Эстрадные жанры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:47, реферат

Описание работы

Жанры и формы песни разнообразны: романс, баллада, народная песня, куплет, частушка, шансонетка и др.; разнообразны и способы исполнения: сольная, ансамблевая (дуэты, хоры, вок.-инстр. ансамбли).
Разговорные жанры на эстраде - условное обозначение жанров, связанных преимущественно со словом: конферанс, интермедия, сценка, скетч, рассказ, монолог, фельетон, микроминиатюра (инсценированный анекдот), буриме.

Содержание

1. ЭСТРАДНЫЕ ТЕАТРЫ
1.1. Мюзик-холлы
1.2. Театры миниатюр
2. РАЗГОВОРНЫЕ ЖАНРЫ
2.1. Фельетон
2.2. Монолог
2.3. Куплет
2.4. Сатирический дуэт
2.5. Эстрадный рассказ
2.6. Конферанс
2.7. Литературная эстрада
3. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ
4. ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ
5. ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ
6. ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ
7. КУКЛЫ НА ЭСТРАДЕ
7.1. Агитэстрада с куклами
7.2. Романсы с куклами

Работа содержит 1 файл

эстрадные жанры.doc

— 345.92 Кб (Скачать)

С 70-х гг. стали появляться отечественные, общесоюзного калибра, звезды - Кобзон, Ротару, Пугачева, Леонтьев. 

К середине 80-х отмечается кризис советской песни. Хотя она находит новую жизнь то в "ретро"-звучании отдельных групп - "Браво", "Доктор Ватсон", то в интонациях "кавалерийских" мелодий - "Любе", О.Газманова. 

К концу 80-х гг. ослабевает цензура - это время "стадионных рок-концертов". Затем новое размежевание - рок и развлекательная "попса". Среди песенников-композиторов можно выделить таких, как Макаревич, Гребенщиков, Градский, Шевчук, Кинчев, Цой, Бутусов, Мамонов. 

Есть своя композиторская группа и среди эстрадных музыкантов. Это Антонов, Пугачева, Газманов, Лоза, Кузьмин, Добрынин, Корнелюк и др. Прошлая песня была преимущественно композиторской, нынешняя - "исполнительская". 

Среди исполнителей, на которых ориентируются современные молодые композиторы - И.Аллегрова, Азиза, Агутин, Апина, Ветлицкая, Валерия, Кирковров, Меладзе, Орбакайте, Пенкин и др. 

Сосуществуют множество стилей, манер и направлений - от сентиментального китча и городского романса до панка-рока и рэпа. Таким образом, сегодняшняя песня - это многоцветное и многостильное панно, включающее в себя десятки направлений, от отечественных фольклорных имитаций до прививок афро-американской, европейской и азиатских культур.  

ДЖАЗ НА ЭСТРАДЕ 

Под термином "джаз" принято понимать: 1) вид музыкального искусства, основанного на импровизационности и особой ритмической интенсивности, 2) оркестры и ансамбли, исполняющие эту музыку. Для обозначения коллективов используются также термины "джаз-банд", "джаз-ансамбль" (иногда с указанием количества исполнителей - джаз-трио, джаз-квартет, "джаз-оркестр", "биг-бенд". 

Первые московские составы - "Первый в РСФСР эксцентрический джаз-банд" В. Парнаха (1922) и "Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль" (ПЭКСА) Л. Варпаховского (1923) - утверждали джаз как новое, революционное искусство, приспособленное к нуждам современного театра. Только гастроли в Москве, Ленинграде, Харькове и Одессе американских джаз-бандов Ф. Уитерса и С. Вудинга (1926) стали толчком к созданию джазовых оркестров, ориентирующихся на танцевальную и концертную музыку. В 1926 первый профессиональный оркестр собрал пианист А.Цфасман (АМА-джаз). 

В 1927 АМА-джаз выступал на сцене артистического клуба и на эстраде театра "Эрмитаж" в Москве. В том же году в Ленинграде Л. Теплицкий, вернувшись из командировки в США, где стажировался при оркестре П. Уайтмена, организовал "Первый концертный джаз-банд", в который вошли преподаватели консерватории и музыканты из симфонических и духовых оркестров.В 1928 в Ленинграде возник "Передвижной концертный джаз-банд" Б. Крупышева, впервые исполнявший негритянские блюзы. Лабораторией инструментального джаза стала "Ленинградская джаз-капелла" Г. Ландсберга и Б. Крупышева (1928). 

Новой формой джаза на эстраде стал Теаджаз, созданный в 1929 в Ленинграде Л. Утесовым и Я. Скоморовским. Первые программы Теаджаза - "Теаджаз" (1929). 

В 30-е гг. наблюдается повсеместное проникновение гражданской и лирической песни в репертуар концертирующих джаз-оркестров. Инструментальному джазу гораздо больше внимания уделяли оркестры Радиокомитетов (Цфасман, Варламов, Минх), а с 1938 специально созданный Гос. джаз-оркестр СССР (рук. В.Кнушевицкий). 

В период Великой Отечественной войны джаз-оркестры выступали на фронтах и в тылу с эстрадными обозрениями, проникнутыми военно-патриотической тематикой. Теаджаз Утесова поставил программы "Бей врага. 

Начавшаяся во второй половине 40-х холодная война и последовавший за ней изоляционизм приостановили развитие джаза. Только в середине пятидесятых на эстраду возвращаются джаз-оркестры с эстрадно-песенными программами. Утесов поставил обозрения "И в шутку, и всерьез" (1953), "Серебряная свадьба" (1954) и др. В Москве выступали джаз-оркестры Ренского, Рознера, А. Горбатых, Д. Покрасса. В Ленинграде эстрадно-театрализованные программы представил джаз-оркестр А. Блехмана. Толчком к развитию джаза стал VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (1957, Москва), в рамках которого был проведен конкурс джазов.  

ТАНЕЦ НА ЭСТРАДЕ 

Это короткий танцевальный номер, сольный или групповой, представленный в сборных эстрадных концертах, в варьете, мюзик-холлах, театрах миниатюр; сопровождает и дополняет программу вокалистов, номера оригинальных и даже речевых жанров. Складывался на основе народного, бытового (бального) танца, классического балета, танца модерн, спортивной гиманстики, акробатики, на скрещивании всевозможных зарубежных влияний и национальных традиций. Характер танцевальной пластики диктуется современными ритмами, формируется под влиянием смежных искусств: музыки, театра, живописи, цирка, пантомимы. 

Народные танцы изначально входили в спектакли столичных трупп. В репертуаре были театрализованные дивертисментные представления деревенской, городской и военной жизни, вокально-танцевальные сюиты из русских народных песен и плясок. 

В 10-20-е годы в петербургских и московских драматических театрах ("Девишник, или Филаткина свадьба" с хорами и плясками, муз. А.Титова. На протяжении 19 века после основного спектакля или в антракте шли дивертисменты с танцевальными номерами. Русские, украинские, цыганские пляски входили в программы народных хоров, выступавших на гуляньях, в садах и парках, на эстрадах вокзалов, позднее кафе-шантанов, театров-буфф. Популярной фигурой народных гуляний стал Д.Юров - музыкант и танцор, глава небольшой "семейной" труппы, с представлением "Русская деревня" (танцы, частушки, игра на балалайке, гармонике). 

Огромную роль в дворянском быту с петровских времен имели балы, маскарады. Обучение танцам входило в непременный кодекс воспитания дворянина. Танцевали вальс, котильон, мазурку и др., все эти танцы исполнялись и на сцене, входили в программу дивертисментов (превосходным исполнителем мазурки был премьер петербургской драмы И.Сосницкий - один из первых Городничих в гоголевском "Ревизоре"). 

Разнообразные танцевальные номера занимали значительное место в репертуаре театров миниатюр. В "Кривом зеркале" особый успех имел Икар (Н.Барабанов), блестящий имитатор женских танцевальных номеров. В московских театрах миниатюр - Никольском, "Летучей мыши" начинал К.Голейзовский. Всевозможные стилизованные куколки, маркизы представали в хореографических миниатюрах "Летучей мыши" в исполнении Е.Маршевой, А.Гейнц и др. 

Широкая панорама танцев на эстраде складывалась не без влияния гастролеров. Французская оперетта, пришедшая в Россию в середине 19 века, ввела в моду так называемый каскадный репертуар, основанный на пластике канкана. Время диктовало новые ритмы, новую моду: в начале 20 века западноевропейские танцы уступили место танцам Латинской Америки (кек-уок, матчиш). В 10-е годы вспыхнуло повальное и длительное увлечение танго. Со временем появилась разновидность танго - "танцы апашей", в которых взаимоотношения сутенера с проституткой передавались неожиданно грубыми танцевальными приемами с применением акробатики. Элетарную публику привлекали танцы босоножек. Они получили распространение в России после неоднократных гастролей Айседоры Дункан (впервые в 1904 году). Ее реформа танцевальной пластики, сценического костюма, использование классической музыки нашли (особенно в Москве) немало приверженцев. Танцовщица Е.Книппер-Рабенек открывает Студию мимопластики (в 900-е годы при МХТ, с 1911 - независимая). 

Проводятся эксперименты по синтезу пластики и поэзии: вечера "Танец под слово" - чтение стихов как фон для пластических композиций танцовщиц Н.Миль (Н.Милюковой), Т.Савинской, также создавших свою студию. В залах благородных собраний, консерватории и московском "Эрмитаже" выступают с концертными номерами артисты Императорского балета: А.Павлова, М.Кшесинская. 

Октябрьские события естественно изменили общую картину. Это отъезд ряда известных танцовщиков за границу. Оставшимся пришлось приспосабливать свой репертуар к задачам, выдвинутым революционной идеологией. Так, танцовщица Мамонтовского театра, "тангистка" А.Комнен вместе с партнером Ивингом (В.Ивановым), став солистами московского Теревсата (театр революционной сатиры), исполняют главные роли в балете "Красная звездочка". Проявляют себя молодые балетмейстеры. Среди них Н.Фореггер с его "танцами машин", сюжетно танцевальными миниатюрами, в которых появляются современные персонажи в исполнении воспитанных в его Мастерской синтетических актеров; используются гротеск, эксцентрика, пластика бытовых танцев. Пересмешник и великолепный стилизатор, Фореггер отдает дань экспрессионизму ("Прогулка, страсть, смерть"). Новаторством стало обращение к джазовой музыке "шумовому оркестру". Лексика фореггеровских танцев используется "Синей блузой", до середины 30-х годов с эксцентрическими танцами будут выступать бывшие синеблузники Л.Беркович и С.Ягодинский. 

Активную деятельность продолжил Голейзовский, работавший в разных жанрах (миниатюры на муз. С.Прокофьева, А.Скрябина, К.Дебюсси, работы в Ленинградских и Московских мюзик-холлах). Своего рода сенсацией стали его танцы "герлс", впервые поставленные в 1928 году. 

К началу 30-х годов танец на эстраде заметно меняется. Ритмо-пластическое направление оказалось под запретом. Исчезли с эстрады "танцы апашей", уменьшилась доля салонных танцев. Их место заняли танцевальные миниатюры, комедийные, сатирические, гротесковые: "Галантерейный" Мея, "Репортер" А.Румнева, "Футболист" А.Мессерер, "Подхалим" В.Цаплин, "Прогульщики" В.Вайонен. На некоторых работах сказывается влияние немецкого экспрессионизма с его акцентом на социальную тематику. Художник-экспрессионист Георг Гросс подсказал создание "Социальных портретов" Л.Спокойской - работы, ярко отразившей тенденцию танцевальной эстрады начала 30-х годов. 

Одновременно на волне увлечения спортом развивается дуэтно-акробатический танец, получивший наиболее художественное воплощение в творчестве М.Понны и А.Каверзина, создававших свои номера на классическую музыку. В репертуаре Редель и Хрусталева нашли сценки "На катке", "После бала" и др. 

Особенно интенсивное развитие в 30-е годы получает нарродный танец. Это узбекская танцовщица Тамара Ханум, которая соединила в своих номерах танец с песней. Успех созданного И.Моисеевым в 1937 году Ансамбля народного танца СССР способствовал рождению многих других (в 1948 появилась знаменитая "Березка", особое место занял Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Красной Армии (позднее Советской Армии). На этом общем фоне заблистал талант М.Эсамбаева, создателя "театра одного танцора". Его программа "Танцы народов мира" получила долгую и счастливую жизнь на эстраде (в 1960г. 1-я премия на 1-ом Всероссийском конкурсе артистов эстрады). 

Однако художественные достижения танцевальной эстрады заметно иссякали - общий кризис в хореографическом искусстве, отсутствие школы. В 60-е годы подготовка эстрадных танцоров и номеров начинается в ГУЦЭИ, в Киевской студии эстрадного и циркового искусства, народно-эстрадное отделение Ленинградского училища им.Вагановой. Вскоре они выпустили талантливых танцовщиков: Р.Петрову, Г. и В.Сазоновых и др. Соответствующие факультеты при ГИТИС и Лениградской консерватории подготовили молодых балетмействеров, работавших и на эстраде: Г.Майорова, В.Елизарьева, Б.Эйфман и др. Для выявления молодых дарований способствовали регулярные конкурсы и смотры. 

В 60-е годы снова приобрели популярность танцевальные номера сатирического плана. Хореографической сатире отдал дань один из самых ярких советских балетмейстеров - Л.Якобсон. Созданный им ансамбль "Хореографические миниатюры" (1969) подводил итоги достижениям академической и эстрадной хореографии тех лет. 

В 70-е годы на эстраду пришли талантливые исполнители: Л.Сабитова, А.Гайдаров, Н. и О.Кирюшкины. Новым словом на эстраде стала программа В.Шубарина "Танцы в современных ритмах", основанная на лексике чарльстона, рок-н-ролла, твиста и степа, на джазовую музыку (1967). 

Танец органично входит в номера разных жанров - стал использоваться в номерах оригинальных жанров, в сочетании с пантомимой, акробатикой, жонглированием и др. (работы С.Каштеляна, А.Бойко и др.). По своему осваивается танец и вокалистами. Неподвижно стоявшие у микрофонной стойки, они к 70-м годам задвигались, затанцевали. Эстрада обогатилась певцами, освоившими современную танцевальную пластику (В.Леонтьев, Лайма Вайкуле, Богдан Титомир и др.). Вслед за А.Пугачевой с ее "Рециталом" большинство эстрадных вокалистов стали выступать со своими танцевальными группами ("Тодес" с Леонтьевым). Неожиданные, экстравагантные сочетания пластики и вокала показывает на эстраде Борис Моисеев. Танец широко используется рок-группами. На основе североамериканских танцев вырабатывается новая танцевальная лексика, осваивается рэп, технотроп, брейк, вбирающие элементы акробатики. 

Не остались в стороне и разговорные жанры (программы К.Новиковой, Е.Шифрина, К.Райкина и др.). Спектакль "Лица", первая работа К.Райкина в Гос. театре миниатюр (1982), была целиком построена на танце. 

В 90-у годы танец на эстраде резко поляризировался, как бы вернувшись к ситуации 20-х годов. Танцевальные коллективы, занятые в шоу-бизнесе, вроде "Эротик-дэнс" и др., делают ставку на эротику - выступления в ночных клубах диктуют свои законы.  

ЦИРКОВЫЕ ЖАНРЫ НА ЭСТРАДЕ 

На эстраде издавна существуют ряд жанров, обьединенных общим названием "оригинальные". Они принадлежат цирковому искусству. Это различного рода акробатические номера, жонглирование, эквилибристика, гимнастика, иллюзия, манипулирование, мнемотехника, звукоподражание, вентрология (чревовещание), клоунада и др. 

Взаимосвязь эстрады и цирка имеет глубокие исторические корни. В России эти корни уходят в творчество скоморохов, которое представляло собой эстрадно-цирковое исполнительство. Позднее в русском балагане вместе выступали гимнасты и плясуны, акробаты и рассказчики, атлеты и звукоподражатели, фокусники и певцы. Такое же сосуществование эстрадных и цирковых жанров было показательно и для эстрадных программ садов и парков второй половины 19 века. После Октябрьской революции артисты эстрады, исполнители цирковых жанров, служили революции, разъезжая с 1918 года по фронтам, выступая перед солдатами Красной Армии. В дальнейшем цирковые номера включаются в сюжетно-тематические постановки и обозрения эстрадных театров и мюзик-холлов. В 1919 году в блестящих эстрадных программах "Дома цирка", организованного в Москве в 1918 году, выступают артисты московских цирков: эквилибрист Боренко, клоуны Беллинг и Пишель, акробаты-эксцентрики Коранжо, жонглер В.Феррони, клоун-прыгун В.Лазаренко и др. В "Вечере шуток", проходившем в Колонном зале Дома Союзов в 1920 году, участвуют музыкальные клоуны-сатирики братья Танти и дуэт музыкальных клоунов С.Гарин и Н.Вильтзак (Бим-Бом). Осенью 1922 года здесь же выступает со своим спектаклем зверей шут и сатирик Владимир Дуров. 

Информация о работе Эстрадные жанры