Эстрадные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

— 345.92 Кб (Скачать)

К создателям конферанса в России относится также Алексей Григорьевич Алексеев (род в 1887). Начинал свою деятельность он в Одессе и Киеве, а с 1915 года выступал в петроградских театрах миниатюр "Литейном театре" и "Павильоне де Пари". Артист выходил на сцену в превосходном фраке и с безукоризненной прической. В отличие от веселого Билиева и чрезмерно застенчивого Гибшмана, для конферанса Алексеева характерно сдержанное, холодноватое и временами язвительное остроумие. Особой приметой стал монокль, который способствовал насмешливому и невозмутимому выражению лица. Алексеев создал иронический образ столичного сноба, вставляющий в свою речь французские слова и фразы, Его остроты, нередко, повторялись. Пошла, например, в ход его шутка о Митьке Рубинштейне, биржевом коммерсанте. В присутствии его самого конферансье рассказал, будто Рубинштейну, идущему однажды по Лиговке, понравился большой дом Перцова, и, узнав, что цена ему миллион, Митька, не останавливаясь, рассеянно распорядился - "Заверните". 

Все эти три выдающихся мастера русского конферанса обладали необходимой для данной профессии общей культурой. Балиев был прежде актером Художественного театра, Гибшман - инженером, Алексеев окончил юридический факультет Киевского университета, говорил на трех иностранных языках, Они знали, чем живет их публика, интересно подавали номера и хорошо помогали актерам.  

Литературная эстрада 

ЭСТРАДНЫЕ ЖАНРЫ 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЭСТРАДА (Искусство ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА) - самостоятельное направление "разговорной эстрады", со своей историей, системой жанров, поэтикой. Термин "ЛЭ" говорит о прямой связи этого искусства с литературой; формирование и развитие ее шло параллельно с развитием русской литературы и театра. История уходит в далекое прошлое, в искусства народных сказителей, украшавших своими повествованиями княжеские застолья, народные празднества. С начала XIX в. наметились две линии: чтение авторами своих произведений (в частных домах, дворянских салонах, на благотворительных вечерах; сохранились воспоминания о чтениях А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Островского) и выступления актеров драм, театров с короткими рассказами, стихами, баснями в дивертисментах, которые шли в антрактах или после основной пьесы, а также в различных литературных кружках. В 1843 в Москве состоялись "Вечера для чтения", посвященные творчеству Гоголя. Писатель откликнулся из Рима письмом, в котором горячо поддержал это начинание ("Я думал всегда, что публичное чтение у нас необходимо..." - Полн. собр. соч. Л., 1952. Т. 8. С. 233). С середины 50-х гг. Литературные чтения проводятся обычно в период Великого поста, когда запрещены спектакли. 

Одним из инициаторов их проведения и постоянным участником был Михаил Семенович Щепкин (1788-1863). В его репертуаре басни И. Крылова, "Старосветские помещики" и "Шинель" Гоголя, пушкинские "Полтава" и монолог Барона из "Скупого рыцаря". Узкому кругу слушателей он читал стихи Т. Шевченко, запрещенные цензурой. Щепкина можно считать также зачинателем исполнения "устных" импровизированных рассказов, основанных на собственных жизненных наблюдениях (позднее возникнет термин "автор-исполнитель"). В литературных вечерах вместе со Щепкиным участвовал другой корифей Малого театра Пров Михайлович Садовский (1818-1872) с гоголевской "Повестью о капитане Копейкине" (из "Мертвых душ"), а также собственными рассказами из купеческого быта. С чтением сатирических произведений М. Салтыкова-Щедрина выступал ученик Щепкина Сергей Васильевич Шумский (1820-1879). Представитель романтического иск-ва, великий трагик Павел Степанович Мочалов (1800-1848) читал стихи К.Рылеева, И. Козлова, "Черную шаль" Пушкина сопровождал музыкой. К концу века публичные чтения (литературные и сборные концерты, всевозможные благотворительные вечера) прочно вошли в культурную жизнь России. 

На рубеже веков появляется В. Комиссаржевская (1864-1910), актриса, наделенная тонкой музыкальностью, чуткостью к поэтическому слову. Начинают действовать учебные заведения: курсы выразительного чтения под рук. В. Сладкопевцева (1912) при Школе сценических искусств в СПб. 

Поиски синтеза искусств на эстраде демонстрирует актриса О. Гзовская, представив "Вечер декламации, пластики и танцев" (1910). Снискал славу в жанре мелодекламации актер Александрийского театра Николай Николаевич Ходотов, выступавший с 1901 в дуэте с композитором Е. Вильбушевичем ("Погасло дневное светило" Пушкина, "В голубой далекой спаленке" Блока, "Каменщик" В. Брюсова и др.). Успехом пользовались выступления в жанре мелодекламации известного киноартиста Владимира Васильевича Максимова, работавшего с пианистом-композитором Б. Битовым. 

С конца 80-х гг. 20 века шоу-бизнес потеснил ЛЭ. Мастера художественного слова по-прежнему выступают в литературных музеях, студенческих и школьных аудиториях. Связанная с театром, ЛЭ будет существовать и развиваться, пока жив театр, в репертуаре которого появляются моноспектакли. Успех на эстраде, как известно, определяет личность актера. ЛЭ требует от него тонкого понимания авторского стиля. Личность актера накладывается на личность автора, по-своему преображает ее, стремясь подать наиболее ярко в соответствии со своим индивидуальным восприятием. Если добавить роль личности артиста, выходящего к публике, как правило, без вспомогательных средств (или с минимумом их), - все эти качества в совокупности позволяют рассматривать мастеров художественного слова в связи с искусством эстрады, как "живой голос литературы".  

ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ 

Вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередко решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастерства исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора. 

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли). 

Вплоть до начала 19 века "российскими песнями" называли вокальные произведения на русском языке в отличие от французских "романсов". В песенниках второй половины 18 века представлены оригинальные авторские произведения. Так, автором 17 "песен" на стихи А.Сумарокова, И.Елагина и др. поэтов был екатеринский вельможа и любитель музыки Г.Теплов (сб."Между делом безделье", 1759). 

На протяжении 19 века формируются различные стилистические типы песен, исполняющихся как на концертной эстраде, так и в быту. В дворянских салонах рождаются романсы А.Алябьева, В.Варламова, А.Гурилева и др. В создании песен участвовали все слои общества, в том числе певцы - выходцы из крепостных - И.Рупин ("Вот мчится тройка почтовая"). В 60-х годах 19 века в связи с модой на французскую оперетту на эстраде утверждается "каскадный" репертуар - песенки фривольного содержания в сопровождении канкана - шансонетки. Дорогостоящие "звезды" выступали в шантанах, варьете, а популярные хоры лапотников обслуживали публику летних парков и манежей. На концертной эстраде блистали мастера оперы, оперетты, драмы, даже популярные поэты - С.Петров-Скиталей, певший под аккомпанимент гуслей. Большое распространение получила русская городская песня, романс, "Цыганская песня", куплеты. Массовый слушатель искал в "цыганщине" легкости, свободы, сильных чувств (А.Вяльцева, Н.Тамара, А.Давыдов и др.). Цыганским романсом увлекались Толстой, Куприн, Блок, посвятивший ему стихотворение "Натянулись гитарные струны...". 

Расцвет российской эстрады проходил на фоне небывалого роста нового средства "массовой информации", как грампластинок. Между 1900 и 1907 годами было продано 500 тысяч граммофонов, а ежегодный тираж пластинок дошел до 20 миллионов штук. Наряду с легкой музыкой, на них было много и классики (Шаляпин, Карузо). 

С исполнителями-солистами соперничают популярные хоры Д.Агренева-Славянского, И.Юхова и др., исполнявшими песни в "русском стиле" ("Солнце всходит и заходит", "Ухарь- купец и др.). С русскими хорами конкурировали оркестры балалаечников, рожечников, гусляров. 

В 10-е годы получают известность первые подлинно фольклорные исполнители, такие, как ансамбль М.Пятницкого. В театрах и кабаре Петербурга и Москвы появляются артисты с "интимной" манерой французских шансонье (А.Вертинский). Уже к концу 19 века произошло четкое деление песни на "Филармоническую" (классический романс) и собственно "Эстрадную" (цыганский романс, старинный романс, песни настроений). В начале 20 века получают распространение массовые песни, которые поют на политических сходках, демонстрациях. Этой песне суждено на ряд десятилетий стать ведущей разновидностью советской песенной эстрады. 

20-е годы - песни революции и гражданской войны ("Мы смело в бой пойдем за власть Советов", "Вихри враждебные" и др.) 

30-е годы - появляется новый сплав - жанр "советской песни" - марши. Но люди жить стали лучше, они хотели другую, "теплую" музыку. "У нас для любви и для боя - марши! Извольте под марши к любимой топать!.." (Маяковский) Первой ласточкой оказалась работа известного симфониста - "Песня о встречном" Д.Шостаковича (1932). Появляются песни любовно-лирические, шуточные, эстрадно-джазовые, спортивные. Ведущим композитором-песенником 30-х годов становится И.Дунаевский, который находит постоянного партнера, поэта В.Лебедева-Кумача. Их первой совместной работой становятся песни к фильму "Веселые ребята" с оркестром Л.Утесова, с Л.Орловой. Дунаевский пишет музыку к фильмам "Вратарь", "Цирк", "Дети капитана Гранта", "Волга-Волга" и др. Дунаевский становится центральной фигурой довоенной советской песни. Рядом с ним работет немало и других талантливых авторов - Л.Книппер "Полюшко-поле", В.Белый "Орленок", братья Дм. и Дан. Покрасс "Три танкиста", Блантер "Катюша", К.Листов "Тачанка", Т.Хренников - песни из фильма "Свинарка и пастух". Многое создавалось "по социальному заказу" - была масса песен о Сталине, о Ленине, Ворошилове и прочих вождях. Советская песня активно обслуживала режим, придавая ему лоск. Но выжили песни и лирические, песни с человеческой интонацией, сердечной теплотой, которую придали им выдающиеся исполнители тех лет - Утесов, Орлова, Шульженко и др. 

Советская эстрада в эти годы мозаична как никогда. В 30-е годы продолжают жить и развиваться романс, цыганская песня, китч, танцевально-бытовая песня. 

Война (1941-1945гг.) Исаковский М. - "Священная война". Общеизвестна роль песен в дни Великой Отечественной. Лучшие из них все же не марши, а лирика, песни о родных и близких, о доме, о любимых - "Землянка" Листов, "Дороги" Новиков, "Темная ночь" Богословский. Война раскрыла многообразие таланта такого русского автора, как Соловьев-Седой. За четыре военных года он в содружестве с поэтом А.Фатьяновым написал около 60 песен, среди которых "Соловьи", "На солнечной поляночке" и др. Песня звучала на фронтовых концертах, в госпиталях, в полевых условиях. Среди наиболее любимых исполнителей - Утесов, Русланова, Бернес. Расцветает талант Шульженко - "Андрюша" (И.Жак), "Синий платочек" (Е.Петербургский). 

Лирический настрой сохранялся и в послевоенные годы - (46-52гг.) "Где же вы теперь, друзья-однополчане" Соловьев-Седой, "Одинокая гармонь" Мокроусов, "Каким ты был" и "Ой, цветет калина" Дунаевского (из музыки к фильму "Кубанские казаки"), "За фабричной заставой" Фрадкин, "Летят перелетные птицы" Блантер. Параллельно с лирической песней процветает "официальная" песня, песня "муцзыкальных плакатов", песня торжеств и шествий - "Гимн демократической молодежи" Новиков, "Если бы парни" Соловьев-Седой". Ведущим композитором этой официозной песни стали С.Туликов "Ленин всегда с тобой", В.Мурадели "Партия - наш рулевой". Вслед за разоблачением культа личности Сталина вновь вместо гимнов-славлений стали преобладать песни лирические. Например, музыкальным символом 6 Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) стала неторопливая, мечтательная мелодия Соловьева-Седого "Подмосковные вечера". "Оттепель" принесла целую группу новых имен, молодых авторов, каждый из которых стал широко известен. 60-е гг. Островский "А у нас во дворе" и "Как провожают пароходы", Калмановский "Я люблю тебя, жизнь", Френкель "Русское поле" и "Журавли", Петров "Я шагаю по Млскве", Шаинский "Дрозды" и др. Ведущей фигурой 60-х становится А.Пахмутова "Песня о тревожной молодости", "Песня геологов", Главное, ребята, сердцем не стареть", "Надежда", "Как молоды мы были" и др. 

С середины 50-х воскрешается песня в танцевальных ритмах (фокстрот, танго, вальс). Популярной мелодией становится, например, песенка А.Лепина "Пять минут" (из фильма "Карнавальная ночь", 1956), которую пела Л.Гурченко, первый отечественный твист "Черный кот" Саульского. Известные эстрадные исполнители конца 50-х-начала 70-х Н.Дорда, И.Бржевская, Г.Великанова, Г.Отс, М.Кристалинская, Э.Пьеха, И.Кобзон, М.Магомаев, Е.Камбурова, Э.Хиль, Л.Зыкина, С.Ротару и др. 

Наряду с песней профессиональной расцветала самодеятельная, "бардовская" или "авторская". Барды, как правило, смоединяли в одном лице автора слов, автора музыки, певца и гитариста - БюОкуджава, Ю.Визбор, М.Ножкин, В.Высоцкий. 

Получают распространение детские эстрадные мелодии - Шаинский "Пусть бегут неуклюже", "Вместе весело шагать", "Кузнечик", "Антошка" и др. 

В 50-60-е гг. стали появляться небольшие ансамбли, вокальные группы - "Дружба" А.Броневицкого, женский квартет "Улыбка", "Орера" в Грузии и др. Наиболее мощное направление с начала 70-х гг. ВИА (бит-песня) - поток поп-и рок-записей-подражание западному шлягеру ("Битлз", "Роллинг стоунз" и др.). Первой советской бит-группой стали ленингр. "Поющие гитары" пр А.Васильева, "Веселые ребята" П.Слободкина, "Песняры" В.Мулявина. Спустя два-три года таких коллективов насчитывалось сотни. С ВИА сотрудничали известные авторы - Фельцман ("Цветы"), Пахмутова ("Песняры"), Фрадкин ("Самоцветы"). У ВИА открылись и свои молодые авторы-исполнители - А.Градский, Ю.Антонов. 

Информация о работе Эстрадные жанры