Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:09, реферат
Понятием "либерализм" (лат.-свободный) принято обозначать идеологическое и политическое течение, отстаивающее частную, индивидуальную свободу. Либерализм-творение западной культуры. Обоснованный Д. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, А. Смитом XVII—XVIII вв., он получил широкое развитие в виде классического либерализма в XIX в. в сочинения Б. Констана, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, И. Бентама, А. Токвиля, Д. Ст. Милля, Г. Спенсера др. представителей социально-философской и общественно-политическской мысли. ''Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''
Теории ''естественного права'' и ''общественного договора'' составили основу доктрины классического либерализма - идейно- политического течения, основными требованиями которого стали свобода предпринимательства и обеспечение основных политических свобод.
''Участники английской
Робеспьер, Марат, Сен-Жюст и другие видные якобинцы были горячими последователями теории ''общественного договора'' Руссо. Идеи ''общественного договора'' легли в основу ''Декларации прав человека и гражданина'', принятой Учредительным собранием 26 августа 1789 года, в которой было записано: ''Люди рождаются свободными и равными в правах''.
Многие идеи либерализма
Современное
демократическое государство - это
государство правовое; в котором на практике
осуществлён принцип разделения властей
и созданы реальные механизмы защиты прав
и свобод граждан.
1.2. Этические основы
учения Иммануила Канта
о праве и
государстве.
Родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724-1804) в систематизированной форме обосновал политическую доктрину либерализма. Кантовская формулировка сущности права “прав любой поступок, <...> согласно максиме которого свобода произволения каждого совместима со свободой каждого в соответствии со всеобщим законом”; до сих пор считается наиболее полным и совершенным выражением этики либерализма. Сходные по смыслу высказывания делались, разумеется, и до Канта; однако все они были более или менее забыты. Кант считал либерализм учением, единственно соответствующим разуму, и подвёл под него философско-этическую основу.
Учение о праве Кант в основном изложил в работах: ''Основы метафизики нравственности'' (1785); ''Критика практического разума'' (1788); ''К вечному миру'' (1795) и ''Метафизика нравов в двух частях'' (1797), где он с позиций ''практического разума'' даёт рационалистическое обоснование учения о праве и государстве.
Философские основы политико-
По Канту, есть не только разумное, но и деятельное существо. Деятельностное начало человеку дано от природы, так как от природы у него есть свобода воли. По своей природе человек склонен, с одной стороны, к общению с себе подобными, с другой - к изоляции от общества. Отсюда, в человеке коренятся и доброе начало, и радикально злое. В силу зависти, эгоизма и других свойств человек преодолевает лень и пытается занять своё собственное положение в обществе, а ближние ему отвратительны, но он в них нуждается. Развитие честолюбия, корыстолюбия, зависти является первым шагом от грубости к культуре. Радикально злое в человеке приводит, в конечном счёте, к прогрессу в культуре. Следовательно, всемирная история идёт к прогрессу культуры. К этому прогрессу ведут антиномии, присущие человеческой личности.
Необходимость аппарата
В основе учения Канта о праве и государстве лежит, уже упоминавшийся постулат: поступай так, чтобы максима твоей воли могла бы быть в то же время принципом всеобщего законодательства. Кант утверждает, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью.
Главную цель учения о
''Принцип приоритетности
Кант выводит следующий
Кант разграничивает моральное и легальное поведение, право с объективной стороны и право с субъективной стороны. Моральным можно назвать такое поведение, которое продиктовано внутренним сознанием долга. Правовое же основано на выполнении предписаний закона, независимо от того какими были внутренние мотивы субъекта. Моральное поведение - сфера мотивов, в основе которой лежит особая моральная справедливость. Право - внешнее поведение; в основе его - внешние проявления воли. Здесь мотивы не важны. Власть не должна указывать, как поступать личности, и не должна регулировать свободу мысли. Государство не может задавать этические каноны. В сферу мотивов поведения, душевных побуждений, по Канту, государство не должно вмешиваться, нельзя заставлять человека быть счастливым и свободным. Право с объективной стороны заключается в подчинении всех общему моральному закону, а право с субъективной стороны характеризуется тем, что каждый должен согласовывать свой произвол (свободу) со свободой (произволом) каждого другого человека.
С другой стороны, Кант
Иммануил
Кант создал свою оригинальную
концепцию естественного права.
Эти законы, по мнению Канта, могут быть сформулированы как императивы, то есть безусловные правила: 1)''поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы''; 2)''поступай так, чтобы твоя свобода сочеталась со свободой других по общему закону свободы''. В этих императивах заключена кантовская идея естественного права, под власть которого должны поставить себя каждое государство и издаваемые им законы.
Самым ценным и существенным во всей кантовской теории является принцип, согласно которому каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было планов, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличающийся от всей остальной природы, следовательно, в своём поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и абсолютен и потому безусловен.
Кант разделяет правовые
первый - естественное право, т.е. совокупность нравственных норм, или принципы, продиктованные практическим разумом;
второй - положительное право, основанное на воле законодателя, которое должно соответствовать естественному праву, т.е. требования категорического императива, и плюс сила принуждения;
третий - справедливость, т.е. совокупность притязаний индивида, не обеспеченных принуждением.
Право Кант разделяет на частное и публичное. Рассматривая их соотношение, он выступает сторонником отграничения гражданского общества от государства. Частное право, по Канту - это отношения индивидов как частных собственников. В сфере должного данные отношения должны строится на основе свободы, равенства, независимости, так как это вытекает из принципов естественного права. Основной признак права - формальное равенство: в гражданском обществе люди являются формально равными. Формальное равенство может быть только в свободе. Не должно быть привилегий в сфере права. ''Будь человеком, действующим по праву… Не поступай с кем-либо не по праву''. Кант выступает вслед за основоположниками либерализма Локком, Монтескье и Руссо против средневекового неравенства, против права-привилегии. Право должно быть обязательным, так как цель человека - совместить свой произвол (свободу) с произволом (свободой других). Но для соблюдения права необходимо принуждение, осуществлять принуждение, по Канту, должно государство. Последовательно от нравственности Кант переходит к праву и от права к государству, которое должно базироваться на требованиях категорического императива и соответственно на принципах права. Отсюда Кант выводит идею правового государства.
Под правовым Кант
Кант представляет государство
как соединение множества
Идею народного суверенитета
Кант выводит из теории
Продолжая традицию
Государство, по Канту, должно строится на основе взаимной ответственности личности и государства. Государство и гражданин - равные субъекты права. Деятельность государства основана на правовых законах, а эти законы, в свою очередь, должны соответствовать правовым принципам, суть которых составляют естественные права человека. Кант выделяет права и свободы граждан как членов государства: ''Объединённые для законодательства члены такого общества (societas civilis), то есть государства, называются гражданами (cives), а неотъемлемые от их сущности (как таковой) правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал своё согласие; гражданское равенство - признавать стоящим выше себя только того в составе народа, на кого он имеет моральную способность налагать такие же правовые обязанности, какие этот может налагать на него; в-третьих, атрибут гражданской самостоятельности - быть обязанным своим существованием и содержанием не произволу кого-то другого в составе народа, а своим собственным правам и силам как член общности, следовательно, в правовых делах гражданская личность не должна быть представлена никем другим''. Кант в числе других гражданских прав выделяет и избирательное право.
Информация о работе Либеральные политические теории XVII-XIX века