Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
4. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма?
а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений;
б) ориентация на запросы граждан;
в) стремление к нововведениям;
г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений.
5. Какие идеи отстаивает классический либерализм?
а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства;
б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека;
в) ограничения свободы человека нормами морали, религии.
6. Какие идеи отстаивает современный консерватизм?
а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам;
б) социальное равенство людей;
в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь.
7. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)?
а) свобода — равенство;
б) порядок — законность;
в) права человека — справедливость;
г) социальное равенство — равенство всех перед законом;
д) свободная конкуренция — государственное регулирование;
е) индивидуализм — коллективизм.
8. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничению государственного регулирования?
а) социализм; б) классический либерализм; в) фашизм; г) ни одна из названных.
9. Какая идеология особенно настаивает на приоритете стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и преданности Родине?
а) социализм; б) классический либерализм; в) консерватизм; г) ни одна из названных.
10 Сторонником какой политической концепции был М.А. Бакунин?
а) либерализма; б) анархизма; в) национализма; г) консерватизма.
11. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний:
а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»;
б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»;
в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»;
г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»;
д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»;
е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»;
ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»;
з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»;
и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»;
к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»;
л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»;
м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»;
н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»;
о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность».
12. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма...
а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей;
б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе;
в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого.
В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации?
13. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
14. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма.
15. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма?
16. Раскройте основные положения концепции «демократического социализма».
17. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демократического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире?
18. Проследите эволюцию социалистической (коммунистической) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях?
19. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару».
Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов.
20. В культурно-познавательном и философском отношении консерватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из названного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества?
21. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства ...добровольно делит с меньшинством», оно «провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло создать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысловатую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое течение современности, о котором столь восхищенно отзывается философ?
22. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.
Ценности консерватизма
| «Антиценности» консерватизма
|
Религиозные и духовные цели политической деятельности
|
|
Культ нравственности
|
|
Культ традиций, национальной культуры, патриотизма
|
|
Авторитет церкви, семьи, школы.
|
|
Приоритет интересов
|
|
Сильное иерархическое
|
|
Прагматизм, здравый смысл, скептицизм
|
|
Постепенность и осторожность процесса социальных перемен
|
|
Преемственность развития
|
|
Историческое единство прошлого, настоящего, будущего
|
|
Свобода и ответственность
|
|
23. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды?
24. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организации, которая была бы чужда самой полной свободе, как индивидов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономической, так и политической, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ.
25. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:
1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет;
2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;
3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации.
4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.;
5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс;
6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается;
7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия.
26. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине?
а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл);
б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви);
в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето);
г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм);
д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз).
27. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны.
По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие.
Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения.
Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения.
Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы.
На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером.
28. В политологической литературе «фашизм» трактуется как...
а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы;
б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма;