Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:34, курсовая работа
Россия является лидером по запасам природных ресурсов, располагает большой территорией и огромным числом пользователей природных ресурсов. Это обусловливает особую актуальность исследований в области гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения.
Развитие научно-технического прогресса приводит к значительному росту числа случаев причинения вреда объектам окружающей среды в результате появления и распространения новых вредных факторов: использование новых видов энергии, сложных технологий, развитие всех видов транспорта.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения, причиняющие вред окружающей среде………………………………………6
Окружающая среда: как объект причинения вреда………………………….6
Понятие, функции и принципы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения………………….14
Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде…30
Глава 2. Возмещение вреда за отдельные экологические правонарушения………………………………………………………………46
2.1. Проблемы определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды………………….46
2.2. Возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства…………………………………………………………56
2.3. Возмещение вреда причиненного животному миру как объекту охраны окружающей среды………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................
Как следует из материал дела № 2-4/2011 г., леса, произрастающие на землях лесного фонда на территории Алтайского края, отнесены к категории защитных лесов).49 Из Лесного плана Алтайского края следует, что на территории Алтайского края преобладающей основной лесообразующей породой является сосна (93%). Наибольшая ставка платы за единицу объема древесины лесных насаждений породы «сосна» определена в размере 115,2 руб. Таким образом, размер ущерба, причиненного действиями Поповой Л.И. окружающей среде нарушением лесного законодательства, выразившегося в незаконном повреждении почвы лесного участка, составляет: 115,2 руб * 1,3 (коэффициент на 2010 год ставки платы за единицу объема древесины) * 12,14 кв.м (площадь поврежденной почвы) *4*2=14545 рублей.
В судебной практике Алтайского края имеют место дела по возмещению вреда юридическими лицами.
5 июля 2010 года Индустриальный районный суд города Барнаула рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации в лице Управления лесами Алтайского края к Обществу с ограниченной ответственностью УПТК «Алтайагроспецмонтаж», Обществу с ограниченной ответственностью «Агролес» о возмещении ущерба решил:
Исковые требования истца удовлетворить, взыскать солидарно с ООО УПТК «Алтайагроспецмонтаж» и ООО «Агролес» в доход местного бюджета материальный ущерб, причиненный нарушением лесного законодательства, в размере 89 944 рубля, а также госпошлину по 1 449 рублей 16 копеек с каждого ответчика.
Алтайский
межрайонный природоохранный
В ходе судебного разбирательства прокурор исковые требования уточнил, просил взыскать с ответчиков 89 944 рубля, что подтвердил расчетом ущерба, причиненного лесным насаждениям, вследствие нарушения лесного законодательства. Подробный расчет ущерба был выполнен специалистом 2 категории отдела государственного лесного контроля и надзора управления лесами Алтайского края Ендышевым М. А.
Важной проблемой таксового подхода и методологического исчисления размера вреда является вопрос о том, насколько он удовлетворяет требованиям возмещения вреда в полном объеме, т.е. соответствует ли размер взысканий размеру и характеру причиненного вреда. Эта проблема всегда считалась одной из наиболее сложных проблем природоресурсного права и неоднократно являлась предметом научных дискуссии , однако до настоящего времени она так и не разрешена. Если отказаться от таксового метода исчисления размера вреда лесам совсем, то рассчитать ущерб будет крайне затруднительно или вообще невозможно. Поэтому, на наш взгляд, следует сохранить таксовый метод расчета вреда, причем таксы должны быть унифицированы. Это означает, что основные принципы установления такс должны быть определены на уровне федерального законодательства, а разработка и утверждение такс должны осуществляться на уровне субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей такого природного объекта, как лес. Позитивную роль в этом вопросе могут сыграть разработка и введение в действие Положения о порядке установления и утверждения субъектами Российской Федерации такс для исчисления размера взысканий за вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, исследование проблем возмещения вреда, причиненного лесонарушениями, показало, что на практике возникают значительные трудности, связанные со сложностью установления причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими природными последствиями; практической невозможностью правильного определения размеров вреда, причиненного лесонарушениями; обоснованием расчетов вреда и др., в связи с чем, соответствующий механизм правового регулирования возмещения вреда, причиненного лесонарушениями, нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Серьезным препятствием в решении вопроса о возмещении вреда, причиняемого лесам, является то обстоятельство, что при привлечении виновного к гражданско-правовой ответственности за экологическое правонарушение в сфере лесопользования практически всегда затруднительно определить размер вреда, причиненного лесам.
Вред,
причиненный лесам, несмотря на то,
что он является разновидностью гражданско-правового
вреда, обладает определенными специфическими
особенностями. В результате причинения
вреда лесам в основном наступают такие
изменения, устранение которых в виде
возмещения вреда в натуре невозможно
силами причинителя вреда. Зачастую возместить
такой вред затруднительно не только конкретному
субъекту, но и обществу в целом, поскольку
процесс восстановления требует значительного
периода времени. С учетом этого основным
способом возмещения вреда, причиненного
экологическим правонарушением в сфере
лесопользования, должно стать возмещение
убытков окружающей среде в полном объеме.
2.3 . Возмещение вреда, причиненного животному миру как объекту охраны окружающей среды
Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 закона «О животном мире»).
Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые относятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.
Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, которые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашненных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-третьих, животные могут находиться на территории страны временно или постоянно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.
Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы50.
Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые организмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономическом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.
Животный мир, являясь важнейшим федеральным ресурсом, охраняется государством, к нарушителям законодательства о животном мире (гражданам и юридическим лицам) предусмотрена административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Обстоятельный перечень правонарушений в области использования и охраны животного мира приведен в статье 55 Закона «О животном мире». В указанный перечень входят:
-
нарушение порядка
- нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;
-
нарушение правил
- уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершение иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;
-
нарушение правил охоты и
- нарушение правил китобойного промысла;
-
ввоз в Российскую Федерацию
и вывоз за ее пределы
- нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
-
нарушение режима охраны
-
уничтожение или повреждение
аншлагов и других знаков, устанавливаемых
пользователями животным миром
или специально
-
нарушение установленного
-
сокрытие или искажение
Как видно из списка правонарушений, для того, чтобы нести ответственность, не обязательно наносить вред непосредственно объекту (объектам) животного мира и местам их проживания. По нашему мнению повреждение специальных знаков, зданий и сооружений органов и лиц, занимающихся охраной и контролем в области животного мира также может считаться причинением вреда животному миру, поскольку может нести негативные последствия, причиненные третьими лицами в связи с тем, что из-за причиненных повреждений уполномоченные органы и лица не смогут в полной мере исполнять свои обязанности (например, вовремя оповещать о чем-либо в связи с повреждением системы связи в лесном массиве, или добраться вовремя до определенного места в связи с порчей транспортного средства).
Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии - по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания утверждена Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г51.
Методика определяет оценку вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания для наземных позвоночных животных, беспозвоночных животных и биологического разнообразия. Оценка вреда от уничтожения объектов животного мира и/или нарушения их среды обитания может проводиться в следующих случаях:
-
при обнаружении факта
-
при исследованиях по оценке
воздействия на объекты