Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:34, курсовая работа
Россия является лидером по запасам природных ресурсов, располагает большой территорией и огромным числом пользователей природных ресурсов. Это обусловливает особую актуальность исследований в области гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения.
Развитие научно-технического прогресса приводит к значительному росту числа случаев причинения вреда объектам окружающей среды в результате появления и распространения новых вредных факторов: использование новых видов энергии, сложных технологий, развитие всех видов транспорта.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения, причиняющие вред окружающей среде………………………………………6
Окружающая среда: как объект причинения вреда………………………….6
Понятие, функции и принципы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения………………….14
Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде…30
Глава 2. Возмещение вреда за отдельные экологические правонарушения………………………………………………………………46
2.1. Проблемы определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды………………….46
2.2. Возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства…………………………………………………………56
2.3. Возмещение вреда причиненного животному миру как объекту охраны окружающей среды………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................
2) Применяется в международных отношениях и касается загрязнения моря нефтью и причинения ущерба иностранным государствам, гражданам и юридическим лицам. Исходя из права морских нефтяных танкеров ограничивать свою ответственность на основе обязательного страхования, международное морское законодательство предусматривает, что в случае превышения размера вреда возмещение производится Международным фондом для компенсации ущерба от загрязнения нефтью.
3) Компенсация экологического вреда для ряда промышленных объектов производится в контексте требования об обязательном страховании в области промышленной безопасности опасных производственных объектов22.
2. Принцип презумпции причинения вреда окружающей среде.
Презумпция причинения понимается как предположение о наличии факта причинной связи при доказанности других юридически значимых фактов (ст. 1064 ГК РФ). В основе такой презумпции лежит вероятность наличия факта, если доказан другой факт. Предположение о существовании или не существовании какого-либо факта освобождает сторону от его доказывания, поскольку между фактами имеет место причинная связь, проверенная и подтвержденная практикой.
Применение данной презумпции является особенно актуальным для экологического права в силу отсутствия в большинстве случаев возможности доказывания факта причинения экологического вреда прямыми доказательствами.
3.
Принцип условности оценки
Действие данного принципа определяется содержанием ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и обусловлено специфическими особенностями экологического вреда и невозможностью его точной оценки на основе обычных методов оценки вреда, принятых в гражданском праве.
Принцип условности оценки экологического вреда находит проявление в применении такс и методик как специального способа исчисления вреда, подлежащего взысканию в порядке гражданско-правовой ответственности, применяемой в экологических отношениях.
Применение данного принципа позволяет реализовать превентивную функцию гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда, поскольку экономическая оценка экологического вреда не охватывает полностью реальный размер нанесенного вреда.
При оценке экологического вреда важное значение имеет также учет способности окружающей среды к самовосстановлению.
Как показывает изучение практики применения статье 1064 ГК РФ в области охраны окружающей среды, названная статья выступает больше как правовая декларация. Правовой инструментарий юридической (гражданской и административной) ответственности за вред, вызванный загрязнением окружающей среды, по причине компенсационной неэффективности, не может удовлетворять общество. Здесь требуются другие, нетрадиционные начала, новые правовые решения. Им должно предшествовать формирование исходных принципов юридической ответственности за нарушение природоохранного законодательства в сфере хозяйствования.
Уместным здесь будет заметить, что в целях реализации Концепции развития гражданского законодательства РФ23 обсуждается в настоящее время Проект федерального закона о внесении изменений в ГК РФ, в том числе в общую часть обязательственного права. Авторами Концепции и изменений в ГК РФ предложено размер убытков, подлежащих возмещению устанавливать с разумной степенью достоверности, так называемые предвидимые убытки). Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципа справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.
Представляется,
что выработка единой методики является
необходимым условием повышения
эффективности института
4.
Принцип солидарной гражданско-
Практика
правового регулирования и
В
экологических отношениях принцип
ответственности государства
Основанием выявления данного принципа является также действие презумпции государственной собственности на природные ресурсы, установленной статье 214 ГК РФ.
Реализация принципа ответственности государства требует конкретизации обязанностей государства в экологических отношениях и признания прав физических и юридических (некоммерческих организаций) лиц осуществлять восстановление и улучшение окружающей среды в соответствии с установленными нормативными требованиями. Отсутствие в законодательстве указания на данное правомочие физических и юридических лиц приводит к невозможности применения ответственности государства за вред, причиненный окружающей среде.
Объективным фактором, определяющим правовую специфику института ответственности государства за причиненный экологический вред, является многосубъектность экологических отношений.
Действие принципа солидарной гражданско-правовой ответственности государства и природопользователя за причинение экологического вреда продиктовано особой ролью государства в обеспечении благоприятной окружающей средой и предотвращении экологического вреда. Государство неэффективным осуществлением регулирующих и контрольных функций в экологических отношениях, в силу статей 65, 66 закона «Об охране окружающей среды» создает реальную возможность причинения экологического вреда. Поэтому в ГК РФ привлечение государственных (муниципальных) органов к ответственности за экологический вред в качестве сопричинителя наряду с непосредственным причинителем вреда (гражданином или юридическим лицом), превратившим возможность причинения вреда в действительность, скорее всего усилило бы реализацию всех принципов ответственности за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
В настоящее время ГК РФ закреплена обязанность (ст. 16, ст. 1069) возмещения убытков, причиненных государственными органами и органами местного самоуправления или должностными лицами этих органов, в том числе издание не соответствующих закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальному образованию. Эта правовая конструкция носит универсальный характер, поэтому может применяться и при ненадлежащем осуществлении государственного экологического контроля24 уполномоченных государственных органов25 и должностных лиц (государственный инспектор в области охраны окружающей среды (ст. 66 закона «Об охране окружающей среды»).
В заключении данного параграфа можно сделать следующие выводы. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения – это имущественная ответственность граждан и юридических лиц за причиненный вред окружающей среде (экологический вред), здоровью и имуществу граждан и иных субъектов загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями.
Общеправовое значение гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде выражено в ее функциях. Единой классификации функций ни в научной доктрине, ни в законодательстве нет. Общепризнанными функциями гражданско-правовой ответственности за причинение экологического вреда, на наш взгляд, являются такие наиболее важные как: восстановительная, превентивная и воспитательная функции гражданско-правовой ответственности.
Возмещение
экологического вреда осуществляется
на основе специальных норм экологического
права, содержащих требования к форме,
способам и условиям возмещения экологического
вреда. Но в рамках применения общих правил
о деликтной ответственности. Данные требования
находят отражение в принципах возмещения
экологического вреда: - принцип приоритета
натуральной формы возмещения экологического
вреда; - принцип презумпции причинения
вреда окружающей среды; - принцип устности
оценки вреда; - принцип солидарной гражданско-правовой
ответственности.
Впервые
в отечественной
Однако принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит данного понятия. Но категория «экологическое правонарушение» имеется в статье 42 Конституции Российской Федерации27.
Так, Анисимов А.П. (автор научно-практического комментария к Федеральному закону «Об охране окружающей среды»)28 под экологическим правонарушением предлагает признать запрещённое эколого-правовыми нормами РФ и её субъектами под угрозой применения мер юридической ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. При этом, как отмечают учёные, деяние причиняет вред природной среде (отдельным её объектам) либо содержит реальную угрозу его причинения29. Следовательно, можно предположить применение не только уголовной, административной, но и гражданско-правовой ответственности.
Своеобразное,
весьма интересное и отличное от других
понятий определение данной категории
даёт профессор А.К. Голиченков. По мнению
учёного, экологическое правонарушение,
как разновидность
По мнению Э.Н. Жевлакова, экологическое правонарушение - это общественно опасное, виновное, запрещённое законодательством под угрозой наказания деяние, направленное на причинение вреда отношениям в сфере экологии. На наш взгляд, наиболее оптимальное определение экологического правонарушения предлагает крупнейший российский ученый-эколог М.М. Бринчук. Исследователь считает, что экологическое правонарушение - это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права31.
Когда речь идет об экологическом вреде, в законодательстве употребляются различные термины: вред, ущерб, убытки, упущенная выгода. Например, в Законе «Об охране окружающей среды» в статье 77 говорится о возмещении вреда причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. Конституция РФ (ст. 42) устанавливает право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Экологические правонарушения являются разновидностью противоправного поведения. Их возможные классификации по различным критериаям, выделяют: