Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 22:58, контрольная работа
Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.
Введение……………………………………………………………………………………..…………..3
1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта.……………………………………………………………………………………….………..…….5
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера …………………………...9
3. Практическое задание………………………………………………………..…………14
Заключение……………………………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………….
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО –
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Социология»
Тема: «Возникновение теоретической социологии XIX века»
Вариант №3
Исполнитель:
Студент 1 курса
факультет Менеджмент и маркетинг
л.д. № 11 МЛД 10840
Ф.И.О. Рогожина Дарья Александровна
Преподаватель: Блок А.Ю.
Содержание:
Введение………………………………………………………… |
1. Основные социологические идеи позитивистской
теории О. Конта.……………………………………………………………… |
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера …………………………...9 |
3. Практическое задание……………………………………………………….. |
Заключение…………………………………………………… |
Список литературы………………………………… |
Введение
Первые научные представления
о сущности общества и закономерностях его функционирования
были высказаны на заре человеческой цивилизации.
Зачатки социологических идей можно обнаружить
в древних преданиях и мифах, трудах великих
мыслителей эпохи античности, средневековья
и Нового времени.
В эпоху Нового времени, эпоху расцвета
естественных наук, классической европейской
философии, возникает впервые и замысел
создания науки об обществе, такой же точной,
как науки естественные. В XIX в. настает
время выхода из рамок философии социологии
— науки, изучающей самую сложную форму
движения материи — общественную. Это
произошло в Западной Европе, где тогда
наиболее развито было теоретическое
осмысление процессов окружающей действительности.
Кроме этой предпосылки причинами становления
социологии были переход к рынку и связанные
с ним усложняющиеся социальные процессы.
Прежде всего — остро заявившая о себе
необходимость осмыслить на качественно
новом уровне диалектику прав и обязанностей
гражданина и государства, которую тогда
определял бурно развивающийся капиталистический
способ производства. Лозунги «Свобода»,
«Равенство», «Братство», с которыми на
заре XIX в. произошла Великая французская
революция, в той или иной степени становились
политическими, правовыми и нравственными
реалиями в более развитых странах Западной
Европы и в Северной Америке.
Экономический уклад капитализма с необходимостью требовал и добивался освобождения своей основной производительной силы — рабочих от традиционных для феодального общества кастовых, сословных, религиозных и других ущемлений и преследований. Понятно, что данные изменения происходили не сразу и весьма болезненно, что определялось специфическими традициями и укладом страны, порождая разного рода социальные конфликты. Кроме того, именно с середины XIX в. формируется статус науки в ее современном понимании как производительной силы. Поэтому среди других наук об обществе в тот период именно социология с ее универсальным и методологическим, и прикладным характером формировалась и развивалась наиболее ощутимо.
1. Основные социологические идеи позитивистской теории О. Конта
Огюст Конт (1798—1857) —
мыслитель, чей вклад в науку
отнюдь не ограничен введением термина
«социология» — достаточно резко
противопоставил новую
О. Конт считал, что социология должна основываться на фактах и исследовать, подобно естествознанию, социальные явления эмпирически и аналитически. Это позволит ей уйти от умозрительных абстрактных построений и стать «позитивной», т.е. способной положительно решать проблемы жизни общества. Постоянно сравнивая социологию с доминировавшим в то время естествознанием, Конт называет ее социальной физикой, имея в виду создание позитивной науки об обществе, развитие которой позволит открыть его фундаментальные законы.
Аналогия, а временами и отождествление социологии с социальной физикой привели Конта к выделению в ней социальной статики и социальной динамики. Социальная статика изучает общество как состояние целостности и равновесия его элементов, социальная динамика — как развитие и переход от одного состояния социальной мысли и общества к другому.
Основным методом в социологии является, по Конту, наблюдение социальных фактов. Оно придает науке объективность, поскольку сам наблюдатель имеет дело с фактами, существующими до и независимо от него. Вторым по значимости методом социологии Конт считал эксперимент, под которым понимал наблюдение за изменением предмета, процесса, явления в результате специально создаваемых условий. Третий из широко используемых им методов — сравнительный — состоял в сопоставлении жизни различных народов. Четвертый метод исследования, применяемый в социологии, по мнению Конта, это - исторический, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Исторический метод - метод исторического сравнения различных последовательных состояний человечества. Только сопоставляя целую серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества.
Однако Конт замечает,
что все индуктивные
Рассуждения о методах социологии — один из наиболее рациональных аспектов системы Конта.[1, C. 29].
Двумя главными категориями социологии, согласно О. Конту, являются социальная статика и динамика. Социальная статика предполагает, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой - анализ социальных элементов, определяющих общественный консенсус, т.е. превращающих совокупность индивидов или семейств в коллектив, делающих из множества социальных институтов целостное единство. Таким образом, социальная статика приводит к пониманию условий установления и сохранения порядка всякой социальной общности и общества в целом. Социальная динамика, в отличие от статики, изучает последовательные этапы, которые проходит общество в своем развитии. Поэтому она сосредоточивает внимание на метаморфозах, осуществляющихся в процессе развития общества.[2, С. 54].
Идея объединения наук, сведения всей совокупности знания к ограниченному числу простых и ясных положений, например к законам Ньютона, была популярной еще в XVIII веке. Однако Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически не сводятся к простым законам физики. Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческому (по времени и последовательности возникновения), логическому (от абстрактного к конкретному), по сложности предмета исследования (от простого к сложному), по характеру связи с практикой. В результате основные науки расположились в следующем порядке: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология.
Математика, с его точки зрения, меньше всего зависит от других наук, является наиболее абстрактной, простой и отдаленной от практики и поэтому возникла раньше всех других форм научного познания. Социология напротив - непосредственно связана с практикой, сложна, конкретна, возникла позже других, так как опирается на их достижения.
Главный закон социального прогресса у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.
В теологическую эпоху люди верят сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.
В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая метафизикам и литераторам, поглощена мирской, принадлежащей законодателям и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно оборонительной.
Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется «учеными», мирское - «индустриалами». Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.
Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармонией в обществе называется согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества – политической, экономической, духовной, биологической и т.д. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе достигается тогда, когда политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи – с другой, гармонируют между собой.
Значение научного вклада
О.Конта состоит в том, что он
впервые обосновал
2. Эволюционная социология
Диапазон научных интересов Герберта Спенсера довольно широк, но все, же наиболее значителен вклад его в социологию. Как и Конт, Спенсер был одним из выдающихся умов своего времени. Он создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении - «Системе синтетической философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Г. Спенсер является основателем органической школы в социологии. Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты». Г.Спенсер разделял основной взгляд Конта, по которому социология, непосредственно примыкая к биологии, составляет с ней «физику организованных тел» и рассматривает общество как своего рода организм. Правда, Спенсер помещает между биологией и социологией психологию, но это не оказало заметного влияния на его представление об обществе. Спенсер был не согласен с идеей Конта о том, что весь социальный механизм покоится на мнениях и что идеи управляют миром, вносят в мир перевороты. Таким образом, можем отметить, что Спенсер, как и Конт, стоит за психологическое объяснение «социального механизма», хотя это и не вяжется с его аналогией общества с биологическим организмом. Попытка объяснить явления, происходящие в общественной жизни, биологическими аналогиями во многом связана с теорией Дарвина. Появившись в середине XIX века, она оказала сильное влияние на социологию, породив различные биологизаторские социологические концепции, в том числе и социал-дарвинистские. Суть последних состояла в том, что их авторы переносили на общество и доводили до логического конца принципы естественного отбора и борьбы за существование, видя в них универсальную модель эволюционного процесса.
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера — эволюционизм. По его определению эволюция — это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое — общество — не может и не должно поглощать отдельную личность. Отсюда существенным измерением социального прогресса Спенсер считает переход от общества, в котором личность целиком подчинена социальному целому, к такому состоянию, при котором социальный организм или общество «служит» составляющим его индивидам. Социальное равновесие истолковывалось Спенсером как результат приспособительных действий, гармонии интересов, а также компромиссов в действиях людей и социальных институтов. Равновесие устанавливается как некая сбалансированность во взаимоотношениях людей и выступает как фактор стабильности общества. Спенсер анализирует многочисленные проявления социального равновесия, в том числе равновесия между эмоциями людей и их образом действий, между народонаселением и средствами существования, между спросом и предложением, наконец, между функционированием государственных учреждений и поведением граждан, обществом и личностью. Спенсер излагает свое видение проблемы распада общества как процесса, обратного социальному равновесию, гармонии и стабильности. Распаду общества предшествует его упадок. Этот процесс совершается, прежде всего, под воздействием внутренних причин, а также внешних.
Большое внимание Спенсер
уделил уточнению и разработке понятийного аппарата
социологии. Так он анализирует понятия
общества, социального роста, социальной
структуры, социальных функций различных
систем и органов общественной жизни.
Герберт Спенсер понимает общество как
целостный организм, аналогичный биологическому
организму. Это сложный организм, состоящий
из взаимосвязанных и взаимозависимых
клеток и органов. Эти клетки и органы
связаны в единую систему и выполняют
специфические функции в составе организма.
Общество обнаруживает явление постоянного
роста, по мере его возрастания, части
его, становясь несходными друг с другом,
обнаруживают увеличение сложности строения.
Эти несходные части принимают на себя
выполнение несходных функций; эти функции
не только различны между собою, но еще
эти различия находятся в таких отношениях
друг к другу, что делают возможными одни
другие. Являющаяся таким образом взаимная
помощь вызывает взаимную зависимость
всех частей общества. Эти взаимозависимые
части, живя при помощи, друг друга и друг
для друга, образуют агрегат, построенный
на том же самом общем начале, как и индивидуальный
организм. Можно сказать, что он заложил
фундамент формирования понятийной системы
социологии, а также структурно-функционального
метода. В значительной степени этому
способствовали аналогии человеческого
общества с биологическим организмом,
которые он проводил. Безусловно, он делал
различие между биологическим организмом
и процессами общественной жизни. Главный
смысл различия Спенсер видел в том, что
в живом организме элементы существуют
ради целого, в обществе — наоборот.[3,
С. 48-49].
Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX века