Либеральные политические теории XVII-XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 14:09, реферат

Описание работы

Понятием "либерализм" (лат.-свободный) принято обозначать идеологическое и политическое течение, отстаивающее частную, индивидуальную свободу. Либерализм-творение западной культуры. Обоснованный Д. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, А. Смитом XVII—XVIII вв., он получил широкое развитие в виде классического либерализма в XIX в. в сочинения Б. Констана, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, И. Бентама, А. Токвиля, Д. Ст. Милля, Г. Спенсера др. представителей социально-философской и общественно-политическской мысли. ''Термин ''либерализм'' происходит от латинского ''liberalis'' - свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''

Работа содержит 1 файл

реферат. либеральные политические теории.doc

— 175.00 Кб (Скачать)
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

 
 

Понятием "либерализм" (лат.-свободный) принято обозначать идеологическое и политическое течение, отстаивающее частную, индивидуальную свободу. Либерализм-творение западной культуры. Обоснованный Д. Локком, Ш. Монтескье, И. Кантом, А. Смитом XVII—XVIII вв., он получил широкое развитие в виде классического либерализма в XIX в. в сочинения  Б. Констана, Т. Джефферсона, Дж. Мэдисона, И. Бентама, А. Токвиля, Д. Ст. Милля,  Г. Спенсера др. представителей социально-философской и  общественно-политическской мысли. ''Термин ''либерализм'' происходит от латинского  ''liberalis'' -  свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису. У древних греков  он олицетворял экстаз, энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение''.Из этого закономерно вытекает то, что все  определения  либерализма включают в себя идеи личной  свободы  индивида,  не  скованной  рамками традиций. Главные   постулаты    либерализма,    выражающие    философско- мировоззренческую основу учения,  сложились  в  антифеодальной  борьбе, ставившей задачи  освобождения  от  сословных  и  цеховых  ограничений, произвола власти, авторитета церкви. Либерализм  органически  связан с развитием капитализма в Европе в XVII-ХVIII веках и  на  ранних этапах

представлял  собой  средство  борьбы,  ''третьего   сословия''   против абсолютизма. Поэтому содержание либерализма  первоначально  определялось интересами  и  стремлениями  купцов,  владельцев   крупных   и   мелких мануфактур, которые стали  стремиться  к  власти  после  антифеодальных революций. Социально-экономические аспекты становления  капитализма  и либерализма были обстоятельно проанализированы   К. Марксом.

         Кульминацией движения за предоставление  социально-экономических свобод и прав новому классу, как  правило,  считают  славную  революцию 1688 года в Англии. В защиту  и оправдание  этой  революции энергично выступил  крупнейший  философ XVII   века   Джон   Локк   (1632-1704). ''Центральное место занимала  разработанная им  теория  ''естественных прав'', к которым он прежде всего  относил  право  человека  на  жизнь, свободу и собственность''. Теория  Локка  о  ''естественных  правах'' напрямую связана с идеей ''общественного договора''  в  соответствии  с которой государство возникло в  результате  договора  между  людьми, и основная цель деятельности государства   -   защита  естественных  прав граждан. На появление идей либерализма  оказала  влияние  и  Реформация, утверждавшаяся протестантская этика, нацеливавшая на достижение успеха. Рассмотрение духовно-нравственных и психологических  основ  становления капитализма  и  либерализма  осуществляли  в  своих работах  М.  Вебер,

В. Зомбарт, А. Тойнби и другие.

           В  XIX  веке  либеральные   идеи  развивались   представителями западной бщественно-политической мысли  И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Л. Хобаузом и другими. Важный вклад в формирование либерального комплекса идей внесли представители  европейского  и  американского  Просвещения, французские  физиократы,  сторонники  английской  манчестерской школы, представители немецкой классической философии, европейской классической политической экономии.

         ''В мировоззренческом смысле  либерализму  соответствуют   свобода

  от групповых,  классовых,  националистических  и  прочих  предрассудков,

  космополитизм,  терпимость,   гуманизм,   индивидуализм,   демократизм,

  подчёркивание  самоценности личности''.    

     Цель данной работы выявить  общее  и  различное  в  политических теориях представителей либерализма, определить, в чьих  работах  закладывались  и  развивались егоосновные принципы. Такие как: признание неотчуждаемых  прав человека  (на  жизнь,  свободу,  собственность);  требование создания государства  на  основе  общего  консенсуса и с единственной целью сохранить  и  защитить  естественные  права  человека, что определяет договорной  характер  отношений  между  государством и обществом; убеждение  в    необходимости     верховенства закона  как  инструмента

социального  контроля  и  в  разумности  ограничения  объёма   и   сфер

деятельности  государства. 

 

I.  Становление  и развитие социально-политических  и философских  идей либерализма.

              1.1. Идеи теории ''общественного  договора'' в работах        Дж.

                         Локка, Ш. Монтескье,  и Ж.-Ж. Руссо. 

         Большинство исследователей либеральной  политической доктрины

считают временем её зарождения - конец XVII века, а идейным  ядром  -

теорию ''общественного  договора''. Наиболее полное, завершённое развитие идеи этой теории получили в работах Джона Локка (1632-1704), Шарля Монтескье (1689-1755) и Жан-Жака Руссо (1712-1778).

         Процессу появления теоретических  разработок идеологического характера  всегда предшествуют определённые изменения в обществе. В случае с либерализмом эти изменения были кардинальными. Европа вступала в Новое время. Во всех сферах общественной жизни происходили свои перемены. В области экономики - это переход от феодального к капиталистическому способу производства; диктат католической церкви в духовной сфере уходил в прошлое, наступала эра религиозной свободы. В структуре общества появились новые социальные группы, так называемое ''третье сословие''. Выразителями интересов которого и стали теоретики ''общественного договора'' и ''естественных прав''.

         В противоположность прежним представлениям о том, что индивид обладает политическими, экономическими и иными правами лишь постольку, поскольку он является полноправным гражданином, как считалось в эпоху античности, или в силу того, что принадлежит к определённому сословию, как утверждали в средние века, мыслители Просвещения провозгласили идею ''естественных прав'', неотчуждаемых прав человека. Эти права даны каждому человеку от природы и включают в себя право на жизнь, свободу и собственность.

         Идеологи Просвещения разрушали господствовавшее в феодальном обществе убеждение в том, что одни люди от рождения предназначены господствовать, а другие повиноваться и что права ''третьего сословия'' никогда не могут быть равными правам ''благородного'' сословия.

         ''Так же решительно сторонники теории ''естественного права'' порывали и с взглядами о несовершенстве и ненадёжности человеческого разума, о праве и обязанности церкви, государства опекать индивида, ограничивать, стеснять его свободу''. Природа наделила человека разумом, и никто лучше него самого не может определить, что отвечает его интересам, как ему следует поступать, в чём состоит его благо, что принесёт ему наибольшую пользу и удовлетворение.

Естественные  права, по мысли просветителей принадлежали людям изначально, они обладали ими и тогда, когда государства ещё не было.

         В отличие от Гоббса, Локк и  Монтескье рассматривали первобытное  (т.е. догосударственное) состояние людей не как ''войну всех против всех'', а как состояние свободы, равенства и независимости, в рамках которой все люди имели равные  возможности для мирного, взаимодоброжелательного   преуспевания,    основанного    на    частной обственности. Таким образом, Локк и Монтескье более оптимистично,  чем

Гоббс, оценивают  ''человеческую   природу''.   ''Первобытным   людям, доказывает Монтескье, не было  необходимости  воевать  друг  с  другом. Наоборот, они были     кровно заинтересованы в мирных отношениях''.  Не могло у них также возникнуть и желания властвовать над другими людьми,  ибо это желание связано с более сложными  отношениями.  Поэтому  мир,  а  не  война,  по  Монтескье,  был  первым естественным законом человека.

         В своём учении о возникновении  государства теоретики Просвещения считали, что  народ  в  далёкие  времена,   когда   стало   намечаться превращение естественного состояния в противоестественную ''войну  всех против всех'', большинством голосов, ''ради взаимного сохранения  своих жизней,  свобод  и  имущества'',  принял   решение   о   заключении общественного договора. Этим  договором  было  создано  государство, и правительству вручена власть от имени пришедших  к  взаимному  согласию граждан. По Локку,  правительство  не  устанавливало законов, ибо ''законы'' (имея  в виду  их содержание),  согласно с его теорией, действовали  уже  в  естественном  состоянии, но они обязаны были  обеспечить соблюдение законов, создав ''писаное право'',  суд  и  т.д.,  гарантируя жизнь, личную свободу и частную собственность граждан.

         Таким образом, возникшее в результате ''общественного договора'' государство предстаёт как государство правовое,  ограниченное  системой обязательных норм, смысл которых заключается в обеспечении прав и свобод граждан, признании моральной автономии личности. Согласно теории ''общественного договора'' государство располагает лишь  теми  правами, которые переданы, делегированы ему обществом, признаны за ним  его гражданами. Сувереном же,  источником  высшей  власти  остаётся  народ, посылающий своих представителей в выборные органы власти. Предполагалось, что сдерживающим началом в правовом  государстве должно быть последовательно проведённое разделение властей. Первым эту идею  выдвинул Локк. ''Разумное государственное устройство он усматривает  в  наличии трёх  властей: законодательной  (парламент), исполнительной  (суды,  армия)  и ''федеративной'',  т.е. ведающей  отношениями с другими государствами (король, министры) ''.  Монтескье развил теорию Локка о разделении властей. По его мысли законодательная, судебная и исполнительная власти должны формироваться самостоятельно и не  зависеть друг от друга. ''Если власть  законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранские законы  для того, чтобы также тиранически применять их''.

         Принципы формирования и взаимоотношения  органов власти могут быть различны. Однако общим правилом является то, что законодательная власть контролирует исполнительную, и обе  они  неукоснительно  придерживаются рамок закона, за исполнением которого  наблюдает  судебная  власть,  не зависящая ни от законодателей, ни от исполнительной власти. Недопущение чрезмерного усиления одной ветви власти за счёт  другой,  независимость суда, выборность органов власти создают реальные механизмы защиты  прав человека и политических свобод.

         Вступившие в  ''общественный  договор''  индивиды  сохранили   за собой права, ради защиты  которых  и  создавалось   государство.  Прежде всего,  полагали  просветители,  участники  ''общественного  договора'' сохранили за собой  право  на  собственность,  на  пользование  плодами своего труда. ''Великой и главной целью объединения людей в государство и передачи ими себя под власть правительства  является  сохранение  ими

собственности'' - утверждал Локк.  Гарантии  права  собственности  были основным требованием третьего сословия. Это  требование  подразумевало, во-первых, защиту  от  произвольных  поборов,  конфискаций  со  стороны государств.  Во-вторых,   оно   предполагало равенство всех видов собственности. В феодальном обществе земля была    особой, ''привилегированной'' собственностью, право её покупки для третьего сословия   было  затруднено. И наконец,  в-третьих, требование гарантий прав собственности   предполагало свободу распоряжения таким видом собственности, как рабочая сила.

         Право   собственности   предполагает  и обеспечение личной безопасности  человека.  Вступая  в  ''общественный  договор'', люди сохранили  за  собой  право  на  жизнь,  безопасность  и  сопротивление насилию. ''Так, например, если  правитель, уполномоченный  народом  на исполнение своих  обязанностей,  не  поддерживает  существующее  право, поступает  вопреки  ему  и  извращает  законы,  то   подданные   вправе расторгнуть с ним ''общественный  договор''.  Отсюда  вытекает, что в принципе народ  имеет  право на вооружённую защиту своих  прав, на революцию''.

         Право  на  жизнь  не   ограничивается   гарантиями   физического существования, оно включает право  на  достойную  жизнь,  на  моральную автономию личности, что в политико-правовой области находит выражение в признании  свободы  совести.  Государство  в  соответствии  с   теорией ''общественного договора'' не должно  принуждать  индивида  к  принятию какой-либо системы взглядов или вторгаться в  его  частную  жизнь,  оно отказывается  от  роли  цензора  и  воспитателя.  Необходимым  шагом к обеспечению свободы совести стало отделение церкви от  государства.  По Локку, в  общественной  жизни  функции государственного  управления  и внутренние задачи церкви и  религии  должны  быть  строго  различены и отделены друг от  друга.  ''Гражданские,  или  государственные,  власти посвящают себя опирающейся на закон защите гражданских  интересов,  или интересов граждан (civil interests), каковыми являются: жизнь, свобода, здоровье, обладание ''внешними вещами'' (к последним относятся  деньги, земли,  дома,  домашняя  утварь  и  т.д.).   Компетенция   властей   не простирается на то,  что  относится  к  ''вещам внутренним'',  т.е.  к душе''.  По Локку, Бог не вверял, не ''поручал'' правителям заботы о вере и спасении, которые принадлежат исключительно к компетенции религии и  её институтов.

  Методы деятельности  управляющих государственных инстанций  и институтов  религии   тоже   различны. Одно дело - управлять, организовывать и командовать, действуя компетентно и грамотно, а другое дело  -  убеждать и увещевать, обращаясь к духу и душе человека. Отделившись от церкви, государство тем самым как бы  заявило о своей нейтральности по отношению к религиозным и  иным  взглядам  своих граждан. Исповедовать любую  веру  или  быть  атеистом,  придерживаться консервативных или либеральных убеждений, принадлежать к  партии  левой или правой ориентации  -  всё это становится  частным  делом  индивида. Формирование мировоззрения, воспитание нравственности признаются сферой ответственности семьи,  школы,  церкви,  т.е.  институтов  гражданского общества.

Информация о работе Либеральные политические теории XVII-XIX века