Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат
Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.
1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами
Развитие речевых жанров
связано с уровнем литературы. За спиной
актера стоит автор, который "умирает"
в исполнителе. И все же самоценность актерского
творчества не умаляет значения автора,
во многом определяющего успех номера.
Авторами нередко становились сами артисты.
Традиции И.Горбунова были подхвачены
эстрадными рассказчиками - сами создавали
свой репертуар Смирнов-Сокольский, Афонин,
Набатов и др. Актеры, не обладавшие литературным
дарованием, обращались за помощью к авторам,
которые писали в расчете на устное исполнение,
с учетом маски исполнителя. Эти авторы,
как правило, оставались "безымянными".
На протяжении многих лет в печати дискутировался
вопрос, можно ли считать литературой
произведение, написанное для исполнения
на эстраде. В начале 80-х годов создаются
Всесоюзное, а затем и Всероссийское Объединения
эстрадных авторов, которые помогли узаконить
этот вид литературной деятельности. Авторская
"безымянность" ушла в прошлое, более
того, авторы сами вышли на эстраду. В конце
70-х вышла программа "За кулисами смеха",
составленная по типу концерта, но исключительно
из выступлений эстрадных авторов. Если
в прежние годы с собственными программами
выступали лишь отдельные писатели (Аверченко,
Ардов, Ласкин), то теперь это явление стало
массовым. Успеху немало способствовал
феномен М.Жванецкого. Начав в 60-е годы
как автор Ленинградского театра миниатюр,
он, минуя цензуру, стал читать на закрытых
вечерах в Домах творческой интеллигенции
свои короткие монологи, диалоги, которые,
подобно песням Высоцкого, распространялись
по всей стране.
Острая публицистика
Задорнова привлекает публику в Московский
театр эстрады. Свой театр "Плюс"
создал Измайлов. Вышли на публику и другие
авторы (Альтов, Мишин). В итоге актеры
оказались перед проблемой отсутствия
репертуара. Трудности связаны также с
переменами в стране (после 90-х). Если в
советское время любой сатирический выпад
вызывал живую ответную реакцию, то с уходом
цензуры, когда отпали все запреты, любой
политический выпад утратил былую остроту.
Сатира уступила место, зачастую, низкосортному
юмору. Резкое уменьшение сборных концертов
отразилось и на судьбе конферанса. Речевые
жанры заметно уступили свое лидерство.
На ТВ пользуется любовью
зрителей программа "Аншлаг... Аншлаг...",
посвященная в основном речевым жанрам;
постоянную рубрику "Смехопанорама"
ведет Петросян; артисты Петербургской
эстрады Олейников с Стояновым ведут программу
"Городок". К ним можно добавить "Джентельмен-шоу",
"Юмориста вызывали?".
Фельетон
СОЗДАТЕЛИ ЖАНРА И
ИСПОЛНИТЕЛИ ЭСТРАДНОГО ФЕЛЬЕТОНА СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ,
АФОНИН, ГУЩИНСКИЙ
Фельетон - листок бумаги.
Фельетон это газетное
произведение на злобу дня (политика, экономика,
социальные проблемы).
Эстрадный фельетон,
как жанр окончательно сформировался
в годы Советской власти. На дореволюционной
русской эстраде складывались лишь зачаточные
формы этого жанра. Только в годы гражданской
войны, когда резко возросла агитационно-политическая
роль эстрады, сложился публицистический
фельетон. Эстрадный фельетон рассчитан
на 15-20 минут и должен вбирать в себя самые
актуальные проблемы, которые необходимо
подать в яркой, порой заостренно сатирической
преувеличенной форме. На протяжении 20-х
годов эстрадный фельетон постоянно изменялся
и обогащался. Его становление можно проследить
на примере творчества артистов того времени.
СМИРНОВ-СОКОЛЬСКИЙ
Ведущее место на эстраде
в первое послевоенное десятилетие занимал
Смирнов-Сокольский (1898-1962). Молодой Смирнов-Сокольский
играл на сцене роль босяка, пел хрипловатым
голосом куплеты высмеивающими мещан.
Вскоре куплетная форма заменяется развернутым
стихотворным монологом, который можно
считать ступенькой к фельетону. После
Октябрьской революции Смирнов-Сокольский
навсегда порвал с буржуазной эстрадой.
Отвергая старый репертуар он будет искать
новый. Но новое приходит не сразу, оно
осмысливается в преодолении заштампованных
привычек.
С 1920 года он начал
выступать с новыми фельетонами в эстрадных
программах "Аквариума" и сада "Эрмитаж",
а позднее в Московском театре эстрады.
К этому времени можно отнести резкий
поворот артиста к сатирическому фельетону.
Он все реже выступает с куплетами. Основным
номером его репертуара становится стихотворный,
свободный от композиции монолог-фельетон.
К концу десятилетия окончательно определился
переход артиста к прозаическому фельетону.
Смирнов-Сокольский считал, что артисту
эстрады следует выбирать темы, которые
могут одинаково взволновать и академика
и колхозника. Найти такие темы - самая
трудная задача для фельетониста. "Мне
кажется, - говорил Смирнов- Сокольский,
- что эстрадное искусство должно упираться
корнями в народные балаганы...". Он разговаривал
со зрителем как равный с равным. Читал
ярко, образно, подчиняя себе аудиторию.
Главным его партнером всегда был зал.
Он не был особенно деликатен когда выступал
против хамства, пошлости, глупости, хулиганства.
Некоторые критики даже упрекали артиста
за излишнюю резкость.
В 1946-м году выступая
в театре "Эрмитаж" Смирнов-Сокольский
прочел фельетон "За все настоящее",
посвятив его проблеме требовательности
человека к своей работе, к самому себе.
В 1947 году - фельетон "770 плюс 30", посвященный
30-летию Советской Власти и 800-летию Москвы.
В 1948 году - "Разговор с Христофором
Колумбом" (о социальных противоречиях
современной Америки). Следует отметить
широту тематики и публицистический пафос
артиста, соединенный с пафосом лирическим,
романтическим. Фельетоны "В чужие гудки"
и "Проверьте ваши носы" являются
примерами борьбы против низкопоклонства
перед буржуазной культурой.
За всю жизнь в искусстве
Смирнов-Сокольский написал и исполнил
более ста фельетонов и монологов. Они
художественно неравноценны, но всегда
актуальны и злободневны. Трудно переоценить
то, что сделал артист для эстрады. Он всегда
был борцом за новые идеи. Занимался общественной
и публицистической деятельностью. Смирнов-
Сокольский создатель Студии эстрадного
искувсства, помогавшей воспитанию и становлению
молодых артистов.
АФОНИН
Публицистика насыщала
и творчество другого популярного артиста
эстрады, Григория Ивановича Афонина (1894-1959).
До революции он кончил театральную школу
при театре Незлобина и некоторое время
состоял в труппе этого театра. В начале
20-х годов он окончательно уходит на эстраду
и также приобщается к фельетону. При всем
своеобразии он во многом повторяет путь
Смирнова-Сокольского: от монологов, разоблачающих
обывателя, нэпмана, написанных им самим
в раешном стиле, к страстному утверждению
нового мира, достижений молодой страны.
В ранних работах Афонин использовал фельетоны-скороговорки.
Во время войны главной темой становится
борьба с мещанством, обывательским болотом,
пошлостью, бюрократизмом. Он прославляет
в людях героизм ("Песня золота и машин"
1925).
Манера исполнения
фельетонов с эстрады у Афонина была, казалось,
простой. Он читал их как автор, почти не
прибегая к перевоплощению, не пользуясь
реквизитом. Это был разговор с публикой
как с партнером. Афонин был красив особой
русской красотой, чем-то напоминающей
Есенинскую. Когда он выходил на эстраду
в строгом вечернем костюме, он походил
не столько на артиста, сколько на автора,
читающего свое произведение. Пародия,
музыкальность делала его речь плавной
и выразительной. Все в его исполнении
знало меру, которая так необходима в искусстве.
Легкой была его улыбка, опасной ирония,
героичным пафос. Так, исполняя "Московское
обозрение", артист уверенно дает в
своей музыкальной мозаике характеристики
отдельных социальных прослоек столицы.
Афонин написал свыше
ста фельетонов. В 30-х годах он как и Смирнов-Сокольский
перешел на прозу, которая давала ему более
широкие возможности.
ГУЩИНСКИЙ
Среди артистов старой
эстрады был один, который сумел приспособить
свою маску "босяка" к новым требованиям.
Речь идет о Василие Васильевиче Гущинском
(1893-1940), создавшим на советской эстраде
особый вид фельетона-аттракциона. Он
был любимец рабочих кварталов Петрограда,
выступал в саду Народного дома, в "Ниагаре",
в "Олимпии" и никогда не выходил
на академическую сцену. Рабочему зрителю
оказалась близкой и понятной логика его
героя - рубахи-парня, перекочевавшего
из старого мира и оказавшегося в новых
обстоятельствах хитрее и умнее многих.
Его имя - Вас.Вас.- было любовно подхвачено
зрителем и перенесено на самого Гущинского.
Созданный артистом фельетон-аттракцион
требовал большого театрального реквизита,
эксцентрической манеры исполнения. По-своему
это была попытка вынести на эстраду цирковую
клоунаду, цирковой разговорный жанр.
Гущинский был смешен даже своим появлением
на сцене: с круглой лысиной, обрамленной
дыбом вставшими волосами, с приклеенным
нелепым носом, в каких то лохмотьях частями
напоминающих костюм, в рваных ботинках,
но с неизменной хризантемой в петлице.
Эксцентричность его вида дополнялась
еще и цирковой оснасткой, у него "на
сцене загорались глаза, а иногда и уши".
Зонтик, с которым он всегда выходил на
сцену, стрелял в неподходящий момент,
актер обнажал перед зрителем свое сердце
и можно было услышать как оно бьется и
увидеть его пульсацию, когда оно загоралось
и просвечивало через костюм.
На сцене Гущинский
разыгрывал маленький спектакль, который
обставлял театральной бутафорией. То
герой появлялся на самолете (номер созданный
после катастрофы дирижабля "Италия"),
то появлялась лодка (в номере "Буревестник"),
то была построена дача для фельетона
о взяточниках. В фельетоне "Трактор"
он выехал на самодельном тракторе. Реквизит
поражал своей эксцентричностью: у трактора
колеса - портреты в золоченых рамах, мотор
- мясорубка, фары - керосинка, руль - круг
колбасы.
Шло время. Оно диктовало
другие темы, свои задачи, и образ стал
терять свою популярность. Надо было придумывать
новые формы. К середине 30-х годов Гущинский
расстается с маской "босяка", противоречившей
эстетике времени. Стал выступать в обычном
костюме, пытался читать фельетоны от
своего лица, но прежнего успеха не имел.
Новая маска так и не была найдена. Гущинский
вернулся к исполнению куплетов. Умер
он в Арктике, куда группа артистов совершила
первый агитмассовый полет в 1940.
Монолог
МОНОЛОГ в образе -
эстрадный разговорный жанр, в котором
артист ведет речь от лица того или иного
персонажа. Свое название получил по аналогии
с театральным монологом, т. е. с пространной
речью персонажа пьесы, обращенной к присутствующим
на сцене (монологи Фамусова, Чацкого в
"Горе от ума" А. Грибоедова) или к
отсутствующим (монолог Фигаро в адрес
графа Альмавива "Женитьба Фигаро"
Бомарше), а также размышления вслух (монолог
Катерины в "Грозе" А. Островского,
монолог Гамлета "Быть или не быть"
Шекспира и др.). Большинство эстрадных
М. в образе сатирические. На российской
эстраде одним из первых исполнителей
моносценок и М. в образе был артист и писатель
И. Горбунов. В 60-е гг. XIX в. в его репертуаре
появился пародийно-сатирический образ
отставного генерала Дитятина. самодура
и ретрограда. В начале XX в. в популярном
"босяцком, или рваном, жанре", наряду
с куплетной формой, артисты исполняли
М. в образе горьковских героев Челкаша,
Сатина. М. в образе не имеет четкой границы,
отделяющей его от эстрадного рассказа,
если последний также написан от первого
лица. Так на грани этих жанров исполнял
эстрадные рассказы Хенкин, перевоплощаясь
в героя рассказа. Заметное место занимали
М. в образе в творчестве Р. Зеленой, в 30-е
гг. она создала собирательный сатирический
образ Лазуринды Лазаревской, ограниченной
мешанки с большими амбициями.
Наиболее распространены
две формы: артист использует для создания
образа какие-либо театральные атрибуты
в виде лицевой маски или части ее парика,
головного убора и т. д.; артист достигает
перевоплощения в образ лишь актерскими
средствами, мимикой, пластикой, голосом
и т. д. Наиболее наглядным примером создания
самых разных форм М. в образе служит творчество
Л. Райкина. М. в образе занимают главенствующее
место в творчестве Г. Хазанова, Е. Петросяна,
К. Новиковой, Е. Шифрина и других ведущих
артистов эстрады.
Монологи в образе
пишут А. Левин, Л. Измайлов, А. Хаит, С. Альтов,
В. Коклюшкин, М. Жванецкий и др.
Материал предоставлен крайне фрагментарно.
Для получения дополнительной
информации обращайтесь на: info@ruscircus.ru.
Куплет
КУПЛЕТЫ ЭСТРАДНЫЕ
- сатирические, юмористические или публицистические
стихи, положенные на музыку, в которых
каждая строфа имеет самостоятельный
сюжет. Куплетами (франц. couplet) во французской
поэзии назывались парные рифмованные
стихи. Позже там же куплетами стали называться
злободневные сатирические песенки с
рефреном. В XVIII в. такие К. стали составной
частью нового театрального жанра- водевиля.