Экология в авиации

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:34, курсовая работа

Описание работы

Россия является лидером по запасам природных ресурсов, располагает большой территорией и огромным числом пользователей природных ресурсов. Это обусловливает особую актуальность исследований в области гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения.
Развитие научно-технического прогресса приводит к значительному росту числа случаев причинения вреда объектам окружающей среды в результате появления и распространения новых вредных факторов: использование новых видов энергии, сложных технологий, развитие всех видов транспорта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Гражданско-правовая ответственность за правонарушения, причиняющие вред окружающей среде………………………………………6
Окружающая среда: как объект причинения вреда………………………….6
Понятие, функции и принципы гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения………………….14
Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда окружающей среде…30
Глава 2. Возмещение вреда за отдельные экологические правонарушения………………………………………………………………46
2.1. Проблемы определения размера вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды………………….46
2.2. Возмещение вреда, причиненного нарушением лесного законодательства…………………………………………………………56
2.3. Возмещение вреда причиненного животному миру как объекту охраны окружающей среды………………………………………………66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ........................................

Работа содержит 1 файл

Диплом Романова - возмещение вреда (экология).doc

— 443.00 Кб (Скачать)

      - принятие такого решения возможно  только при наличии проекта  восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства;

      - возмещение вреда окружающей  среде посредством возложения  обязанности по восстановлению  нарушенного состояния окружающей  среды возможно только на основании  решения суда. Только суд может принять соответствующее решение.

      - восстановление нарушенного состояния  окружающей среды в соответствии  с проектом восстановительных  работ должно производиться только за счет средств ответчика;

      - исходя из смысла данной нормы  принятие такого решения возможно только в том случае, если ответчик до судебного решения не предпринимал мер по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

      Следовательно, иногда использовать натуральную форму возмещения вреда невозможно по объективным причинам (например, в случае отсутствия утвержденного в установленном порядке проекта восстановительных работ). В этом случае возмещение вреда возможно только в денежной форме.

      Согласно абз. 2 п. 1 ст. 78 закона «Об охране окружающей среды»: «Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде».

      Таким образом, согласно данной норме определение  размера вреда осуществляется:

      1) исходя из фактических затрат  на восстановление нарушенного  состояния окружающей среды, с  учетом понесенных убытков, в  том числе упущенной выгоды, а  также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ;

      при их отсутствии

      2) в соответствии с таксами и  методиками исчисления размера  вреда окружающей среде, утвержденными  органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среде.

      В первом случае размер вреда определяется одновременно из следующих составляющих:

      - фактических затрат на восстановление  нарушенного состояния окружающей  среды с учетом понесенных  убытков, в том числе упущенной  выгоды;

      - в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.

      При отсутствии этих составляющих размер вреда определяется в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное  управление в области охраны окружающей среде.

      Следует согласится с М.Х. Османовым, что если организацией - причинителем вреда произведены фактические затраты на восстановление окружающей среды, но не утверждены в установленном порядке проекты восстановительных работ, такие фактические затраты не могут служить доказательством возмещения ущерба в натуре по следующим основаниям42.

      Во-первых, устранение юридическим лицом выявленных нарушений посредством исполнения принудительно возложенного на него (предписанием) неисполненной обязанности, предусмотренной законом, не снимает с юридического лица, виновного в совершении экологического правонарушения, юридической ответственности (имущественной ответственности, выраженной в возмещении вреда окружающей среде, причиненного экологическим правонарушением).

      Во-вторых, исполнение обязанностей по осуществлению мероприятий по охране окружающей среды, по очистке и обезвреживанию отходов производства, по рекультивации нарушенных и загрязненных земель согласно закона «Об охране окружающей среды» не являются способами возмещения вреда, а являются самостоятельными обязанностями и самостоятельными работами, которые сопровождают процесс эксплуатации объектов и иной хозяйственной деятельности и могут являться в качестве составной части размера вреда.

      Таким образом, произведенные организацией - причинителем вреда фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния земель, которые по сути являются одним из видов мероприятий по выполнению предписания органа государственной власти - это только частичная компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды. При определении размера вреда необходимо учитывать также и иные расчеты: понесенные убытки (реальный ущерб и упущенная выгода), а также проекты рекультивационных и иных восстановительных работ в полном объеме, а при их отсутствии - таксы и методики исчисления размера вреда окружающей среде.

      В-третьих, следует отметить, что проведение восстановительных (рекультивационных) работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства:

      - необходимо утвердить в установленном  порядке соответствующий проект;

      - необходимо соблюдать порядок  проведения работ по рекультивации  земель, установленный действующим  законодательством;

      - необходимо представлять государственную статистическую отчетность 2-ТП (рекультивация) «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» в порядке, предусмотренном законодательством.

      Возвращаясь к методикам и таксам определения размера вреда, отметим, что они согласно требованиям закона «Об охране окружающей среды» утверждаются органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среде.

      В свою очередь, государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется согласно статье 8 закона «Об охране окружающей среды» как федеральными органами исполнительной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ(например: Министерство природных ресурсов РФ, Управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края). Соответственно, таксы и методики могут приниматься и утверждаться уполномоченными органами государственной власти всех уровней (федералами и регионами).

      На  сегодняшний день действуют следующие  методики (таксы) определения размера  вреда окружающей среде, утвержденные на федеральном уровне:

      1) Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 1);

      2) Таксы для исчисления размера  ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 2);

      3) Методика исчисления размера  вреда, причиненного лесам, в  том числе лесным насаждениям,  или не отнесенным к лесным  насаждениям деревьям, кустарникам  и лианам вследствие нарушения  лесного законодательства, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 3);

      4) Таксы для исчисления размера  ущерба, причиненного лесам вследствие  нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного  лесным насаждениям или не  отнесенным к лесным насаждениям  деревьям, кустарникам и лианам, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» (Приложение № 4);

      5) Постановление Правительства РФ от 25 мая 1994 г. № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» (с изменениями от 26 сентября 2000 г.);

      6) Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, утв. приказом МПР РФ от 28 апреля 2008 г. № 107;

      7) Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утв. приказом МПР РФ от 30 марта 2007 г. № 71;

      8) Методические рекомендации РД 03-496-02 «По оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах», утв. постановлением Госгортехнадзора РФ от 29 октября 2002 г. № 63;

      9) Методика оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утв. Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.;

      10) Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений, утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.;

      11) Методика исчисления размера ущерба от загрязнения подземных вод, утв. Госкомэкологии РФ, МПР РФ, Минфина РФ 11 февраля 1998 г., 31 мая, 1 июня 1999 г.;

      12) Методика учета ущерба, нанесенного копытными-дендрофагами лесному хозяйству, утв. Рослесхозом 10 ноября 1997 г.;

      13) Методика определения ущерба окружающей природной среде при авариях на магистральных нефтепроводах, утв. Минтопэнерго РФ 1 ноября 1995 г.;

      14) Приказ Минприроды РФ от 4 мая 1994 г. N 126 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» (с изменениями от 28 апреля 2008 г.).

      Отметим, что количество действующих методик, регулирующих рассматриваемую сферу  общественных отношений достаточно велико. Среди них встречаются такие, которые, несмотря на раннюю дату принятия, до сих пор не приведены в соответствии с действующим законодательством РФ. Вместе с тем, необходимость в их применении возникает и на сегодняшний день. Однако, такие документы (нормативные правовые акты) подлежат применению в части, не противоречащей действующему законодательству РФ.

      Приведем  пример, когда, при применении такой  методики, необходимо одновременно ссылаться  на иные нормативные правовые акты, принятые более поздней датой  и которые по юридической силе стоят выше.

      Формула расчета ущерба от загрязнения земель несанкционированными свалками отходов  производства и потребления, предусмотренная п. 3.4. Порядка определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами, утв. Роскомземом 10.11.1993 г. и Минприроды РФ 18 11.1993 г. (далее - Порядка) предусматривает применение норматива платы за захламление земель.

      В свою очередь, норматив платы за захламление  земель учитывается также при  взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Отметим, что Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами был принят в 1993 году. На период принятия указанного Порядка нормативы платы за размещение отходов устанавливались Базовыми нормативами платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов, утв. Минприроды РФ 27.11.1992 г. (далее - Базовые нормативы). На сегодняшний день нормативы платы за размещение отходов устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

Информация о работе Экология в авиации