Государство и право. 1996. № 4.

Партийно-политические элиты и электоральные процессы в России. М., 1996.

 

 

 

 

 

 

Тема 8

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Цель семинарского занятия: знакомство с понятием избирательной системы; изучение основных типов избирательных систем; характеристика избирательного права и избирательных процедур; описание технологий избирательных кампаний.

Основные понятия: избирательная система, избирательное право, активное и пассивное избирательное право, избирательная процедура, куриальные выборы, референдум, избирательная кампания, электорат, политический маркетинг, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, смешанная избирательная система.

План семинара

1. Понятие избирательной системы и основные виды выборов.

2. Пропорциональная и мажоритарная системы голосования. Избирательная компания.

3. Избирательная система и выборы в современной России.

 

Контрольные задания, вопросы, тесты

1. Укажите, какие из приведенных понятий и определений соот­ветствуют друг другу:

а) референдум;

б) избирательная кам­пания;

в) электорат;

г) избирательное право;

д) мажоритарная изби­рательная система;

е) политический марке­тинг;

ж) избирательная про­цедура;

з)пропорциональная избирательная сис­тема;

и)куриальные выборы;

к) смешанная избира­тельная система;

л) избирательная сис­тема;

м) активное избира­тельное право;

н) пассивное избира­тельное право.

1. комплекс мероприятий в области исследо­ваний политического рынка, по изучению поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выбо­рах;

2. контингент избирателей, голосующих за какую-либо партию на выборах;

3. избирательная система, при которой из­бранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство го­лосов;

4. мероприятия государства по организации и проведению выборов;

5. особый тип всенародного голосования, объ­ектом которого является не тот или иной кандидат, а какой-либо важный государст­венный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всего населения страны;

6. избирательная система, при которой голо­сование осуществляется по партийным спискам и распределение кандидатов между партиями строго пропорционально числу поданных голосов;

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"