Практикум по курсу "Политология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций

Описание работы

Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практи­ческих занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидакти­ческие) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефера­тов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.

Работа содержит 1 файл

практикум по политологии для студентов.doc

— 895.50 Кб (Скачать)

4. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма?

а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений;

б) ориентация на запросы граждан;

в) стремление к нововведениям;

г) ориентация на ограничение учас­тия граждан в выработке поли­тических решений.

5. Какие идеи отстаивает классический либерализм?

а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства;

б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека;

в) ограничения свободы человека нормами морали, религии.

6. Какие идеи отстаивает современный консерватизм?

а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам;

б) социальное равенство людей;

в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и со­циальную жизнь.

7. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?

а) свобода — равенство;

б) порядок — законность;

в) права человека — справедливость;

г) социальное равенство — равенство всех перед законом;

д) свободная конкуренция — государственное регулирование;

е) индивидуализм — коллективизм.

8. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной эко­номики, свободы личности и ограничению государственного ре­гулирования?

а) социализм;                            б) классический либерализм;              в) фашизм;              г) ни одна из названных.

9. Какая идеология особенно настаивает на приоритете ста­бильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и предан­ности Родине?

а) социализм;                            б) классический либерализм;              в) консерватизм;              г) ни одна из названных.

10 Сторонником какой политической концепции был М.А. Баку­нин?

а) либерализма;              б) анархизма;                            в) национализма;                            г) консерватизма.

11. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приве­денных ниже высказываний:

а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;

б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;

в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;

г) «Способность человека к справедливости делает возможной демо­кратию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходи­мой»;

д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;

е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;

ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое поня­тие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;

з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезнен­но сменить»;

и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколе­ний, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;

к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение кол­лектива»;

л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;

м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;

н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;

о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни поря­док, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».

12. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма...

а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей;

б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обще­стве;

в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого.

В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?

13. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Рос­сийской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

14. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма.

15. Чем отличается структура ценностей классического либера­лизма от структуры ценностей неолиберализма?

16. Раскройте основные положения концепции «демократичес­кого социализма».

17. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демо­кратического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?

18. Проследите эволюцию социалистической (коммунистичес­кой) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях?

19. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику кор­зине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет кор­зинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару».

Сопоставьте социально-политические воззрения коммунис­тов и социал-демократов.

20. В культурно-познавательном и философском отношении кон­серватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из на­званного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества?

21. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому обществен­ная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограни­чивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства ...добровольно делит с меньшинством», оно «про­возглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло со­здать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысло­ватую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое тече­ние современности, о котором столь восхищенно отзывается фи­лософ?

22. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размыш­ления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.

Ценности консерватизма

 

«Антиценности» консерватизма

 

Религиозные и духовные цели политической деятельности

 

 

 

Культ нравственности

 

 

 

Культ традиций, национальной культуры, патриотизма

 

 

 

Авторитет церкви, семьи, школы.

 

 

 

Приоритет интересов
государст­ва над интересами
индивида

 

 

 

 

Сильное иерархическое
государ­ство

 

 

 

 

Прагматизм, здравый смысл, скептицизм

 

 

 

Постепенность и осторожность процесса социальных перемен

 

 

 

Преемственность развития

 

 

 

Историческое единство про­шлого, настоящего, будущего

 

 

 

Свобода и ответственность

 

 


 

23. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверж­дал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идео­логии и пропаганды?

24. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организа­ции, которая была бы чужда самой полной свободе, как индиви­дов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламенти­рующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономи­ческой, так и политической, мы всегда будем протестовать про­тив всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ.

25. Американский институт анализа пропаганды, обобщая прак­тику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обла­дающие, по мнению специалистов, внушительной эффективнос­тью:

1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;

2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спорт­сменов и прочих знаменитостей;

3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и ав­торитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.

4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов ин­форматора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;

5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;

6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирова­ние привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содер­жанием которых последний обычно не задумывается;

7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реак­ции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.

26. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?

а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, суб­лимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);

б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);

в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);

г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);

д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).

27. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулиро­вать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.

По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Мои­сее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философ­ское обоснование. И наконец, третий элемент — это определен­ный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.

Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освобо­дителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и рас­крепощения.

Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколе­ния.

Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные по­литические и социальные стадии — «слева направо» или наобо­рот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.

На материале идеологий либерализма и консерватизма попы­тайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеоло­гии, сформулированные Л. Фойером.

28. В политологической литературе «фашизм» трактуется как...

а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;

б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализ­ма и империализма;

Информация о работе Практикум по курсу "Политология"