Эстрадные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

— 345.92 Кб (Скачать)

В России К. известны с конца XVIII в. Приобрели популярность с утверждением в репертуаре театров (начало XIX в.) водевилей и дивертисментов, состоявших из вокальных, хореографических номеров и водевильных К. Поначалу К. были связаны с сюжетом того или иного водевиля. Но в 20-е гг. для дивертисментов стали сочиняться злободневные К. с самостоятельным сюжетом в каждой строфе. В таком виде эстрадные К. сохранились и по сей день. Первопроходцами нового жанра в России стали известные водевилисты Н. Хмельницкий и А. Писарев. Лучшие исполнители - театральные артисты Н. Дюр - в Петербурге и В. Живокини - в Москве. Эстрадные К. исполняются либо на известные мелодии, либо на музыку, написанную специально. Она должна быть простой, сложная, ритмическая структура мешает восприятию текста, который имеет главенствующее значение. В К. на темы известных песен, романсов, арий рефреном служат поэтические строки оригинала. Именно удачное цитирование, когда знакомые строки на знакомую мелодию приобретают иной смысл, является "солью" К. Если музыка пишется специально, в качестве рефрена (если в нем есть необходимость) используются поговорки, пословицы или просто ходовые выражения. 

Куплетная строфа имеет определенную структуру. Первые строчки - экспозиция, обозначение темы. Затем - развитие темы. И финал, пуант или, как часто говорят на эстраде, - "сброс", по своей неожиданности напоминающий фокус, трюк. В отличие от песни, для которой характерна поэтичность лексики, в куплетах преобладают разговорные интонации. Как любой литературный жанр, К. имеют все компоненты художественного произведения: композицию, образную систему, сюжетные линии (внутри каждой строфы), язык, стиль. Используются самые разнообразные литературные приемы, такие как контаминация, реминисценция, каламбур, аллюзия, гиперметрия и т. п. По своей природе К. афористичны и перекликаются с такими народными жанрами, как пословица, частушка лубок. Впрочем, частушка на эстраде составная часть куплетного жанра. Не случайно острые К., как и частушки под гармонь или балалайку, зазвучали в балаганах, на народных гуляньях, в садах и парках (П. Жуков и Н. Монахов, П. Невский и др.). 

До Октябрьского переворота на русской эстраде К. оставался самым популярным жанром. Причем артисты старались найти свою индивидуальную маску ("танц-куплетисты", "танц-комики", "эксцентрики" и др.). В особой моде были "национальные образы". Известны "малороссийские" куплетисты, греческие, турецкие, кавказские, еврейские. Главной "фабрикой куплетистов" считалась Одесса (П. Бернардов, Л. Зин-герталь, Г. Красавин, Ц. Коррадо, А. Франк, начинавший в 10-е гг. Л. Утесов и др.). 

В советское время К. постепенно утратили свое главенствующее положение. И если в 20-х гг. они еще звучали с эстрады (популярные авторы, умевшие мгновенно откликаться на злобу дня, Я. Ядов, М. Ямпольский) в исполнении П. Муравского, Утесова, В. Коралли и других артистов, то уже в 30-х гг. куплетистов почти не стало. Острые К. зазвучали в КВН. К. и частушки в свои программы стали включать артисты, ранее их не исполнявшие, такие как Е. Петросян, К. Новикова, Л. Шимелов, В. Реутов... Появились и молодые авторы, осваивающие особенности куплетного жанра.  

Сатирический дуэт 

САТИРИЧЕСКИЙ ДУЭТ - одна из форм разговорного жанра, получила распространение еще в начале века ("дуэтисты"). На советской эстраде СД представлен А. Громовым и В. Миличем, П. Муравским и О. Нехлюдовой, Р. Корфом и Я. Рудиным, Н. Тоддес и Л. Домогацкой, Н. Нурм и А. Бонди. В. Пгьченко и Р. Карцевым, Г. и Е.Барковыми (театр "Комики"), куплетистами П. Рудаковым и В. Нечаевым, А. Шуровым и Н. Рыкуниным и многими другими. В форме сатирического дуэта работали и мастера парного конферанса Л. Миров и М. Новицкий и др. В 20-е гг. СД строился на конфликте старого и нового, требовал плакатных решений. Позже утратил открытую публицистичность, приобрел характер жанровой, комедийной или сатирической сценки (В. Коркина и В. Остроухое), инсценированного анекдота.  

Эстрадный рассказ 

  

РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме. 

ИСПОЛНИТЕЛИ КОРОТКИХ РАССКАЗОВ В ТЕАТРАЛЬНЫХ АНТРАКТАХ

(М.Щепкин, Пр.Садовский, И.Горбунов) 

Дивертисмент - (франц. букв. - развлечение) - 1. Вставные, преимущественно вокально-хореографические номера в драматических, оперных и балетных спектаклях 17-19 вв. 2) Программа из номеров различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки и др.), показывавшаяся с 17 в. в драматическом театре по окончании основной пьесы. 

Речевые жанры 

В последующем накоплении эстрадного репертуара, в формировании новых жанров большое значение имели выступления актеров драматической сцены с отдельными номерами в дивертисментах. В 30-ых годах дивертисменты стали явлением частым, особенно в крупнейших столичных театрах - Александринском и Малом.

(В драматических театрах небольшие, состоящие из двух-трех номеров, дивертисменты давались в течение антрактов, почему и получили наименование "антрактов") 

Наряду с танцевальным, с песенным, куплетным жанрами в программу антрактов и дивертисментов вошел также КОРОТКИЙ РАССКАЗ. 

В этой связи прежде всего назовем имя Михаила Семеновича ЩЕПКИНА. 

Щепкин был любителем коротких устных рассказов, источником которых служили либо переработанные им литературные произведения, либо личные наблюдения. Известно, что Гоголь и Герцен почерпнули для себя материал в устных рассказах артиста. Например "Сорока-воровка" записана Герценом со слов Щепкина. Щепкин особенно любил выступать экспромтом в кругу знакомых и на собраниях литературных кружков, где он читал куплеты из водевилей, монологи из пьес. Затем свои рассказы артист исполнял со сцены. Известный щепкинский рассказ об охотнике представляет собой видоизмененный артистом рассказ помещика Горлопанова из комедии Иванова "Женихи". Образ Горлопанова относится к числу лучших в щепкинском репертуаре. Это образ крепостника, хвастуна и задиры, рьяного охотника и любителя гончих собак - тип сатирический, родственный Ноздреву. Рассказ его об охоте, краткий в пьесе, был пополнен множеством подробностей, подмеченных Щепкиным в действительности и превратились в короткий рассказ, вошедший в репертуар антрактов и дивертисментов.

(Щепкин Михаил Семенович - 1788-1863 - русский актер. Основоположник реализма в сценическом искусстве, реформатор театра. Был крепостным, играя в крепостном театре. С 1824 года стал актером московского Малого театра. Друг Герцена, Гоголя, Белинского, Шевченко, он во многом определял идейные и художественные позиции Малого театра. Лучшие роли - Фамусов - "Горе от ума" Грибоедова, Городничий в "Ревизоре" Гоголя, Муромский _ "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина. Сценические и этические принципы Щепкина послужили основой системы К.С.Станиславского. ) 

Наконец, в антрактах стали читаться произведения современных поэтов. Начал читать сатирические произведения современной литературы М.С.Щепкин, который стал выступать в антрактах Малого театра с чтением басен Крылова, прозу Гоголя, стихи Тараса Шевченко, Пушкина. С эстрадным "Скупым рыцарем" Щепкин не расставался до конца жизни. Борясь за реализм художественного чтения, Щепкин прежде всего стремился к простоте и естественности, добиваясь вместе с тем страстной образности. 

Щепкин искал также репертуар в переводной поэзии революционной демократии и выбрал одно из произведений Артура Фрейлиграта, певца революции 1848 года - "Труженик". 

Традиция актерского сочинительства лежала также и у истоков творчества Прова Михайловича САДОВСКОГО, как автора-исполнителя коротких рассказов. Как и Щепкин, Садовский любил рассказывать в компании друзей и знакомых. Он нередко импровизировал и едва ли не первым начал рассказывать "в лицах" различные бытовые сценки. 

Садовский Пров Михайлович (1818-1872), с 1832 актер провинциальных театров, с 1839 в Малом театре. Творчество актера способствовало утверждению на сцене пьес Островского. Участвовал в первых постановках всех его пьес. 

"Слышали ли вы, Иван Парамонович, за морем-то что делается?!" - таким обращением к воображаемому собеседнику начинал Садовский свой рассказ Лудовиг Филиппович", представлявший собой рассказ купца, начитавшегося газет и по своему их толкующему. Знаток русской речи, любитель подражать различным наречиям, ценитель фольклора - Садовский определил новые традиции жанрового рассказа сороковых годов. Вначале Садовский читал короткие рассказы на театральные темы, кот. велись от имени приказчиков или мастеровых. В других рассказах он говорил о политике от лица представителя различных сословий, третьи, возникшие на основе переработки солдатского фольклора - от лица старого солдата компании 1812 года. Свои рассказы актер не только рассказывал, но и играл в лицах. Тургенев написал для него "Разговор на большой дороге" - сценку, рассчитанную на чтение "в лицах". 

М.С.Щепкин и П.М.Садовский - первые профессиональные актеры рассказчики, исполнители короткого устного рассказа в антрактах и дивертисментах - нового жанра, получившее дальнейшее развитие в шестидесятых годах. 

Иван Федорович ГОРБУНОВ 

Среди рассказчиков, выступавших на эстраде во второй половине прошлого столетия, ведущее положение занял Иван Федорович Горбунов, автор рассказов, которые он читал с эстрады.

Сын московского мастерового и крепостной крестьянки он по бедности родителей не смог окончить гимназию и стал заниматься перепиской бумаг. Как репетитор он попал в дом Прова Садовского, где обучал азбуке его сына, а как переписчик оказался вхож к Островскому, с пьес которого снимал копии. Своим будущим Горбунов был обязан этим связям - Островскому как бытописателю-сатирику, Садовскому как актеру-рассказчику. Под впечатлением "Записок замоскворецкого жителя" Островского Горбунов написал свое первое произведение - сцены 2Из московского захолустья"и первые жанровые сцены народного быта - "У пушки" и "Мастеровой". Островский поддержал эти пробы и привлек Горбунова к участию в литературных чтениях редакции "Москвитянина". Здесь Горбунов с большим успехом прочел свой рассказ "Просто случай", который опубликовал в "Отечественных записках" 1855 года - это дата его дебюта и печати. Деятельность литератора все время сочеталась с деятельностью рассказчика. Увлеченный Садовским, Горбунов разучивает его рассказы и, добавляя их к своим, выступает с ними в московских клубах. Затем Горбунов с помощью Садовского становится актером Малого театра, а впоследствии получает дебют в петербургском Александринском театре и вступает в труппу на амплуа комедийного актера и рассказчика в антрактах. Его репертуар состоял из трех-четырех рассказов Прова Садовского и семи-восьми собственных сцен из народного быта. Темы из народного быта и явились тем основным жанром, который разрабатывал Горбунов как писатель и как рассказчик. Один из лучших рассказов из крестьянской тематики "Лес" - крестьянские парни, ушедшие в ночное, у костра, говорят о лешем, лесовике и пр. - поэтическое произведение в лицах, полное юмора и сатиры. Свое лирическое дарование Горбунов посвятил изображению крестьян, горожан всякого толка - мастеровых и фабричных. Сатирическая сторона дарования Горбунова нашла выражение в сценах быта купечества, банковских дельцах и пр. темных личностей финансового мира. В этих рассказах он высмеивал ограниченность, тупость и темноту под оболочкой "купеческого лоска" - напр. рассказ "Заатлантические друзья", "Общество прикосновения к чужой собственности". Также Горбунов показывал квартальных и представителей полицейщины. Наиболее значительно сатирическое изображение в трех монологах отставного генерала Дитятина. Этот образ стал спутником Горбунова в течение всей его жизни. Речи Дитятина импровизировались. Выживший из ума генерал даже не помнил своего дня рождения. Он доказывал, что война портит солдат, треплет мундиры и разрушает строй, разработал трактат "О вреде нововведений" и пр. чушь. Творческий опыт Горбунова значителен - ему удалось ввести в широкий обиход эстрады жанр короткого бытового рассказа. В этих рассказах большей частью нет фабулы и интриги - состоят из кратких реплик-возгласов трех-четырех-шести действующих лиц - каждого из которых играет Горбунов. Умение изобразить эти "перемолвки" в лицах заключалось своеобразие Горбунова как рассказчика, или, как его называли "зачинателя живописного рассказыванья". Другая особенность его творческого метода состояла в импровизации. И, наконец, последнее - мимика. Он играл в лицах, рассказывал на разные голоса, передавая облик, образ каждого, от имени которого говорил. Вот что писал о нем Шаляпин - "Образцом великого художника, который движением лица и глаз умел рисовать великолепные картины, может служить наш известный рассказчик Горбунов. В чтении рассказы его бедноваты. Но стоило только послушать, как он их рассказывает сам, и посмотреть, как при этом он живет, жестикулируя, каждая черта его лица, каждый волосок его бровей, чтобы почувствовать, какая в его рассказах глубочайшая правда, какие это перлы актерского искусства". Итак, Горбунов - актер-рассказчик-мимист. На исходе 60-ых годов, первым среди рассказчиков, Горбунов занял положение гастролера и всей своей деятельностью способствовал распространению жанра короткого рассказа на эстраде, так что уже к концу 70-тых амплуа эстрадного рассказчика стало профессиональным. Рассказчик - вот то новое профессиональное амплуа, представители которого все более пополняли собой профессиональных работников эстрады.  

Конферанс 

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ 

  

ЗАРОЖДЕНИЕ ЖАНРА "КОНФЕРАНС" НА РУССКОЙ ЭСТРАДЕ (Н.Балиев, К.Гибшман, А.Алексеев) 

Конферансье - (от французского - докладчик) - артист эстрады, ведущий концерт. Выступает с самостоятельными, чаще всего комедийными номерами. 

Среди эстрадных жанров конферанс - один из самых молодых. Хотя корни этого эстрадного жанра можно найти в далеком прошлом. Их находят в хоре античного театра, в прологах итальянской комедии масок, в представлениях русских скоморохов и балаганных дедов. 

Возникновение жанра "конферанс" в России относят обычно к началу века и связывают с деятельностью основателя и режиссера "Летучей мыши" Никиты Федоровича Балиева (1886 - 1936). 

Он объявлял и комментировал номера в своем театре, рассказывал публике о многих интересующих ее вещах и, вроде бы непоследовательно перескакивая с темы на тему, создавал впечатление, будто сказанное сегодня сымпровизировано только что. Выходя к рампе, Балиев всматривался в сидящих за столами, чтобы узнать, кто сегодня пришел, кивком головы или даже называя фамилии, здоровался с друзьями, обращался к ним с каким-нибудь смешным замечанием - и контакт с залом был установлен. Все писавшие о Балиеве, и в частности К.С.Станиславский, отмечают его незаурядную находчивость - быстрые и остроумные ответы на реплики зрителей, умение создать атмосферу небывалой свободы и непосредственности между сценой и зрительным залом. Так в октябре 1917 года у памятника Пушкину ежедневно происходили митинги. Слушатели непрерывно лузгали семечки... "А популярный в буржуазных кругах конферансье "Летучей мыши" Балиев, насмехаясь над массами рабочих и солдат, ехидно острил - "А ведь недаром сказал Пушкин - "Ко мне не зарастет народная тропа". Да разве он может зарасти, когда вся тропа к нему густо усеяна шелухой от семечек"... 

Второй зачинатель жанра, Константин Эдуардович Гибшман (1884 - 1944), конферировал в петербургском театре миниатюр "Кривое зеркало". В отличии от Балиева он создал маску конферансье робкого, растерянного, подавленного необходимостью выступать перед публикой. Его речь была невнятна, путанна, прерывалась долгими томительными паузами. Номера объявлялись неясно, сбивчиво, с частыми повторениями одних и тех же слов. Движения неловкие, скованные. Все, что делал и произносил Гибшман, казалось импровизацией. 

С 1920 по 1922 год Гибшман работал в ленинградском театре "Народной комедии". После ликвидации театра снова начал конферировать. Маска предельно застенчивого человека, определившаяся в "Кривом зеркале" осталась неизменной. Вот, к примеру, как Гибшман обьявлял испанский танец. Положение конферансье обязывает сказать что-нибудь развлекательное и веселящее. Артист долго мнется у занавеса, но, так и не вспомнив конца фразы, продолжает - "Испанцы - это народ..." А спустя еще некоторое время добавляет одно только слово - "который... который...". Но больше решительно ничего выжать из себя не может и в отчаянии переходит на какую-то загадочную пантомиму. Сам того не подозревая, Гибшман создал пародию на первый массовый выпуск русских конферансье. А для выступающих в программе актеров Гибшман был хорош тем, что на фоне имитируемого им неумения их номера всегда выигрывали. В образе человека, очень далекого от искусства, Гибшман воспринимал все происходящее на эстраде как чудо, тем самым тоже повышая интерес зрителей к выступлениям артистов. 

Информация о работе Эстрадные жанры