Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:29, курс лекций
Издание включает учебно-методические материалы для семинарских и практических занятий, струтурно-логические схемы и таблицы, обучающие (дидактические) игры, вопросы для контроля и самоконтроля, тематику докладов, рефератов и сообщений, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, а также политологический словарь-справочник.
2. Политика и нравственность несовместимы.
Политика и мораль автономны. Н. Макиавелли: мораль — сфера вечного, она регулирует индивидуальные отношения людей посредством добровольного соблюдения ими определенных правил; в политике же господствует целесообразность, в ней выражаются интересы различных социальных групп. «В политике нет морали, а есть только интересы».
3.Политика может быть нравственной или безнравственной в зависимости от обстоятельств.
М. Вебер «примирял» мораль и политику путем разделения сфер их действия: до принятия политического решения политик может следовать своим идейным убеждениям и нравственным принципам, но при принятии решения он должен думать о его последствиях и результатах, учитывая реальные обстоятельства («этика убеждений» и «этика ответственности»).
Проблема связи нравственности с политикой и свободой человека: свободен ли человек или нет, имеет ли он свободу нравственного выбора в своих действиях, в том числе в действиях политических, может ли человек быть нравственным, будучи несвободным?
Средства политики и нравственность. Между Сциллой «нравственных» целей и Харибдой «безнравственных» средств (Макиавелли, Кант, Гегель). «Цель оправдывает средства». Категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Политическая этика.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, сообщений
1. Основное содержание античных проектов политического устройства общества.
2. Мораль и политика в учениях Конфуция и Н. Макиавелли.
3. Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо).
4. Идеи Ш. Монтескье о разделении властей.
5. Проекты идеальной организации общества в «Государстве» Платона и «Политике» Аристотеля: общее и особенное.
6. Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка Идеи Т. Джефферсона о равенстве граждан, свободе и народном суверенитете.
7. Политическая мысль европейского либерализма XIX века: Б. Констан, Дж.С. Милль, А. де Токвиль.
8. Марксизм и традиции европейской политической мысли.
9. Основные идеи европейской консервативной политической философии.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алексеева ТА. Современные политические теории. - М., 2000.
Ачкасов В.А. Политология. Юрайт, 2006 - 691c.
Гаджиев К.С. Политология. - М., 2004
Димидов А.И. Политология. Гардарики, 2005
Каменская Е.Н. Политология. Дашков и К, 2006
Мухаев Р. Т. Политология. - М., 2000.
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. Норма, 2005
Панарин А.С. Политология. – М., 2000.
Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А. Василика. - М., 2001.
Радугин А.А. Политология. – М., 2001.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Алкер X. Политическая методология: вчера и сегодня// Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 35.
Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политология: хрестоматия / Сост. М.А. Василик. - М., 2000.
Амелин В.Н., Дегтярев А.А. Опыт развития прикладной политологии в России // Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность / Отв. ред.-сост. А.Д. Воскресенский. - М., 2000.
Бейме фон К. Политическая теория: эмпирическая политическая теория // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999. - Гл. 22.
Ганнел Д. Политическая теория: эволюция отрасли // Вести. МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования. -1993. - №1.
Гудин Р., Клингенманн Х.-Д. Политическая наука как дисциплина // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Гудина, Х.-Д. Клингеманна. - М., 1999.
Дегтярев А.А. Основы политической теории. - М., 1998.
Ильин М.В., Мельвиль А.Ю., Федоров Ю.Е. Основные категории политической науки // Политические исследования. -1996. -№4.
Истон Д. Политическая наука в Соединенных Штатах: прошлое и настоящее // Современная сравнительная политология / Под ред. Г.В. Голосов, Л.А. Галкина. - М., 1997.
Лебедева М.М., Мельвиль А.Ю. Сравнительная политология, мировая политика, международные отношения: развитие предметных областей // Политические исследования. -1999. -№4.
Мангейм Д., Рич Р. Политология: методы исследования. - М., 1997.
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. - М., 2000.
Тема 2
РУССКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА
Цель семинарского занятия: рассмотреть особенности и основные направления русской политической мысли, трактовки в ней проблем власти и государства.
Основные понятия: «русская идея», славянофильство, западничество, русский революционный радикализм, народничество, евразийство, почвенничество, неомонархизм, «русский византизм», русский анархизм, консерватизм, либерализм, марксизм.
План семинара
1. Особенности и основные направления русской политической мысли.
2. Проблемы власти и государства в русской политической мысли XIX - начала XX в.
Контрольные вопросы, задания, тесты
1. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
а) славянофильство;
б) евразийство;
в) «русская идея»;
г) почвенничество;
д) «русский византизм»;
е) западничество;
ж) народничество.
1. комплекс идей об исторической миссии России, ее месте и предназначении в историческом процессе;
2. направление русской общественно-политической мысли, отрицавшее специфический, самобытный путь развития России и выступавшее за ее реформирование по западному образцу;
3. политико-философская концепция русского мыслителя К.Н. Леонтьева;
4. направление русской общественно-политической мысли, обосновывающее самобытность общественного и государственного развития России;
5. течение в русском консерватизме, обосновывающее идею «национальной почвы» как основы и формы социального и духовного развития России;
6. общественно- политическое направление русского зарубежья, анализировавшее развитие России как особой цивилизации — Евразии — нового историко-культурного, геополитического феномена, исходя из тезиса об особом «месторазвитии» России;
7. общественно-политическое направление, выступавшее за некапиталистический путь развития России, ее переход к социализму через использование коллективистских традиций докапиталистических институтов (общины, артели).
8. Кто из отечественных мыслителей разработал концепцию «свободной теократии»?
а) А.С. Хомяков; б) Л.А. Тихомиров; в) К.Н. Леонтьев; г) B.C. Соловьев.
9. К какому направлению русской политической мысли принадлежал Н.Я. Данилевский?
а) либеральному; б) консервативному; в) анархическому; г) народническому.
10. Кем было разработано учение об идеократическом Государстве?
а) славянофилами; б) большевиками; в) евразийцами; г) западниками.
11. Кто является автором концепции «персоналистического социализма»?
а) Г.В. Плеханов; б) П.Б. Струве; в) НА. Бердяев; г) П.А. Кропоткин.
12. Кто является автором теории «героев и толпы»?
а) П.Н. Ткачев; б) Н.К. Михайловский; в) Н.Я. Данилевский; г) М.М. Сперанский
13. Кто из названных отечественных авторов был представителем христианского социализма?
а) И.А. Ильин; б) С.Н. Булгаков; в) М.Н. Катков; г) Б.Н. Чичерин.
14. Кому принадлежит идея образования Всеславянской федерации (с Константинополем как столицей)?
а) К.Н. Леонтьеву; б) Н.А. Бердяеву; в) П.И. Пестелю; г) Н.Я. Данилевскому.
15. Кто из русских мыслителей пришел к выводу об исторической перспективности монархий как результата длительного исторического развития государственных систем?
а) B.C. Соловьев; б) И.В. Киреевский; в) Л.А. Тихомиров; г) К.С. Аксаков.
16. Представителям, каких направлений русской политической мысли принадлежали следующие высказывания:
а) «Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности»;
б) «Тот слишком подвижный строй, который придал всему человеческому эгалитарный и эмансипационный прогресс XIX века, очень непрочен и... должен привести или о всеобщей катастрофе, или к медленному, но глубокому перерождению человеческих обществ на совершенно новых и вовсе не либеральных, а, напротив того, крайне стеснительных и принудительных началах»;
в) «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость; социализм без свободы — это рабство и скотство»;
г) «Всякое длящееся правление, будь оно единодержавным, народодержавным или иным, есть та или иная форма осуществления идеалоправства. Более реально и ощутимо, чем люди и учреждения, народами и странами правят идеи»;
д) «Русский народ государствовать не хочет... Он хочет оставить для себя свою не политическую, свою внутреннюю общественную жизнь, свои обычаи, свой быт, — жизнь мирную духа, свободы общественной, — народной жизни внутри себя...»;
е) «Политическая власть, в собственном смысле слова, это — организованное насилие одного класса для подавления другого»;
ж) «Глубоко религиозный и монархический характер русского народа, некоторые пророческие факты в его прошлой огромная и сплоченная масса его империи, великая скрытая сила национального духа..., — все это указывает, по-видимому, что исторические судьбы судили России и дать Вселенской церкви политическую власть, необходимую ей для спасения и возрождения Европы и мира».
17. Рассуждая о психологии русского народа, национальном характере, о «душе России», Н.А. Бердяев в работе «Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности» (М., 1990) подчеркивал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно сразу же признав антиномичность России, жуткую ее противоречивость... Россия — самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; все в России превращается в орудие политики... Русский дух хочет священного государства в абсолютном и готов мириться со звериным государством в относительном... Душа России — не буржуазная душа, душа, не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно... Созревание России до мировой роли предполагает ее духовное возрождение».
Как, на ваш взгляд, соотносятся эти мысли Бердяева с общественно-политическими процессами в современной России, насколько они актуальны сегодня?
18. Русский мыслитель И.А. Ильин отмечал: «История как бы вслух произнесла некий закон: в России возможны или единовластие, или хаос; к республиканскому строю Россия не способна. Или еще точнее: бытие России требует единовластия — или религиозного и национально укрепленного единовластия чести, верности и служения, т.е. монархии; или единовластия безбожного, бессовестного, бесчестного, и притом антинационального и интернационального, т.е. тирании».
Рассмотрите проблему возрождения монархии в современной России. Восстановление в России монархической формы правления:
а) необходимо и возможно;
б) необходимо, но в настоящее время невозможно;
в) возможно, но не нужно;
г) невозможно и не нужно.
19. Сравните две позиции по вопросу о соотношении морали и политики:
а) «Как нравственность христианская имеет в виду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие Царствия Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей - народов, племен и государств» (В.С. Соловьев).
б) «Морали в политике нет, а есть только целесообразность» (В.И. Ленин).
20. В своих «Философических письмах» П. Чаадаев, как известно, отверг внутреннее религиозно-культурное сродство России и Запада. Вспомним его рассуждение: «Абиссинцы тоже Христиане, ну и что из этого?»
Со своей стороны другой российский мыслитель — В. Вейдле — защищал идею о том, что христианство обрекает Россию быть частью Европы, термин «Евразия» представляется ему нонсенсом: если считать Россию «Евразией», то Испания окажется «Еврафрикой», ибо мавританское влияние было там не меньшим, чем, скажем, татарское на Руси.
Сопоставьте воззрения П. Чаадаева и В. Вейдле. Аргументируйте свою позицию по проблеме «Россия — Запад».
21. Н.А. Бердяев одним из первых отметил парадоксальность политической культуры России, ее «антиномичность и жуткую противоречивость». Он указал на двойственность и иррационализм «русской души» — поразительный симбиоз анархизма и этатизма, готовности отдать жизнь за свободу и неслыханного сервилизма, шовинизма и интернационализма, гуманизма и жестокости, аскетизма и гедонизма, «ангельской святости» и «зверской низости».
Каковы, на ваш взгляд, причины отмеченного Бердяевым феномена?
22. В чем истоки великодержавности в сознании русского народа? Как возникла идея «Третьего Рима»? Чем обличается русская великодержавность от имперского сознания Других народов (имперских идеалов Древнего Китая, Древнего Рима, Великобритании XVIII—XIX вв., современных США)?