Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 09:49, контрольная работа
экологические проблемы
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Понятие сообщество. Биоценоз. Биотоп. Составные части биоценоза и биотопа. Простые и сложные биоценозы…………………………………………..4
2. Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия…………………………………………………………………………....6
3. Управление качеством окружающей природной среды………………………11
Заключение………………………………………………………………………… 18
Список литературы…………………………………………………………………19
Введение…………………………………………………………
1. Понятие сообщество.
Биоценоз. Биотоп. Составные части биоценоза
и биотопа. Простые и сложные биоценозы…………………………………………..4
2. Роль В.И. Вернадского
в определении закона внутреннего динамического
равновесия……………………………………………………
3. Управление качеством окружающей природной среды………………………11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Термин
«экология» (от греч. oikos – жилище, место
обитания и logos – наука) предложил Э. Геккель
в 1866 г. для обозначения биологической
науки, изучающей взаимоотношения животных
с органической и неорганической средами.
С того времени представление о содержании
экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций.
Однако до сих по нет достаточно чёткого
и строгого определения экологии, и все
ещё идут споры о том, что такое экология,
следует ли её рассматривать как единую
науку или же экология растений и экология
животных – самостоятельные дисциплины.
Не решён вопрос, относится ли биоценология
к экологии или это обособленная область
науки. Не случайно почти одновременно
появляются руководства по экологии, написанные
с принципиально разных позиций. В одних
экология трактуется как современная
естественная история, в других – как
учение о структуре природы, в котором
конкретные виды рассматриваются лишь
как средства трансформации вещества
и энергии в биосистемах, в третьих – как
учение о популяции и т.д. Нет необходимости
останавливаться на всех существующих
точках зрения относительно предмета
и содержания экологии. Важно лишь отметить,
что на современном этапе развития экологических
представлений все более чётко вырисовывается
её суть. Экология – это наука, исследующая
закономерности жизнедеятельности организмов
(в любых её проявлениях, на всех уровнях
интеграции) в их естественной среде обитания
с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью
человека. Из этой формулировки можно
сделать вывод, что все исследования, изучающие
жизнь животных и растений в естественных
условиях, открывающие законы, по которым
организмы объединяются в биологические
системы, и устанавливающие роль отдельных
видов в жизни биосферы, относятся к экологическим.
1. Понятие сообщество. Биоценоз. Биотоп. Составные части биоценоза и биотопа. Простые и сложные биоценозы.
В природе популяции разных видов объединяются в системы более высокого ранга — сообщества, или биоценозы.
Биоценоз (греч. bios — жизнь, koinos — общий) — исторически сложившаяся устойчивая совокупность популяций растений, животных, грибов и микроорганизмов, приспособленных к совместному обитанию на однородном участке территории или акватории. Термин «биоценоз» предложил немецкий зоолог К.Мебиус в 1877г.
Приспособленность членов биоценоза к совместной жизни выражается в определенном сходстве их требований к важнейшим абиотическим условиям среды (освещенность, характер увлажнения почвы и воздуха, тепловой режим и т. д.) и в закономерных отношениях друг с другом. Связь между организмами необходима для осуществления их питания, размножения, расселения, защиты и т. д. Однако в ней кроется и определенная угроза и даже опасность для существования того или иного индивидуума. Биотические факторы среды, с одной стороны, ослабляют организм, с другой — составляют основу естественного отбора — важнейшего фактора видообразования.
Масштабы
биоценотических группировок
Составными частями биоценоза являются фитоценоз (устойчивое сообщество растений), зооценоз (совокупность взаимосвязанных видов животных), микоценоз (сообщество грибов) и микробоценоз (сообщество микроорганизмов).
«Экотоп» и «биотоп». Участок земной поверхности (суши или водоема) с однородными условиями обитания, занимаемый тем или иным биоценозом, называется биотопом (греч. bios — жизнь, topos — место).
Климатоп (комплекс климатических факторов) и эдафотоп (почвенно-грунтовые условия) в совокупности составляют экотоп. Различия между этими понятиями в том, что биотоп — это условия среды, видоизмененные живыми организмами, а экотоп — первичный комплекс факторов физико-геогафической среды без участия живых существ.
В пространственном отношении биотоп соответствует биоценозу. Границы биоценоза устанавливают по фитоценозу, имеющему легко распознаваемые черты. Например, сосновые леса легко отличимы от еловых, верховое болото — от низинного и т. д. Кроме того, фитоценоз является главным структурным компонентом любого биоценоза, поскольку определяет видовой состав зоо-, мико- и микробоценозов.
В
структуре биоценоза находят отражение
и отношения между организмами, которые
невероятно сложны. В первую очередь это
внутривидовые и межвидовые биотические
отношения всех типов и трофические. В
биоценозе организмы связаны также топическими,
форическими и фабрическими отношениями
(Воронов, 1987). При технических один вид
предоставляет себя для поселения другого
вида (деревья используются птицами для
гнездования). Вступая в форические отношения,
организм одного вида способствует перемещению
в пространстве организма другого вида
(перенос малярийными комарами возбудителей
малярии, птицами — пухоедов, млекопитающими
— клещей, блох и других паразитов). При
фабрических отношениях один вид применяет
другой для строительства жилья, гнезд,
убежищ и т. д. (бобр создает плотины и хатки,
используя растительный материал).
2. Роль В.И. Вернадского в определении закона внутреннего динамического равновесия.
Творчество Владимира Ивановича Вернадского определённо выходит за пределы таких наук, как генетическая минералогия, геохимия, космохимия, биогеохимия, биогеология, основателем которых он является. И хотя Вернадский в большей степени известен как учёный - естественник, создатель теории биосферы, его чрезвычайно глубоко интересовали вопросы методология научного познания, мировоззренческая проблематика. Как и всякий естествоиспытатель подобного масштаба, это и оригинальный мыслитель, один из авторов теории антропокосмизма.
Прослеживая историю научных и философских представлений о времени, Вернадский отмечает, что механика Ньютона и ее абсолютное время отвечают обратимым процессам. Время абсолютное может отсчитываться и в ту и в другую стороны, так как его отсчеты базируются на процессах вращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, вращения спутников планет, т.е. на маятниковом движении.
Физические процессы с ходом времени действительно появляются как обратимые и подобно маятнику безразлично могут идти в ту или другую стороны. Вся научная картина мира с 17 и вплоть до 20 вв. основывалась на подобном представлении о времени. Получалось, что в физическом построении мира необратимых процессов не существует.
Любое
явление мира может идти вперед и
назад и одинаково
С этой проблемой и связана вторая важнейшая особенность концепции времени В.И.Вернадского.
Необходимо
отметить, что попытки доказательства
необратимости времени при
На
этом фоне аргументация В. И. Вернадского
о необратимости времени
Физическое (или ньютоновское) время, по его мнению, не отражается в явлениях и фактах, изучаемых наукой, ибо реальные явления и факты лишь находятся в нём и не дают о нём никакого понятия. Такое время оказывается однородным и неизменным т.е. обратимым.
Жизненное время, напротив, само создаётся и проявляется в ходе эволюции жизни. Поэтому оно выражается в научных явлениях и может быть предметом изучения науки и философии. Это время оказывается неоднородным и необратимым. Оно идёт в одну сторону, т.е. в направлении эволюционного жизненного процесса.
Биологические процессы обычно имеют чётко выраженный направленный характер (как прогрессивный, перспективный, так и регрессивный, тупиковый). Однако в целом эволюция живого связана с движением к более богатому содержанию, появлением новых качеств и свойств развитии каждого организма и всего вида. Свидетельством тому является “единый процесс эволюции видов, неуклонно идущий всё время в одном и том же направлении. Он идёт с разной скоростью для разных видов, с остановками, но в общем картина живой природы постоянно меняется, не останавливаясь и не возвращаясь назад”.
Что касается мёртвой материи или косного вещества, то здесь эволюционный процесс проявляется только тогда, когда имеется связь с большими массами живого существа. Другими словами, минералы, образующееся при разрушенни остатков живых организмов, изменяются стечением времени по причине изменения физическо-химических свойств живых организмов. Такие биогенные минералы оказываются, с точки зрения Вернадского, единственным проявлением эволюции в неживой природе.
Ещё одним отличительным свойством жизненного времени для нас является его переживаемость человеком, т.е. восприятие его как длительности, имеющей начало, конец и направление. Причём деление времени на прошлое, настоящие и будущее, свойственное человеку и пронизывающее всю его жизнь, распространяется им на все природные процессы. Вернадский называет это великой загадкой “вчера-сегодня-завтра”, стирающей грань между психологическим и физическим временем.
Итак, необратимость присуща, согласно Вернадскому, лишь эволюции живого и эволюции научной мысли человечества, прогрессу знания. Ссылаясь на историю научного познания, приводя многочисленные конкретные аргументы, Вернадский пишет, что в последние семь тысяч лет, “всё увеличиваясь в темпах, идёт непрерывное создание ноосферы и прочно – в основном без движения назад, но с остановками, всё уменьшающимися в длительности – идёт рост культурной биогеохимической энергии человечества. Растёт сознание, что этому росту нет непреодолимых пределов, что это стихийное геологическое явление”. Вместе с тем этот процесс является планетным процессом, т.е. ограниченным в пространстве и времени. Отсюда следует, что необратимость развития планетной мысли, как и биологическая эволюция, сами по себе не могут носить абсолютного характера.
Интересно,
что представления Вернадского
о необратимости времени