Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:13, реферат
Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного строя России переходило от самодержавия с Боярской думой, от сословно-представительской монархии к чиновничье-дворянской монархии, к абсолютизму. Абсолютизм - вся власть принадлежит монарху. В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровских реформ, но уже с “Соборного уложения” 1649 г. прослеживаются попытки перехода к новым формам организации власти. Появляется титул “самодержец”. В царствование Алексея Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским собором в 1649 г. было принято “Соборное уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных на 967 статей.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА РОССИИ В 15-17 ВЕКАХ
Во 2-ой половине 17 в. развитие государственного
строя России переходило от самодержавия
с Боярской думой, от сословно-представительской
монархии к чиновничье-дворянской монархии,
к абсолютизму. Абсолютизм - вся власть
принадлежит монарху. В России абсолютная
монархия сложилась в ходе петровских
реформ, но уже с “Соборного уложения”
1649 г. прослеживаются попытки перехода
к новым формам организации власти. Появляется
титул “самодержец”. В царствование Алексея
Михайловича Романова (царев. 1645-1676) Земским
собором в 1649 г. было принято “Соборное
уложение”, состоявшее из 25 глав, разделенных
на 967 статей. 1-9 главы содержали статьи
о государственном праве, 10-15 - излагали
устройство судопроизводства, 16-20 - формулировали
право на холопов, 21-25 - урегулировали второстепенные
вопросы. Оно разрешало обмен вотчин на
поместья и наоборот, положило начало
слиянию бояр и дворян в один класс-сословие.
Черносошным крестьянам было запрещено
записываться в дворянство, было введено
подворное обложение: единицей взимания
налогов становился крестьянский или
посадский двор. Все сословия были закреплены.
С 80-х г. 17 в. прекратился созыв Земских
соборов. Были внесены изменения в приказную
систему: несколько приказов подчинялись
одному лицу, в систему управления на местах:
на места посылались воеводы. В 1682 г. было
отменено местничество: стал выдвигаться
принцип служебного соответствия; был
открыт доступ к управлению страной выходцам
из дворян и приказных людей. Во 2-ой половине
17 в. были попытки реорганизации армии:
собирались полки из простого люда - пехота,
конница и смешанного строя. Эти полки
собирались только на время войны, а после
ее окончания распускались. Произошел
конфликт между руководством церкви и
государством (Никон доказывал, что “священство”
выше “царства”). С 1677 по 1681 Россия воевала
с Турцией (правил Федор Алексеевич 1676-1682).
В 1681 был заключен Бахчисарайский мирный
договор. По нему Днепр становился границей
между Россией и Крымским ханством. Левобережная
Украина присоединялась к России, земли
между Днестром и Бугом считались нейтральными
(их нельзя было заселять). В 1682 произошло
Московское восстание, которое длилось
3 дня. Власть находилась в руках стрельцов.
По их требованию, первым царем был провозглашен
Иван, вторым Петр, а до их совершеннолетия
назначалась регентша - царевна Софья.
Софье обманом удалось казнить начальника
Стрелецкого войска Хованского и власть
перешла к ней в руки, но фактически правителем
был ее фаворит князь В.В. Голицын. В 1686
был заключен “Вечный мир” с Польшей.
Русская армия предприняла 2 неудачных
похода против Крымского ханства (1687, 1689).
После смерти царя Ивана в 1696 установилось
единовластие Петра 1. Первое, что сделал
Петр, он продолжил войну с Крымом. В 1695
был совершен 1-ый Азовский поход, который
был неудачным, а 2-ой в 1696, в результате
которого, блокировав Азов с моря, русские
войска овладели городом. 1697-1698 - “Великое
посольство” Петра 1 в Европу, в ходе его
Петр убедился, что сложилась благоприятная
обстановка в борьбе за Балтику. Петр прервал
поездку, т.к. получил донесение о восстании
стрельцов в Москве(1б98). Но еще до приезда
Петра мятеж был подавлен правительственными
войсками (более 1000 стрельцов были казнены).
Стрелецкое войско подлежало расформированию.
Органы государственной
власти в XVII веке и в Петровское время
В XVII веке идет процесс укрепления самодержавных
институтов по отношению к институтам
боярского представительства. В практику
входит, что руководители исполнительных
органов власти, приказов, отчитываются
теперь непосредственно перед царем, а
не перед боярами из Думы, сами думские
бояре участвуют в работе приказов. Создается
Тайный приказ, канцелярия царя, важный
орган, вообще неподконтрольный Боярской
Думе. Во второй половине XVII века вводятся
в практику единоличные законодательные
акты Царя, несогласованные с Думой, их
число постоянно растет и превышает боярские
приговоры-решения более чем в десять
раз.
Наряду с потерей властных полномочий
Думой, теряют свою роль и Земские собрания.
Если принятое на Земском соборе 1649 года
Соборное Уложение явилось значительным
государственным решением, то уже спустя
всего четыре года Земские Соборы становятся
совещательными органами при Царе, а после
вообще их перестают собирать.
Исполнительные органы власти – приказы
– прошли в своем развитии пик расцвета
и стали погружаться в пучину бюрократической
громостскости. К концу века приказов
насчитывалось огромное количество, среди
них были как отраслевые, ответственные
за какую-либо сферу государственной жизни,
так и территориальные, отвечающие за
дела территорий. Приказы погрязли в бюрократизме,
взятничестве и волоките и превратились
в неэффективные органы государственного
управления.
Петровское время.
Отсутствие морских торговых путей и связей
с зарубежными государствами к началу
XVII века обусловили некоторое отставание
Русского государства от других передовых
стран того времени. Неэффективная система
государственного управления, основанная
на боярской думе и системе приказов, не
могла решить эту проблему. Реформа государственного
аппарата, проведенная Петром Великим,
смогла повысить эффективность государственного
управления и решить как проблему выхода
к морям, так и проблему технического отставания.
Реформам подверглись функции всех органов
государственной власти:
Единоличный орган – царь,
Коллективный орган – Дума,
Центральные органы исполнительной власти
– приказы,
Церковь, как орган, частично выполняющий
государственные функции,
Местные органы власти.
Судебные органы
Царь. Весь предыдущий
период истории, начиная со времен призыва
на княжение Рюрика и до Петра Великого,
основным аспектом существования высшей
власти в стране были взаимоотношения
двух высших органов государственной
власти – единоличного: князя или царя
и коллективного, вече или боярской думы.
В начале XVII века этот аспект проявился
новым качеством – единоличная власть
первого должностного лица, царя, полностью
подчинила себе коллективный орган и отныне,
царь перестал разделять с ним власть,
а подчинил его себе и наделял некоторыми
полномочиями по своей воле и поручениями.
Боярская дума с первых лет петровского
правления стала собираться все реже и
реже, ее численность сократилась почти
вдвое, внутри Думы выделилась группа
бояр, которые образовали промежуточный
орган – Консилию – куда ходили и бояре,
главы приказов. Позже, по решению царя,
и ее функции отошли к Сенату – назначаемому
царем совещательному органу. Сам царь,
повысив свой статус, принимает титул
Императора. Сенат, первоначально, был
органом, замещающим царя во время его
отсутствия, позже – контрольным органом
за работой исполнительных органов власти.
Исполнительные органы государственной
власти – приказы – были реформированы
в петровское время в коллегии. Приказная
система была запутана, насчитывала 44
учреждения, разделяющихся, как по отраслевому,
так и по территориальному признаку. Многие
приказы пересекались по функциям, имели
одного руководителя, частично общий штат.
Петр на их месте создал 12 коллегий, важнейшими
из которых были три: Иностранных дел,
Военная, Адмиралтейская. Коллегии отличались
от приказов коллегиальным (совместным)
обсуждением и решением дел, единообразием
организационного устройства, делопроизводства
и более четкой компетенцией. Коллегии
подчинялись царю, контролировались Сенатом,
сами, в свою очередь, управляли местными
органами, в рамках своего направления.
С 1722 года каждая коллегия имела свой филиал
в старой столице – Москве.
Церковь. В 1700
году после смерти Патриарха, Царь Петр
решил «обождати» с выбором нового Патриарха
и на место главного священника был назначен
исполняющим обязанности рязанский митрополит,
сторонник царя и высокообразованный
деятель. В 1921 году на уровне духовной
коллегии был учрежден святейший Синод.
Таким образом царь установил самодержавный
контроль на только над боярской Думой
, но и над Церковью, превратив ее, во многом,
в часть государственного аппарата. Действия
Петра Великого укладывались в рамки русской
традиции, так как в свое время другой
единоличный правитель Владимир Великий
(Креститель, Красное Солнышко) своей волей
придал церкви официальный статус в русском
государстве. Святейший Синод во времена
Петра контролировался специальным государственным
чиновником, обер-прокурором.
Местные органы.
Допетровское административное деление
не было единообразным, а деятельность
местных органов – эффективной. Петр разделил
территорию страны на 8 губерний, позже
их стало 11. Губернаторы получили чрезвычайные
полномочия: каждый из них имел административные,
полицейские, финансовые и судебные функции,
а также являлся командующим всех войск,
расположенных в подведомственной ему
губернии. Территории губерний для лучшей
управляемости были разделены на провинции.
Фактически данная схема не была местным
самоуправлением, а была государственным
центральным управлением территориями.
Собственно местное самоуправление было
не сильно развито, но купечество, ремесленники
и мелкие торговцы городов получили право
выбирать из своей среды бурмистров, объединившихся
в бурмистерские (земские) избы, для решения
вопросов своего уровня.
Судебные органы. Реформа
судебных органов при Петре привела к
созданию судов двух иерархий – нижних
судов, которые судили сельских и городских
жителей, и т. н. надворных, губернских
судов, по одному в каждой губернии. Контрольными
органами над судами были Юстиц-коллегия,
а над ней, высшая инстанция – Сенат. Основной
смысл реформы – отделение функций нижних
судов от функций управляющей администрации.
Разделений функций не прижилось в России
и вскоре судебная деятельность вновь
перешла к администрации.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
РОССИИ 15-17 ВЕКОВ
Социальная структура русского общества
17 века вполне соответствовала феодальным
отношениям, устоявшимися в данное время
на Руси. Одним из главных, важных и знатных
сословий в русском обществе 17 века было
боярство. Бояре – были потомками бывших
великих и удельных князей. Боярские семьи
служили царю, и занимали руководящие
должности в государстве, бояре владели
большими земельными участками – вотчинами.
Дворяне, занимали более привилегированное
положение в русском обществе 17 века. Они
составляли высший уровень государевых
людей, служивших отечеству. Дворяне владели
поместьями, которые передавались по наследству,
при условии продолжения службы наследника
государю. К середине 17 века, дворяне стали
главной опорой царской власти в России.
Стоит отметить, что единственным дворянским
титулом, переходящим по наследству был
титул князя, а первый князь - князь Soudal,
принявший титул от покойной матери. Остальные
чины не наследовались, а присваивались,
и в первую очередь, они означали должность,
однако постепенно они утратили своё служебное
значение.
Наиболее четкая иерархия, отражающая
служебное значение была в чинах стрелецкого
войска. Командирами полков были полковники,
командиры отдельных отрядов полуполковники,
далее шли головы и сотники.
В 17 веке в русском обществе, большинство
чинов не имело четкого разделения по
роду деятельности. Высшими считались
думные чины, люди которые были близки
к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий,
боярин. Ниже думных чинов находились
чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник,
стряпчий, военачальник, дипломаты, составители
писцовых книг, жильцы, дворянин московский,
дворянин выборный, дворянин дворовой.
К низшим слоям служивых людей относились
служилые люди по набору. Это были стрельцы,
пушкари, служилые казаки. Крестьянство
в русском обществе 17 века состояло из
двух категорий – владельческой и государственной.
Владельческими были крестьяне, жившие
в вотчинах или поместьях. Они работали
на своего феодала. Государственные крестьяне
проживали на окраинах России, они несли
тяготы в пользу государства. Их жизнь
была несколько лучше, чем у крестьян не
государственных. Еще была одна каста
крестьян, о которой стоит сказать. Это
Дворцовые крестьяне, они имели собственное
самоуправление и подчинялись только
дворцовым приказчикам.
Городское население общества 17 века,
называлось – посадскими людьми. В основном
это были торговцы и ремесленники. Ремесленники
объединялись в слободы, по профессиональному
признаку. Ремесленник, как и крестьяне
17 века несли тягло в пользу государства.
Особое сословие в обществе 17 века составляло
духовенство. Представителями этого сословия
были архиереи, монахи и священники.
Были и в обществе 17 века простые, вольные
люди. Это, прежде всего казаки, а так же
дети священников, служилых и посадских
людей.
В русском обществе 17 века резко увеличилось
численность сословия служивых феодалов
землевладельцев. Феодальное сословие
стало унифицированным, увеличилось число
землевладельцев.
Тяжелое положение низших слоев населения
в русском обществе 17 века привело к усилению
социальной нестабильности, и народных
бунтов.