Эстрадные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

— 345.92 Кб (Скачать)

ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Москва-1901-1992гг.) 

Театральный деятель, артист, режиссер, Народный артист СССР (1954), Лауреат Гос. премии, профессор ГИТИС, Президент Международного Союза кукольников. Родился в семье ученого (отец проектировал железные дороги). Будучи всесторонне одаренным человеком Образцов пытался охватить многие области гуманитарных наук - учился во ВХУТЕМАСе - университете за кулисами театра, брал уроки пения в частной школе. Был артистом Музыкальной студии МХАТ, затем артистом МХАТА. Бессменный руководитель созданного в 1931 году Тетра кукол.  

Пародийные романсы с куклами 

Первый опыт был почти случайным: в учебной работе над романсом Чайковского "Средь шумного бала" Образцов взял в руки куклу негра и попробовал "заставить" куклу переживать происходящие в романсе события - так получился новый жанр - пародийные романсы с куклой. К негру прибавилась обезьянка, и они презабавно распевали "Мы сидели с тобой у заснувшей реки". Сам Образцов считал началом своей профессиональной деятельности на эстраде выступление в клубе Наркоминдела в 1923 году, за которое он впервые получил гонорар. Образцов искал характерность куклы, пробуя различные фактуры - от человеческих кукол на ширме до просто шариков, надетых на пальцы. Образцов создал несколько номеров: "Дьяк" Корчмарева, "Колыбельная" Мусоргского" и др. Исполняя "Колыбельную", актер стоял перед ширмой, нежно держал голову куклы рукой, на которую была накинута распашенка. Мертвая рука "оживала" - укачивая Тяпу. Будучи руководителем театра Образцов поставил как режиссер не один спектакль: "Обыкновенный концерт", "Шлягер, шлягер, только шлягер". Построенные по законам эстрады, они состояли из ряда номеров, пародировавших дурной вкус и штампы. Образцов гастролировал по многим странам и континентам. Постоянным спутником и аккомпаниатором была его жена Ольга Александровна Образцова (Шаганова), бывшая актриса МХАТ. 

ОБРАЗЦОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (Москва-1901-1992гг.) 

Театральный деятель, артист, режиссер, Народный артист СССР (1954), Лауреат Гос. премии, профессор ГИТИС, Президент Международного Союза кукольников. Родился в семье ученого (отец проектировал железные дороги). Будучи всесторонне одаренным человеком Образцов пытался охватить многие области гуманитарных наук - учился во ВХУТЕМАСе - университете за кулисами театра, брал уроки пения в частной школе. Был артистом Музыкальной студии МХАТ, затем артистом МХАТА. Бессменный руководитель созданного в 1931 году Тетра кукол.  

ПАНТОМИМА НА ЭСТРАДЕ 

Пантомима - слово греческое и означает "все воспроизводящий подражанием". Пантомима, во-первых, является искусством выражать чувства и мысли посредством мимики и движений, а, во-вторых, это может быть эстрадным номером или спектаклем без текста (иногда с минимальным количеством слов), где основным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жест, мимика. 

Пантомимическое искусство издавна было неоднородным. Танцевальная пантомима с ее ритмически организованным условным жестом зародилась в культуре первобытного общества и сохранялась в плясках многих народов. Иного характера классическая пантомима, уходящая корнями в зрелищные представления Древней Греции и Рима. В ней действие соединяется с песней, музыкой, стихотворным текстом. Акробатическая пантомима берет истоки в спектаклях восточного театра. Прыжки, жонглирование составляют основу этой разновидности. Эксцентрическая пантомима строится на комических ситуациях, алогичных поступках персонажей, неожиданной игре с реквизитом. В 19 и начале 20 века она получила развитие в европейских (английских) мюзик-холлах, легла в основу американского комического кино. В России элементы пантомимы входили в состав многих народных игр (святочных, масленичных) и обрядов (сватовство, свадьба и др.). С конца 18 века в Россию регулярно приезжают "компании итальянских комедиантов", в их репертуаре сюжетные пантомимы (комедия дель арте). В 19 веке пантомима занимала видное место в балаганах, ярмарочно-площадных театрах, где бытовала в виде мимических буффонно-фарсовых интермедий и пьес (арлекинад). В начале 20 века к пантомиме обращаются режиссеры драматических театров Н.Евреинов, В.Мейерхольд ("Шарф Коломбины"), А.Таиров ("Покрывало Пиеретты")и др. Они стремятся воскресить наивный комизм итальянской комедии масок. Режиссерская партитура основана на точной пластической характеристике образа, на выразительности мизансцен. Пантомима широко используется и в репертуаре дореволюционных театров миниатюр. 

В 30-40-е годы развитие пантомимы было существенно замедленно из-за ложного представления, что только слово способно отразить современность и нести мысль. Даже репертуар цирковых комиков стал состоять в основном из реприз, построенных на диалогах. Действию в комических номерах отводилась второстепенная роль. Не случайно эстрадные комики стали называться артистами разговорного жанра. Лишь в творчестве таких артистов, как А.Румнев, П.Алексеев, А.Райкин, С.Каштелян, Р.Славский и некоторых других традиции пантомимы продолжали сохраняться. В свою очередь, значительное место пантомима заняла в эти годы в балетном театре, также в эстрадных танцевальных номерах, решенных в жанре сюжетных миниатюр. Мимика, жест помогали раскрыть содержание номера, вытесняя "чистую" танцевальность. 

Волна интереса к пантомиме возникает во второй половине 50-х гг. В концертных программах появляется целый ряд пантомических номеров. Рождаются самодеятельные студии. Окончание "холодной" войны позволило познакомиться с западным искусством. На наши экраны вышел фильм "Дети райка"(реж.М.Карне,1945), где роль мима Дебюро сыграл талантливый драматический актер Жан-Луи Барро. Его выступление в кинопантомимах было столь успешным, что отдельные номера Барро воссоздал на сцене. В стиле беспредметной пантомимы, азбуку которой на основе наследия Дебюро разработали Шарль Дюлен и Этьен Декру, действует на эстраде Марсель Марсо. Исполнители номеров в стилистике беспредметной пантомимы почти не прибегают к реквизиту и декорациям. Арсенал выразительных средств артистов - мимика, телодвижение и символичный опоэтизированный жест. Выступление артиста в эстрадном номере доказало, что пантомиме доступны публицистичность, лиризм, плакатная агитационность, сатирический эксцентризм. Неоднократные гастроли М.Марсо в нашей стране с конца 50-х годов немало способствовало увлечению этим искусством, желанию не только подражать, но и искать свои пути. 

Современная пантомима различает два вида: искусство "мима", когда на эстраде дейтвует только один артист (например Л.Енгибаров, А.Елизаров, А.Жеромский) или целый театр пантомимы с репертуаром спектаклей с музыкой, декорациями, реквизитом, костюмами: "Роман с контрабасом" по А.Чехову, "Неизвестный солдат", "Квукольная драма" и другие в исполнении артистов Экспериментального театра-студии пантомимы под рувководством 

Румнева; "Балаганчик" по пьесе Блока, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" по пьесе Пабло Неруды и другие в исполнении артистов Московского театра под руководством Г.Мацкявичуса; спектакли клоун-мим-театра "Лицедеи" и др. В пантомиме артист, возбуждая фантазию зрителей, может не только передать определенную ситуацию, но и достичь философских обобщений ("В церкви" - Енгибаров, "Бумажный солдатик" - Жеромский). Артист в пантомиме может исполнять сразу несколько ролей, разыгрывая целую пьесу ("На призывном пункте" - Енибаров, "Концерт" - Елизаров). Пользуясь средствами пластической выразительности, артист изображает растение, животное, создает иллюзию ветра, дождя, морской волны и др. Иногда номера в стиле беспредметной пантомимы сопровождаются музыкой, пением, декламацией: "Звездный дождь" - Енгибаров (реж.Ю.Белов), "Монологи" - Елизаров (реж.М.Лиепа), "Причуды мима" - Жеромский (реж.Г.Чухрай, С.Каштелян). Пантомима обогащает номера фокусников, жонглеров, акробатов, придает им оригинальность и содержательность (постановки Каштеляна, А.Бойко и др.). 

В жанре пантомимы на отечественной эстраде в разные годы успешно выступают: В.Арьков, Э.Коновалов, И.Рутберг, В.Спесивцев, А.Чернова и Ю.Медведев, И.Дагаева и Л.Карпенко, В.Пасынков и Г.Дмитриева, Б.Агешин, А.Анютенков, С.Власова и О.Школьников, Б.Амарантов, Н. и О.Кирюшкины, В.Полунин, С.Шаргородский и др.  

ПАРОДИЯ НА ЭСТРАДЕ 

Это номер или спектакль, основанный на иронической имитации (подражании) как индивидуальной манеры, стиля, характерных особенностей и стереотипов оригинала, так и целых направлений и жанров в искусстве. Амплитуда комического: от остросатирического (уничижающего) до юмористического (дружеский шарж) - определяется отношением пародиста к оригиналу. Пародия уходит своими корнями в античное искусство, в России она издавна присутствовала в скоморошьих играх, балаганных представлениях. На русской эстраде пародия, как и имитация получила распространение с конца 19 века, входила в репертуар артистов И.Гурко, Вл.Хенкина, А.Матова, танцовщика Икара (Барабанов Н.) и др.; злободневные обозрения театров "Буфф", "Фарс". Нарицательным стало название пародийного спектакля "Кривого зеркала" "Вампука, невеста африканская, опера образцовая во всех отношениях" (1909). Пародия на конкретные спектакли, а также на театральные и эстрадные жанры ставились театрами "Летучая мышь", "Кривой Джимми" и др. 

Поставленный в 1946 спектакль Театра кукол под руководством С.Образцова "Обыкновенный концерт" целиком состоял из пародий на различные эстрадные жанры. 

С 60-х гг. на первый план вышла портретная пародия, точнее, имитация голоса того или иного артиста. Неприменным ее условием была широкая известность творческого оригинала. В выступлениях З.Гердта, Г.Дудника, Ю.Филимонова и др. зазвучали голоса Л.Утесова, Э.Гарина, М.Жарова, М.Бернеса, К.Шульженко. Гердт пародировал также манеру чтения стихов известными поэтами: Б.Пастернаком, М.Светловым и др., используя пародийный текст. В 70-е гг. пародии на известных поэтов-шестидесятников исполнял Л.Филатов (Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко). У каждого артиста были свои особенности и приемы исполнения. Так, пародист В.Чистяков в номере "Радиоконцерт по заявкам" искуссно имитировал голоса певиц Шульженко, Зыкиной, Кристалинской, Пьехи и др. Высокий уровень имитации или ее оригинальность давно сделали ее самостоятельным жанром на эстраде. Например, А.Птицын имитирует голосом звучание различных музыкальных инструментов. Следующее поколение пародистов (М.Евдокимов, Р.Мухаметшина) ввело в программу голоса А.Папанова, Е.Леонова, Ю.Никулина, А.Миронова, Т.Дорониной и др. Целый пародийный спектакль "Выхожу один я", где наряду с портретными были пародии на отдельные жанры, показал В.Винокур (1981). С пародиями начинал Г.Хазанов. Появляются новые формы пародий. В 1980 В.Левушкин создал ансамбль музыкальной эксцентрики и пародии "Бим-Бом". Артист А.Песков под фонограммы песен известных певцов Пугачевой, Распутиной, Пьехи, Леонтьева и др. в париках, масках, костюмах средствами пантомимы пародирует манеру и облик своих героев. С конца 80-х гг. в связи с резкими изменениями в России и отменой цензуры объектами эстрадной пародии стали известные политические деятели. Наибольшую популярность в политической пародии приобрел М.Грушевский. В той же области политической пародии на ТВ журналист и эстрадный автор В.Шендерович стал автором цикла "Куклы". Все большую популярность на эстраде завоевывает молодой пародист М.Галкин.  

ТЕАТРЫ МАЛЫХ ФОРМ 

Создание в России театров-кабаре "Летучая мышь", "Кривое зеркало" и др. 

Поражение революции 1905 года завершилось наступлением реакции, сказавшейся и во всех областях искусства. В театре наметился поворот к мистике и эротике. Под личиной мнимого новаторства вошел в моду формализм, Те же процессы нашли свое выражение на концертной и дивертисментной эстраде. Первые театры миниатюр возникли с наступлением реакции - в 1908-1909 годах и заметно подверглись ее влиянию. Это были камерные, интимного характера театры, рассчитанные преимущественно на буржуазную интеллигенцию, - театры пародии и шутки, сочетавшие одноактные пьесы с отдельными эстрадными номерами и с конферансом. Среди многочисленных театров миниатюр выделились "Кривое зеркало" в Петербурге и "Летучая мышь" в Москве - два наиболее самостоятельных по своему стилю театра, эстрадный репертуар которых тесно сплетался с одноактными пьесами и драматическими инсценировками. 

"Кривое зеркало" открылось в 1908 году при Петербургском театральном клубе в качестве ночного театра-кабаре. (Понятие "кабаре" - исполнение эстрадной программы в обстановке ресторана.) Для открытия была поставлена пародия на популярную в то время пьесу Леонида Андреева "Дни нашей жизни", миниатюра Н.А.Теффи "Любовь в веках" и эстрадная программа. Вскоре "Кривому зеркалу" удалось привлечь к себе внимание постановкой "Вампуки, невесты африканской, во всех отношениях образцовой оперы". В этой веселой пародии остроумно высмеивались нелепые условности оперной сцены. Литературные и театральные пародии определили курс "Кривого зеркала". На классический балет "Очарованный и разочарованный лес", на мелодраму, на цыган, на оперетту и др. "Кривое зеркало" не ограничивалось осмеянием рутины, скверных традиций и ремесленных штампов. Оно пародировало и творения Глинки и Бородина, карикатурно представив эпос "Руслана" и "Игоря", Островского и Чехова - пародия-сатира на "Ревизор" (карикатура на новаторский реализм Художественного театра. 

В 1910 году "Кривое зеркало" перестало существовать в качестве кабаре и стало самостоятельным театром и начало ставить реакционные одноактные драмы - образчики декадентской драматургии, Идеологом "Кривого зеркала" сделался модный буржуазный драматург и режиссер Евреинов - декадент и формалист ("В кулисах души"). Действие пьесы происходит в душе, где спорят три "Я". В репертуар входили пародии на декадентскую поэзию, карикатуры на босоножек, подражательниц Айседоры Дункан. В театр шла молодежь. Из них возникла одна из ведущих рассказчиц - Ольга Эрастовна Озаровская, Владимир Хенкин, который обнаружил актерские дарования в области карикатуры и шаржа. 

Информация о работе Эстрадные жанры