Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:34, курсовая работа
Россия является лидером по запасам природных ресурсов, располагает большой территорией и огромным числом пользователей природных ресурсов. Это обусловливает особую актуальность исследований в области гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения.
Развитие научно-технического прогресса приводит к значительному росту числа случаев причинения вреда объектам окружающей среды в результате появления и распространения новых вредных факторов: использование новых видов энергии, сложных технологий, развитие всех видов транспорта.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения, причиняющие вред окружающей среде………………………………………6
Окружающая среда: как объект причинения вреда………………………….6
Понятие, функции и принципы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения………………….14
Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде…30
Глава 2. Возмещение вреда за отдельные экологические правонарушения………………………………………………………………46
2.1. Проблемы определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды………………….46
2.2. Возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства…………………………………………………………56
2.3. Возмещение вреда причиненного животному миру как объекту охраны окружающей среды………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................
Реализуя положения закон «Об охране окружающей среды», субъекты РФ также принимают свои методики определения размера вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением. Вместе с тем, судебная практика, показывает, что для судей приоритетным всегда остается федеральное законодательство, даже в том случае, если региональный нормативный правовой акт ему не противоречит. При этом следует отметить, что зачастую законодательство субъектов РФ по многим вопросам, относящимся к сфере совместного ведения РФ и ее субъектов, опережает федеральное законодательство. Восполняя пробел федерального законодательства, регионы принимают свои нормативные правовые акты, которые, в свою очередь, не должны ему противоречить. Тем боле, что ФЗ от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»43 предоставляет субъектам РФ право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия соответствующего федерального акта. Напомним, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды находится в совместном ведении РФ и субъектов в ее составе. В свою очередь, согласно конституционным положениям по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов могут приниматься как федеральные нормативные правовые акты, так и нормативные правовые акты субъектов РФ44.
Таким образом, при определении размера вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением, зачастую трудности возникают не только из-за того, что по многим компонентам природной среды методики подсчета вреда вовсе отсутствуют, но также из-за того, что в большинстве случаев возникает спор по поводу правомерности применения существующей методики. Следует отметить, что действующие методики не всегда проходят процедуру регистрации в Министерстве юстиции и процедуру официальной публикации, тем самым, вызывая многочисленные споры по вопросу их правового статуса и правомерности применения.
В последующих параграфах будут рассмотрены вопросы связанные с возмещением вреда причиненного отдельным компонентам природной среды, на примере судебной практике Алтайского края.
По информации Алтайской межрайонной природоохранной прокуратуры в 2010 году было подано исков:
- за нарушение лесопользования – 18 исков на общую сумму 7 603 000 рублей;
-
за незаконный лов биоресурсов – 32
иска на общую сумму 72 000 рублей45.
2.2 Возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства
Леса покрывают свыше 30 процентов суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Отношения по охране растительного мира регулируются не только внутригосударственным законодательством, но и международным правом. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Площадь, занятая лесами, постоянно сокращается вследствие бесконтрольных вырубок, пожаров, постоянного воздействия вредных химических веществ.
Закон «Об охране окружающей среды» установил, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4).
Леса обладают средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Они создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.
Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Лес представляет собой основной тип растительности.
Особая взаимосвязь существует между лесным и земельным законодательством. Лес произрастает на участках лесного фонда. Земли лесного фонда - это категория земель, а сам лес – это экологическая система или природный ресурс.
К отношениям по использованию и охране лесов применяются лесное законодательство, специальные федеральные законы.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Отношения в области использования и охраны земель лесного фонда регулируются лесным и земельным законодательством.
Понятие лесного участка введено для того, чтобы подчеркнуть единство в правовом регулировании как земель лесного фонда, так и лесов, на них произрастающих. Так, согласно ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Участки
лесного фонда могут
Указанные негативные изменения часто происходят вследствие различных нарушений лесного законодательства, в результате которых наносится вред лесам. Природное состояние лесов сказывается на жизни и здоровье людей, в связи с чем предупреждающее значение против неоправданного ухудшения лесов имеет реализация норм о возмещении вреда, причиненного нарушением лесного законодательства.
Правовое регулирование отношений по возмещению вреда, причиненного нарушением лесного законодательства, осуществляется на основании соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации и лесного законодательства Российской Федерации. ГК РФ устанавливает общие положения о возмещении вреда, а лесное законодательство - особенности возмещения вреда, причиненного лесному фонду и лесам, не входящим в лесной фонд, как-то: понятие и перечень лесных правонарушений, таксы для подсчета вреда, размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований и т.п.
В
настоящее время одним из серьезных
препятствий при решении
Однако вред, причиненный лесам, несмотря на то что является разновидностью гражданско-правового вреда, обладает определенными специфическими особенностями. В результате причинения вреда лесам в основном наступают такие изменения, устранение которых в виде возмещения вреда в натуре невозможно силами причинителя вреда. Зачастую возместить такой вред затруднительно не только конкретному субъекту, но и обществу в целом, поскольку процесс восстановления требует значительного периода времени (так, период выращивания леса составляет около 100 - 120 лет). Поэтому основным способом возмещения вреда, причиненного лесонарушением, является все же возмещение убытков.
Сложность и своеобразие возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в частности трудность в исчислении неполученных доходов, привели к разработке таксового метода для исчисления размера вреда,46 который, безусловно, не отражает истинного размера вреда.
Таксы, как уже отмечалось выше, представляют собой условные единицы ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также необходимости наказания виновного. Таксы как бы состоят из двух частей: одна имеет целью возмещение затрат, другая – наказание виновного. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов. По лесному хозяйству таксы установлены, по охотничьим животным – установлены на отдельные виды животных.
При определении размера причиненного вреда нарушением лесного законодательства пользуются Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 года №273 и Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 года №310 «О ставках платы за единицу объема ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Необходимо заметить, что применение такс для расчета размера вреда, причиненного лесам, не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, и в особенности при причинении крупномасштабного вреда. Может случиться так, что к моменту наступления реальных негативных последствий в виде гибели лесов не будет того субъекта и объекта (юридически или физически), деятельность которых в свое время являлась вероятной причиной этого вреда, или, скажем, стоимость восстановительных работ будет превышать размер взыскания, исчисленного по таксам и методикам. Поэтому возместить вред, причиненный лесам, в реальности может оказаться невозможным.
Что же касается исков о возмещении вреда, причиненной окружающей среде, то они возмещаются, в основном, в полном объеме.
Исследовав
архив судебной практики Алтайской
межрайонной природоохранной
В качестве примера можно привести дела, рассмотренные мировыми судьями судебных участков в Алтайском крае.
Мировым судьей судебного участка №1 Павловского района Алтайского края было рассмотрено в открытом судебном заседании гражданское дело №2-83/2010 по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления лесами Алтайского края к Бурыкину В.Ф. о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде незаконной рубкой деревьев решил: Иск Алтайского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить; взыскать с Бурыкина В. Ф. материальный ущерб в сумме 3001 рублей 60 коп. в пользу Управления лесами Алтайского края за незаконную рубку деревьев и госпошлину в размере 200 рублей.47
Другим примером может служить дело, рассмотренное в г. Алейск Алтайского края. 24 января 2011 года и.о мирового судьи судебного участка №2 г. Алейска Алтайского края, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-4/2011 по иску Алтайского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления лесами Алтайского края к Поповой Л.И. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде нарушением лесного законодательства решил: исковые требования удовлетворить в полном объеме, взыскать с ответчика в пользу федерального бюджета в лице Управления лесами Алтайского края в возмещение вреда, причиненного окружающей среде нарушением лесного законодательства, выразившегося в незаконном повреждении почвы лесного участка, 14 545 рублей, госпошлину – 581 рубль 80 копеек.48
Согласно
п. 20 Постановления Пленума