Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 18:58, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть значение работы различными

художественными материалами в развитии навыков по изобразительному искусству.

Задачи:

1. Изучить специальную литературу по теме.

2. Определить, в каких условиях успешно проходит процесс

усвоения знаний школьников.

3. Разработать конспекты уроков.

Содержание

Введение…………………………………………


Глава 1. Художественные материалы

1.1. Особенности творческой деятельности…..

2.Графические и живописные художественные материалы…………………………………..


Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе

2.1. Анализ программ по изобразительному

искусству……………………………………

2.2. Методика развития творческой графической

деятельности учащихся

2.3. Конспекты уроков………………….


Глава 3. Творческая работа

3.1. Последовательность видения работы над

пейзажем……………………………………


Заключение…………………………………………….


Список литературы…………………………………..

Работа содержит 1 файл

дипломка.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     Главное управление образования Курганской области

     Государственное образовательное учреждение

     Среднего  профессионального  образования

     «Катайский  педагогический техникум» 
 
 
 
 
 

     Дипломная работа 

     Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства 
 
 
 

     Выполнил: Салихов Жалиль

                            Рамазанович

                                            специальность 050603

                                                     изобразительное искусство

                         и черчение

                                        курс IV, группа 341   

                                                       Руководитель: Тройнин

                                                       Виктор Григорьевич 
 
 
 

     Катайск 2010

     Оглавление 

     Введение………………………………………… 

     Глава 1. Художественные материалы

             1.1. Особенности творческой деятельности…..

      1. Графические и живописные художественные материалы…………………………………..
 

     Глава 2. Изучение изобразительных материалов в школе

          2.1. Анализ программ по изобразительному    

                искусству……………………………………

           2.2. Методика развития творческой графической                

                деятельности учащихся

                 2.3. Конспекты уроков…………………. 

     Глава 3. Творческая работа

                3.1. Последовательность видения работы над

                       пейзажем…………………………………… 

     Заключение……………………………………………. 

     Список  литературы…………………………………..

     

    Приложение  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 
 

     В общественной жизни возрастает необходимость  в формировании и целенаправленном развитии личности подростка, способного понимать, эстетически оценивать и творчески преобразовывать в своей практической деятельности окружающий мир.

     В разрешении проблемы перехода от массового  однопрограммного обучения к индивидуально-дифференцированному, основанному на междисциплинарном взаимодействии научных, учебных и художественно-эстетических знаний, а также - их практической реализации уже в процессе школьного обучения, значительная роль отводится эстетическому развитию средствами изобразительного искусства.

     При этом особое значение приобретает приобщение учеников к богатейшим традициям мировой и отечественной культуры.

     Обучение  и воспитание школьников с использованием творческого наследия старших поколений  способствует формированию их эстетического отношения к окружающей действительности, стимулирует эмоционально-образную, художественно-познавательную активность, способствует развитию      интереса школьников к национальной культуре.

     С древних времён человек занимается изобразительным искусством. Первоначально  это были рисунки, выполненные углем из костра и различными цветными глинами, которыми украшались стены пещеры. Затем постепенно появились краски для письма на бумаге и ткани, дереве, керамике. Природные красители смешивались с различными связующими средствами: клей, лак, глина; которые разбавлялись водой, маслом или были сухие: графит, пастель, соус, сепия.

     В современной жизни изобразительное  искусство вновь стало вызывать к себе большой интерес. Живопись создаёт ощущение восприятия предмета, его цвет, материальность, тональные различия,  воздушную среду. Вместе с тем способна вызвать определённые чувства у зрителя: успокоенность, тревогу, радость или угнетённость. Работы, выполненные в живописных и графических техниках, органично вписываются в интерьеры, как в жилых, так и в рабочих помещениях. Эти работы представляют различные жанры искусства. В зависимости от назначения помещения используют самые различные художественные материалы. В живописи - акварельные, гуашевые, масленые краски. В графике - карандаш, уголь, сангину, соус. Художник в силу природного характера, выбирает для себя тот материал, в котором может себя ярче выразить, передать своё эмоциональное внутреннее состояние. Потому в ходе занятий изобразительным искусством начинающие должны попробовать работать разными художественными материалами, изучать их возможности, приёмы работы с ними. И выбрать для себя наиболее интересную изобразительную технику (графика или живопись). Изучение возможностей различных материалов начинается, может и неосознанно, с раннего детства. Затем продолжается в школе, художественной школе, в кружках ИЗО, изостудиях.

     Объект  исследования: деятельность школьников

по освоению различных художественных материалов на уроках ИЗО.

     Предмет исследования: условия, при которых ученики наиболее

успешно осваивают работу различными художественными  материалами.

     Цель  исследования: раскрыть значение работы различными

художественными материалами в развитии навыков  по изобразительному   искусству.

     Задачи:

       1. Изучить специальную литературу по теме.

       2. Определить, в каких условиях успешно проходит процесс

усвоения  знаний школьников.

       3.   Разработать конспекты уроков.

     Методы  исследования:

     1. Изучение специальной литературы.

         2. Изучение школьных программ по ИЗО. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Глава 1. Художественные материалы

                         1.1. Особенности творческой деятельности 
 

      Каждый  ребенок уникален и талантлив - это  целый мир нереализованных возможностей. Задача учителя заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать условия для творческой реализации ребенка. В детстве рисуют все. Известно почему - человек пытается осознать видимое и отобразить это. Но не у всех получается, ведь нужно знать, как рисовать, с чего начать и что использовать. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.

     Общие возрастные особенности у каждого  ребенка проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один ребенок может быть более  эмоциональным, другой - менее. Память, мышление, внимание могут быть самыми различными у разных детей.

     Для того чтобы правильно руководить детским творчеством, нужно знать  особенности изобразительной деятельности детей. Эти знания помогут найти  ключ к сердцу ребенка, установить с  ним контакт, развить его художественные способности и эстетические чувства, помогут понять, как познает ученик действительность, как развиваются его зрительное восприятие, воображение, пространственные представления, память и др.

     Нужно сделать все возможное, чтобы  сохранить у ребенка тягу к изобразительной деятельности, и если ее нет, то пробудить, а затем и развить познавательные интересы. Повышенная склонность учащихся к       изобразительной деятельности является показателем

     пробуждающихся  у них способностей к художественному творчеству и развитие к нему интереса. А развить интерес к творчеству у каждой отдельной личности можно только с учетом индивидуальных способностей.

     Занятия по изобразительной деятельности предоставляют  широкие возможности для изучения особенностей детей и осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку, что содействует развитию у них не только художественно-творческих способностей, но и внимания, наблюдательности, настойчивости и воли. Формирование этих качеств является существенным условием для подготовки ребенка и обучению и полноценного развития личности. В творческом развитии проявляется общее и особенное.

     Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженными  особенностями, индивидуальностью. Индивидуальный подход заключается в управлении развитием человека. Это не значит, что мы приспосабливаемся к отдельному учащемуся, наоборот мы приспосабливаем формы педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень развития личности.

     Степень оригинальности художественного образа определяется зоркостью видения  и остротой восприятия жизни, эстетическим вкусом и воображение художника. Именно эти качества должен взращивать в своем ученике педагог на уроках искусства независимо от того, задает ли он ему определенную тему творческого задания или же предлагает выбрать ее самому.

     Основной  задачей уроков изобразительного искусства  и является развитие художественно-творческих способностей детей и подростков путем целенаправленного и организованного обучения.

     Проявление  творчества характерны для ребенка  с самого раннего возраста, ибо  творчество - норма детского развития. Реализация творческих способностей ребенка делает более богатой и содержательной его жизнь, обогащает его сверстников, коллектив.

     Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего  полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением  реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию.

     Творческая  индивидуальность может проявляться  на разных уровнях. От переноса старых знаний, умений, опыта в новую ситуацию до способности найти новый вариант решения проблемы. Создать новый продукт.

     Существенное  влияние на ребенка оказывает  и возраст. Чрезвычайно важное значение для развития личности школьника  имеют богатство его жизненных впечатлений и социальный опыт.

     Развитие  творческих способностей в школе  осуществляется на уроках технологии, МХК и ИЗО. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках ИЗО, школа дает представления о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2. Графические и живописные художественные

     материалы 
 

      Слово «графика» происходит от греческого слова «графо». Что означает «писать,   «чертить»,   рисовать.   Поэтому   всякое   призведение, • в   котором главными   средствами   выразительности   служат   линия,    пятно,    контур, контрасты чёрного и белого, считается произведением графики. Один из видов графики - рисунок.

     Бумага

       Согласно ГОСТУ бумага в зависимости от ее целевого назначения

разделяется на классы и группы. Бумага ватман, полуватман, рисовальная и чертежно-рисовальная, каждая характеризуется определенной плотностью и фактурой верхнего слоя.

     Белая бумага важна для акварельной  живописи, для выполнения рисунков углем или сангиной можно использовать самую различную бумагу. Цветную бумагу можно подготовить и самому.

     Выбор различных графических материалов в работе над рисунком должен быть обусловлен как степенью подготовленности рисовальщика, так и учебно-творческими  задачами, решаемыми в конкретной натурной постановке.

Информация о работе Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства